Действия, нарушающие и не нарушающие намаз, по мазхабу имама Абу Ханифы

1. Несоблюдение хотя бы одного из условий правильности намаза. Например, несовершение омовения или неукрытие аврата.

 2. Несовершение одного из составляющих частей намаза. Например, поясного или земного поклона.

 3. Произнесение в намазе слов, не имеющих отношения к намазу. Даже если слово будет состоять из одной или двух букв, но будет иметь смысл. И не имеет значения, как оно было сказано: специально, по забывчивости, по ошибке, в ответ, по незнанию или вынужденно.

 4. Чтение того, что не знаешь наизусть, когда читаешь, смотря в Коран.

 5. Если в намазе произнёс салам с намерением приветствия или ответил на приветствие словами или рукопожатием.

6. Если в намазе попросил у Всевышнего то, что можно попросить у человека (одежду, еду, деньги).

 7. Отворачивание груди от Киблы.

 8. Совершение лишних движений в намазе так, что при виде человека можно было бы сказать, что он не совершает намаз. Это совершение трёх действий подряд в одном ракаате. Например, три шага, вытирание лица три раза или чесание одного места три раза.

 9. Если нарушил омовение специально. Но если ненамеренно нарушил омовение в намазе, то молящийся может возобновить омовение и продолжить намаз.

 10. Промедление на время совершения одного из составляющих намаза после ненамеренного нарушения омовения, бодрствуя.

 11. Намеренное нарушение омовения в последнем сидении после чтения «Аттахийята».

 12. Если нарушил полное омовение – без разницы, это нарушение от взгляда или от мыслей о женщине или это поллюция.

 13. Если подумал, что нарушил омовение, но, выйдя из мечети, понял, что ошибся, то намаз недействителен. Если же намаз совершается вне мечети, то намаз нарушается после того, как человек пройдёт ряды джамаата. А если осознал ошибку до выхода из мечети или вне мечети до того, как выйдет из рядов джамаата, то намаз не нарушается.

14. Приём пищи или воды, находившихся за пределами рта, осознанно или по забывчивости, даже если количество пищи или воды будет малым. Но если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины, то намаз не нарушается. А если было больше горошины, то намаз недействителен.

 15. Ненамеренное открывание одной четвёртой части органа аврата на время совершения одного из составляющих намаза. Но если аврат открыт намеренно, то намаз нарушается сразу.

 16. Откашливание или отхаркивание без причины. Но если это сделано для лучшего чтения или освобождения горла, то намаз не нарушается.

 17. Оханье, аханье и плач в голос от боли, страдания, печали и горя. Но если молящийся плачет от упоминания Рая или ада, а также если больной не может сдержаться от сильной боли, то намаз не нарушается.

 18. Если совершающий намаз ответит чихающему: «Ярхамукаллах».

 19. Если совершающий намаз на хорошее известие ответит: «Альхамдулиллях».

 20. Если совершающий намаз на известие, приводящее в изумление, ответит: «Субханаллах» или «Ля иляха илляллах».

 21. Если совершающий намаз на известие о горе скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджи'ун».

 22. Если имам или совершающий намаз один совершат ошибку и примут подсказку человека, не совершающего с ними вместе намаз.

 23. Если во время намаза исправить ошибку кого-либо, кроме своего имама.

 24. Если совершающий намаз за имамом совершил одно из обязательных действий намаза до имама, например совершил поясной поклон до имама и встал до того, как имам опустил голову для поясного поклона, и затем не повторил его вместе с имамом или после него.

 25. Если одно из составляющих намаза провёл во сне, а затем не восполнил его.

 26. Читать в намазе аяты, подходящие по смыслу на заданный вопрос не совершающего вместе с ним намаз – с намерением ответить на этот вопрос.

 27. Если во время чтения Корана молящийся совершит ошибку, изменяющую смысл Корана.

28. Тихий смех нарушает намаз, но если смех будет громким и его услышат стоящие с ним рядом, то нарушается и омовение.

 29. Удлинение первых букв «А» в такбире «Аллаху Акбар».

 30. Истечение срока ношения масху (кожаные чулки).

 31. Если снял с ноги масху или они упали случайно.

 32. Если совершающий намаз с таяммумом (сухое омовение) увидит воду и будет иметь возможность её использовать.

 33. Если совершающий намаз голым увидит вещь, которой может укрыть аврат.

 34. Если упадёт во время намаза повязка с зажившей раны.

 35. Если во время намаза вспомнит о пропущенном намазе, то намаз нарушается в том случае, если общее количество всех его пропущенных намазов не превышает пяти.

36. Если совершающий намаз полупоклонами из-за болезни исцелится в намазе и сможет поклоны совершать полноценно.

 37. Потеря сознания или приступ сумасшествия во время намаза.

 38. Восход солнца во время утреннего намаза, достижение солнцем зенита во время обоих праздничных намазов и наступление времени послеобеденного намаза во время пятничного намаза.

 39. Стояние в одном ряду рядом мужчины и женщины без преграды между ними в коллективном намазе за одним имамом.

40. Если на тело, одежду или на место совершения намаза попадёт наджас и останется там на время совершения одного из составляющих намаза.

 41. Если имам по причине нарушения его омовения оставит вместо себя человека, который не может быть имамом по какой-либо причине.

 42. Если произнесёт салам находящийся дома после двух ракаатов в трёх- или четырёхракаатном намазе, думая, что он путешественник, или думая, что это пятничный намаз, или перепутав таравих-намаз с ночным намазом.

 Действия, не нарушающие намаз

 1. Если по забывчивости человек произнёс салам для выхода из намаза.

 2. Если съел то, что застряло между зубами, и оно было меньше горошины.

 3. Посмотрев на текст, понял его смысл, но не прочитал его вслух.

 4. Если кто-нибудь пройдёт перед совершающим намаз. Прошедшему перед ним за это будет грех.

 5. Если с вожделением посмотрел на аврат женщины, например на аврат жены, которой дал один развод, даже если с этим взглядом нарушается развод и возобновляется никях.