Торг уместен! Но в рамках Шариата

Этические нормы торговли

Вся хвала Аллаху, Господу миров. Салават и салам Его Посланнику, его семье, сподвижникам и всем мусульманам.

Ни для кого не секрет, что торговля занимает в жизни человека особое, важное место. Основной целью Ислама является благоустройство, улучшение жизни человека в обоих мирах. Поэтому и для торговли Ислам установил определённые правила и нормы, соблюдение которых гарантирует людям успех и выгоду, так же как их невыполнение наносит вред.

Достоинства и значимость торговли

В Священном Коране сказано (смысл): «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество – риба» (сура «Аль-Бакара», аят 275). Также в Священном Коране говорится (смысл): «Разойдитесь по земле и ищите пропитание, т. е. ризк Аллаха» (сура «Аль-Джумуа», аят 10).

В благородном хадисе отмечается: «Справедливый торговец в Судный день воскреснет вместе с сиддикунами и шахидами» (Тирмизи, Хаким и др.). В другом хадисе сказано: «Справедливый торговец в Судный день будет находиться в тени Арша» (Дайлами, Исфахани). Ещё хадис гласит: «Справедливому торговцу не воспрепятствуют войти через любые врата Рая». В другом хадисе сказано: «Вы занимайтесь торговлей, поистине в ней заключены девять десятых пропитания, удела» (Ибрахим, аль-Харби, Саид бин Мансур).

Искренность намерения

Намерение человека, занимающегося торговлей или другой работой, находящегося на какой-то службе, занятого улучшением материального состояния своей семьи, должно быть благим, чистым. В благородном хадисе сказано: «Поистине, деяния рассматриваются по намерениям» (Аль-Бухари, Муслим). Если человек, совершая такие дозволенные деяния, как приём пищи, сон, сближение с супругой и другие мирские поступки, будет иметь хорошее намерение, то они превращаются в ибадат, т. е. считаются богослужением. Намерение торговца должно заключаться в выполнении коллективной обязанности – фарз аль-кифая, которую вменил нам Всевышний Аллах. Ведь если все люди забросят торговлю и никто не будет заниматься ею, то народ погибнет. Также намерение торговца должно заключаться в том, чтобы ему не пришлось заниматься попрошайничеством, ибо оно, кроме крайне необходимых случаев, является запретным (харам) деянием. В достоверном хадисе сказано: «Для того, кто открыл для себя одни врата попрошайничества, Всевышний откроет семьдесят ворот бедности» (Тирмизи). Занимающийся торговлей должен иметь намерение содержать себя, свою семью, детей и родителей, обеспечивать их необходимым и оказывать посильную помощь соседям, бедным и нуждающимся.

Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел со сподвижниками, они увидели, как некий крепкий, сильный и энергичный молодой человек в раннее время спешит по своим делам. Присутствовавшие сказали: «О, какая была бы польза, если бы свою силу и энергию этот парень использовал и тратил на пути Аллаха!» Тогда Пророк (мир ему и благословение) заметил: «Вы не говорите так. Если он спешит в поисках средств для существования, дабы уберечь себя от попрошайничества, то он находится на пути Аллаха. Или если он вышел в путь в поисках пропитания для своих слабых родителей, то он также находится на пути Аллаха. Или же если он вышел в путь с целью добыть средства для содержания своей слабой семьи – жены и детей, то он также является находящимся на пути Аллаха. А если он вышел в поисках имущества с намерением стать богаче других или из гордости, высокомерия, то в таком случае он находится на пути шайтана».

Приобретение необходимых знаний о правилах торговли

В хадисе сказано: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина» (Ахмад, Байхаки, Ибн Маджа). В наше время торговля на рынках и в магазинах получила широкое распространение. Поэтому всякий продавец и покупатель обязан знать арканы (составные части) и шуруты (условия) торговой деятельности. Человек, занимающийся торговлей, не изучив её основы, впадает в грех, и он, сам того не зная, употребляет запретное (харам) и занимается ростовщичеством (риба).

Составные части торговли

Для того чтобы торговля считалась действительной, необходимо соблюдать все её обязательные составные части.

Первой составной частью торговли является наличие продавца и покупателя. Они оба должны быть достигшими совершеннолетия и умственно полноценными. Сделка, совершённая с несовершеннолетним или с умственно отсталым человеком, согласно Шариату, считается недействительной, и деньги, вырученные подобным образом, как и купленный товар, также являются греховными (харам). По мазхабу имама Абу Ханифы, можно заключить торговую сделку с проницательными, сообразительными, но несовершеннолетними детьми, если на то у них есть разрешение опекуна (вали). В противном случае такая сделка запретна. Поэтому по мере возможности старайтесь не вести торговлю с детьми. Если насильно заставили кого-либо совершить торговую сделку, то вырученные от этого средства не являются дозволенными (халал).

Вторая составная часть – это наличие товара. У этого рукна существует шесть условий (шарт):

Первое условие: сама основа предмета торговли должна быть чистой, дозволенной. Если его основа не является чистой, например связана с собакой, свиньёй, кизяком, кровью, спиртными напитками и т. п., то торговой сделки как таковой не получится вообще. Деньги, полученные от их продажи, также являются запретными. Сегодня, к большому сожалению, даже среди мусульман распространена торговля колбасой, содержащей в себе свиной жир, спиртными напитками, одеждой и обувью, сшитыми из свиной кожи, наркотиками, сигаретами и прочими одурманивающими разум веществами. Иметь с такими людьми торговые отношения, покупать у них подобные вещи и употреблять их также является запретным (харам).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Поистине, Аллах запретил алкоголь и средства, вырученные за него, мёртвое животное и деньги, полученные за него, свинью и деньги, полученные за неё» (Абу Давуд). Другой хадис гласит: «Самое достойное для плоти, увеличенной на теле человека вследствие употребления им недозволенного, это огонь Ада» (Тирмизи, Байхаки). Во многих хадисах сказано, что проклятие Аллаха ложится на каждого, кто занимается перевозкой спиртного, на продавца и покупателя, изготовителя и употребляющего, а также на того, кто предлагает употребить его. В наше время многие люди продают кизяк животных в качестве удобрения. Это дозволяется мазхабом Абу Ханифы. Поэтому продающая его и приобретающая стороны пусть следуют его мазхабу.

Второе условие: предмет купли-продажи должен быть полезным. К примеру, можно продавать приносящих пользу насекомых, змей, птиц, кошек, зверей, пчёл. Однако нельзя продавать музыкальные инструменты, изваяния и памятники животным, их портреты и картины. То есть то, что из них запрещено использовать, запретно и для купли-продажи. Но можно продавать куклы для маленьких девочек.

Третье условие: предмет торговли должен покупаться или продаваться его хозяевами или их уполномоченными представителями. Чужое имущество (к примеру, дом, недвижимость, автомобиль и т. п.) запрещено продавать или покупать без его хозяина или без разрешения владельца. Обнаружив его хозяина, необходимо вернуть ему это имущество в том случае, если оно было продано или куплено без его ведома, а если это приобретённое имущество потерялось, то необходимо возместить ему соответствующую его стоимости сумму (например, за краденую машину).

Четвёртое условие: продаваемая вещь должна быть дозволенной для покупателя. Например, утерянную или насильно отнятую у кого-то вещь нельзя продавать другому, не вернув её обратно хозяину.

Пятое условие: необходимо узнать меру предмета торговли, взвесив на весах, подсчитав, измерив сахом (мера сыпучих тел), метром или увидев своими глазами. Если товар, состояние и положение которого не изменяются со временем, видели раньше, то нет необходимости повторно смотреть на него при покупке.

Шестое условие: при купле-продаже нужно остерегаться попадания в риба, т. е. ростовщичество. Люди, занимающиеся обменом валют, торговлей золотыми и серебряными украшениями или пищевыми продуктами, должны досконально изучить всё, что касается риба, прочитав об этом в соответствующей литературе или спросив у учёных-богословов. В противном случае они, сами того не зная, будут заниматься риба, а оправданий, что они, мол, не знали об этом, Всевышний не приемлет. Риба является одним из самых тяжких грехов, и Аллах проклял всякого, кто имеет отношение к этому. Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение) объявили в Коране войну тому, кто занимается риба; в хадисе даже сказано, что грех за ростовщичество более тяжкий, чем за совершение человеком прелюбодеяния со своей матерью. В риба, в частности, попадают люди, которые дают деньги другим под проценты, а также те, которые работают в банках.

Также продавцу и покупателю необходимо произнести «я продал» и «я купил» соответственно. Но нельзя указывать, оговаривать срок и ставить какие-то условия.

Сегодня самым распространённым среди торговцев пороком является обвешивание на весах, обмеривание; в частности, на заправках не доливают горючее топливо, т. е., убавляя другим, прибавляют себе. Это является тягчайшим грехом и насилием, которые запрещены Кораном и хадисами. В Священном Коране сказано (смысл): «Большое горе и пропасть Ада обвешивающим, которые берут сполна, когда отмеривают и взвешивают себе, а когда отмеривают и взвешивают людям, то уменьшают в весе. Разве они не думают о том, что после смерти их снова воскресят в великий День Суда?!» (сура «Аль-Мутаффифина», аяты 1–6).

Великий день, о котором повествует Коран, является тем днём, когда люди будут пребывать в невыносимой тесноте, испытывая сильный голод, жажду и страх, когда солнце будет приближено и люди будут утопать в собственном поту, день, когда люди, будучи не в состоянии терпеть его мучения, будут кричать, чтобы их побыстрее отправили хотя бы в Ад. Всевышний Аллах во времена Пророка Шуайба (мир ему) погубил целый народ, среди которого было принято обвешивать и обманывать людей в торговле. Одна чужая копейка может стоить на том свете миллиарды долларов. Торговцы, обвешивающие людей, обманывают тысячи человек, и это самое худшее, что они делают. Если они захотят попросить у них прощения, то как же они сделают это и как они найдут этих людей?! В прежние времена благочестивые люди, покупая что-нибудь, для уверенности брали на копейку или на зернышко меньше, чем положено; продавая же, давали немного больше положенного. Они говорили, что не продают за зёрнышко Рай и не покупают за него Ад.

Ещё распространённым в наше время обманом в торговле является скрытие дефектов товара: обувь, одежду, фрукты, овощи выставляют лучшей стороной кверху, а испорченную сторону товара, его недостатки скрывают. Продают бензин, перемешав его с этилом, соляркой, сбывают фальшивые доллары и т. п. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) протянул руку за хлебом, собираясь купить его. И хлеб оказался снизу сырым. Тогда Пророк (мир ему и благословение) спросил у продавца об этом, и тот ответил, что хлеб промок из-за дождя. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Почему же тогда не кладёшь хлеб промокшей стороной кверху?» Затем он сказал: «Кто обманывает нас, тот не из нас» (Муслим). Хадис гласит: «Если человек продаст что-либо, скрыв его недостатки, изъяны, то он будет находиться под гневом Всевышнего Аллаха, и ангелы будут постоянно проклинать его» (Ибн Маджа).

Можно описать достоинства товара, однако нельзя (харам) нахваливать его, приписывая не присущие ему качества. Особенно недопустима лживая клятва. В хадисе сказано: «Лживая клятва способствует продаже товара, но и лишает его бараката» (Аль-Бухари, Муслим).

Человек, занимающийся торговлей, обязан изучить условия выплаты обязательного закята с торгового товара. Закят является столпом Ислама. Выплата одного дирхема в качестве обязательного закята лучше, чем добровольное пожертвование (садака) золота величиной с гору. Закят защищает имущество человека от бед, избавляет его от скупости, на имущество выплатившего закят нисходит благодать. В Судный день имущество, с которого человек не выплачивал закят, превращают в больших ядовитых змей, которые обвиваются вокруг его шеи и кусают его. Золото и серебро человека, который не выплачивал закят с них, в Судный день бросают в огонь и накаляют подобно тому, как накаляют железо, прикладывают к его лицу, лбу, к бокам, спине и таким образом мучают его. Домашних животных, с которых он не выплатил закят, превращают в самых больших животных, которые бодают и топчут его. Закят, не выплаченный на этом свете, забирают у человека на том свете. Так говорят Коран и хадисы.

Торговцу также не дозволяется скрывать стоимость продаваемого им товара.

Некоторые наставления и этические нормы торговли

Наставления и этические нормы, которые мы перечислим ниже, не являются обязательными для соблюдения по Шариату. Однако тот, кто выполняет их, получит довольство Аллаха, Его благодать, а также большое вознаграждение на том свете.

1. При купле-продаже чего-либо не одобряется строго настаивать на своём и упорствовать, лучше пойти на небольшие уступки, ибо есть хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) просит для такого человека милосердия у Всевышнего Аллаха.

2. Не рекомендуется торговцу продавать товар за деньги, превышающие стоимость, за которую он купил этот товар, более чем в два раза. Некоторые богословы говорят, что надбавка должна соответствовать одной трети стоимости товара, но дозволяется продавать и за большее.

3. Товар, приобретаемый для перепродажи, должен быть хорошего качества, ибо подобный товар хорошо раскупается и в нём заключено больше благодати.

4. Торговлю необходимо вести товарами, которые приносят людям пользу. За это человек, кроме мирской прибыли, получит и вознаграждение на том свете соответственно его намерению. А такие бесполезные вещи, как папиросы, взрывчатка, изображения животных, даже запрещено продавать.

5. Даже если извлекаешь небольшую прибыль, не отвергай покупателей, потому что это будет благоприятствовать твоей торговле и принесёт тебе больше выгоды.

6. Нельзя завидовать другим братьям по вере из-за того, что у них товар раскупается. Напротив, соверши для них хорошую мольбу, с тем чтобы у них ещё более выросла прибыль.

7. Не будь из числа тех, которые радуются прибыли, но печалятся убытку, ибо ты не знаешь, в каком именно из них заключено благо для тебя.

8. Если человек, совершивший с тобой торговую сделку, пришёл к тебе опечаленный, с желанием расторгнуть уговор, то не отвергай его, ибо в таком случае Всевышний тебе также простит грехи.

9. Не следует клясться именем Аллаха ради торговли, если даже ты прав, ибо мирское богатство не стоит того, чтобы клясться за него именем Всевышнего.

10. Всякий раз, когда заходишь на рынок, прочти: «Ля илягьа илляллагьу вахIдагьу ля шарика лягьу, лягьуль-мульку ва лягьуль-хIамду, юхIйи ва юмиту, ва гьува хIаййун ля ямуту биядигьиль хайру, ва гьува гIаля кулли шайъин къадир». Хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу запишут тысячи благих деяний, простят тысячи грехов и возвысят на тысячи уровней перед Аллахом. (Тирмизи)

11. Во время пребывания на рынке постепенно старайся привыкнуть поминать Всевышнего Аллаха. В хадисе сказано, что человек, поминающий Аллаха среди отвлечённых от Него, подобен живому среди мёртвых. Никак нельзя допускать упущения в намазах, посте и т. д., будучи занятым торговлей.

12. Будучи занят на мирском рынке торговлей, не забывай о рынке вечной жизни и её торговле. Рынком вечной жизни являются мечети, а её торговлей является поклонение Аллаху. Знай, что ты больше нуждаешься в рынке Ахирата и в его торговле.

13. Не будь жадным до мирского богатства, ибо если даже все обитатели небес и земли придут на подмогу, ты всё равно не получишь больше, чем предписано тебе.

14. Веди побольше торговлю и с бедными. Имей также намерение делать пожертвования для них, если они окажутся не в состоянии платить тебе, ибо Всевышний Аллах любит бедных и нуждающихся.

15. Всеми силами старайся не смотреть на рынке на запретное. В хадисе сказано, что огонь Ада не коснётся глаз, которые из боязни перед Аллахом отводили от запретного. Если взгляд упал на подобное, то сразу же раскайся, ибо кающийся в своих грехах подобен не совершившему их, если даже он в течение суток совершает грехи 70 раз и раскаивается в них столько же раз.

16. Если заметил, что кто-либо обманывает другого, то попытайся мягко наставить его, ибо это является обязанностью.

17. Увидев, как брата по вере обманывают, окажи ему свою поддержку, и Всевышний на том свете защитит тебя.

18. Не полагайся на людей, не бойся их и не гордись перед ними. Уповай только на Всевышнего Аллаха, ибо Он достаточен для тебя как Покровитель.

19. Не подобает мусульманину входить на территорию рынка первым и выходить с него последним. Хадис гласит, что плохими местами на земле являются рынки. (Но ещё худшими являются сауны, казино, стриптиз-бары и т. п.)

20. Полагая, что твой удел, пропитание уменьшается и запаздывает, не пытайся добывать его запретным путём, ибо в хадисе сказано, что посредством запретного невозможно получить блага Аллаха.

21. После возвращения с рынка всегда старайся отправляться в мечеть и на собрания (маджлисы), где приобретают религиозные знания. Ведь тебе не обойтись без религиозных знаний об имане (вере), Исламе, намазе, связанных с торговлей и т. д.

22. Находясь на базаре, старайся искренне и деликатно повелевать благое и запрещать порицаемое. В хадисе сказано, что другие благие дела по сравнению с этим указанным настолько малы, насколько ничтожна слюна по сравнению с морем. (Дайлами)

23. Помогай своему коллеге по работе или работающему по соседству с тобой и не проявляй вероломства. Хадис гласит, что предательство является признаком лицемера.

24. В последнее время распространился такой очень плохой и позорный обычай, как отправление женщин для торговли в другие города и даже страны. Женщине запрещено отправляться в путешествие без сопровождающего её махрама (отца, мужа, сына, брата и т. д.). Если женщины не соглашаются оставаться дома, то почему же мужчины не отправляются вместе со своими жёнами, дочерьми, сёстрами, матерями, чтобы сопровождать их?! Почему они остаются дома, отправляя своих женщин в подобные места?! Или почему не велят им остаться дома, довольствуясь тем мирским богатством, что у них есть?!

25. Если кто-то получает от своего дела большую, дозволенную Шариатом прибыль и ту её часть, в которой у него нет нужды, жертвует в пользу бедных и нуждающихся, для мечетей и медресе, то ему лучше заняться этой своей деятельностью, нежели желательным (сунна) богослужением. Аллах больше любит такое деяние раба, которое приносит пользу народу, чем то, которое полезно только ему самому. Однако если кто-то работает с намерением стать богаче, чем другие, или из высокомерия, то подобный человек, согласно хадису, находится на пути шайтана.

Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама. Аминь!