Цените время, ибо вы – это ваше время

Великий праведник Хасан аль-Басри говорил: «О сын Адама, ты – это твои дни. И когда уходит день, то уходит часть тебя».

Самое ценное, чем обладает человек, это его время. И, тем не менее, большинство из нас ни к чему не относится столь пренебрежительно, как к собственному времени. Говорят, спрос рождает предложение. Судя по тому, как развивается индустрия развлечений, можно сделать вывод, насколько распространённым деянием является растрата времени.

Миллионы людей сегодня заняты разработкой и созданием по сути единственной продукции – средств для убийства времени. Кино, телевидение, различные азартные игры, включая компьютерные игры, – всё это не что иное, как орудия для уничтожения самого ценного ресурса, который у нас имеется: нашего времени.

Если вдруг обнаружится, что каждый день от нашего тела отрезают кусочек, каково будет наше состояние? Что мы будем ощущать, наблюдая за тем, как постепенно исчезают наши руки, потом ноги и другие части тела? Нет сомнения, любого из нас подобное привело бы в отчаяние. Но беспокоимся ли мы о потере своего времени? А ведь потеря времени намного страшней, чем потеря органов. Даже если мы потеряем руки и ноги, мы способны на многое.

Пока душа находится в теле, мы можем поминать Аллаха и служить ему, и более того, будем вознаграждены в Судный день за те части тела, которые потеряли, если, конечно, будем проявлять терпение. Но потерянный день нам уже никогда не вернуть. И это ещё полбеды, ведь в Судный день ещё придётся отвечать за растраченное время.

Наиболее действенным средством, который дьявол использует против нас, является внушение нам мысли о том, что впереди ещё много времени для хороших деяний и что мы в любой момент можем наверстать упущенное. У кого из нас не было такого, что в суете дел, в которых протекает наша жизнь, мы иногда как бы пробуждаемся и осознаём, что это не то, ради чего мы появились на свет, и что мы попусту прожигаем жизнь и необходимо срочно что-то менять?

Но в следующий момент приходит другая мысль, которая говорит: нет необходимости в спешке, лучше отложить это дело на потом. Вот эта вторая мысль и есть наущение дьявола, и зачастую многие из нас, следуя ему, откладывают этот важный шаг на какую-нибудь знаменательную дату, как Новый год или месяц поста. И таким образом дьявол добивается того, что год за годом мы откладываем самое важное дело нашей жизни, пока не наступит старость или, что ещё хуже, последний день жизни.

Но забываем мы, что каждый новый день обращается к нам с такими словами: «О сын Адама, вот он я, новый день, и я свидетель твоих деяний. Используй меня во благо, иначе, если я уйду, то не возвращусь более никогда до Судного дня».

Даже если мы, когда-либо осознав, что нельзя далее тянуть, приступим к тому, ради чего мы созданы, окажется что мы упустили самые ценные дни нашей жизни, то есть дни молодости.

Передают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сдвинется нога человека в Судный день, пока не будет спрошен он о четырёх вещах: о его жизни и как он провёл её; о его молодости и как он использовал её; о его имуществе и как он приобрёл и на что потратил его; и о его знании, что он совершил с помощью него».

Как свидетельствует этот хадис, мы будем спрошены отдельно о днях молодости, о том, как и на что их потратили. Это свидетельство того, насколько важно уделять внимание дням молодости.

В другом известном хадисе перечисляются семь категорий людей, что будут в Судный день прохлаждаться в тени, в то время как другие будут мучимы жарой и жаждой. Одна из этих категорий – это те, которые посвятили свою молодость служению Аллаху. Это те, которые не поддались наущениям дьявола и не откладывали служение Всевышнему на потом. Они избрали для лучших дней жизни лучшие деяния, и Всевышний избрал их и возвысил над остальными.

Так что в то самое время, когда вам приходит мысль о том, чтобы отложить хорошие деяния на потом, знайте, от кого исходит эта мысль, и подумайте о том, что вы теряете и что приобретаете взамен, если последуете этому наущению.

Многое из того, что можно сделать, делать не нужно, или Как правильно расходовать время

Сколько было людей, которые понимали важность времени, дорожили каждым своим часом, но, тем не менее, потратили жизнь на несущественные цели! Говорят, одного учёного, посвятившего свою жизнь изучению червей, спросили: «Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» – он ответил: «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая».

Человек может посвятить свою жизнь достижению подобных целей, но он не находит даже одного часа на то, чтобы постараться понять, кто он, как оказался в этом мире, для чего он здесь и куда он направится по окончании жизненного срока.

Всевышний создал нас, и никто лучше Него не может знать, что является лучшим для человека и чему стоит посвятить жизнь. Давайте же обратимся к Книге Аллаха, чтобы найти ответ на этот наиважнейший для нас вопрос.

Всевышний в Коране говорит: «Я не создал джиннов и людей кроме как для поклонения».

Поклонение Аллаху и есть та единственная цель, к которой человек должен стремиться. Всё, что не связано с поклонением, тщетно и, более того, вредно. В представлении тех, кто слабо знаком с религией, человек, который избрал целью своей жизни поклонение, выглядит эдаким отшельником и аскетом, вся жизнь которого проходит в страданиях и мучениях. На самом же деле избравший для себя путь поклонения намного счастливей даже в этом мире, чем раб мирского.

Во-первых, ему нет необходимости отказываться от всех мирских благ, он может обладать хоть богатствами всего мира и, тем не менее, оставаться праведным рабом Аллаха. Вспомните пример пророка Сулеймана, мир ему. Более того даже за вроде бы мирские в нашем понимании деяния он может получить вознаграждение на том свете.

Согласно хадисам, тот, кто приобретает мирское, дабы обеспечить себя и свою семью и оказывать помощь другим, тот находится на пути Аллаха. Всё дело в намерении, и в Судный день нам воздастся по намерению.

Во-вторых, даже если он будет нищенствовать и несчастья и болезни будут сыпаться на него как град, то и тогда он будет в этом мире счастливее, чем тот, чьё видение ограничивается лишь границами этого мира. Если вы видите спортсмена, который изо дня в день в течение многих месяцев вкалывает ради одного дня – дня, когда он станет победителем на каких-либо соревнованиях, разве вы можете сказать, что он несчастный человек? От одной лишь мысли, что он станет победителем, он уже будет счастлив. Но что есть победа на каких-то соревнованиях по сравнению с Раем? И как же можно предполагать, что тот, кто терпит невзгоды и усердствует в поклонении, несчастен, когда с наградой, которую он получит, не сравнится весь мир и всё, что в нём?

В хадисе говорится: «Как удивительно положение верующего! Поистине, всё в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если его постигает что-либо, что радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает несчастье, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

В-третьих, сердца рабов Аллаха, которые усердствуют в поклонении, Всевышний озаряет благодатным светом. И тот, чьё сердце озарено этим светом, испытывает блаженство, простаивая ночи в поклонении. Известный праведник Абу Сулейман ад-Дарани говорил: «Люди поклонения в ночах своих испытывают большее наслаждение, чем люди развлечения во время развлечений».

Другой праведник говорил: «Если бы правители и их дети знали, в каком состоянии мы пребываем, то они воевали бы за это с оружием в руках».

Тем, чьи сердца мертвы, не понять слов этих праведников, но реальность от этого никоим образом не меняется. А реальность такова: избравший целью своей жизни поклонение Аллаху счастлив, без сомнения, в обоих мирах.

Сначала знания, затем деяния

Первое, что требуется тому, кто избрал путь служения Аллаху, это знания. От выполнения со знаниями даже малого количества деяний можно получить огромную пользу, а без знаний, сколь бы многочисленны деяния ни были, от них мало проку.

Приобретение знаний требует большого усердия, и тот, кто встал на этот путь, должен в первую очередь взять под контроль время, которым он обладает, и остерегаться тратить его попусту. Лишь таким образом великие учёные добились того, чего они добились.

Ибн Акил, который написал множество книг, и одна из его книг состоит из 800 томов, говорит: «Непозволительно мне расточать попусту хотя бы час жизни. Когда мой язык был уже не в состоянии обсуждать или повторять науки, а глаза – читать, я начинал размышлять; когда я лежал и отдыхал, я не поднимался, кроме как имел представление о том, что я буду писать. И я испытываю теперь, когда мне уже восемьдесят, большую жажду и стремления к знаниям, чем в двадцать лет».

Он также говорил, что выбирал пищу, которую нужно жевать меньше, дабы использовать время, которое он тратит на еду, на чтение и работу над книгами.

Когда у Абу Юсуфа умер сын, то он поручил обмыть и похоронить сына одному из своих соседей, дабы не пропустить урок своего учителя Абу Ханифы.

Когда же ученик Абу Юсуфа Ибрахим ибн Джарах навестил Абу Юсуфа во время его болезни, он нашёл его без сознания. Когда тот пришёл в себя, то спросил: «О Ибрахим, каково твоё мнение по такому-то вопросу?» Ибрахим был поражён: «Будучи в таком состоянии, вы спрашиваете об этом?» Абу Юсуф ответил: «Не имеет значения; быть может, кто-нибудь спасётся благодаря этому», – и продолжил обсуждать вопросы Шариата.

Разве не удивительно, что, когда к нам приходит кто-либо и просит у нас денег, нам это не нравится, мы стараемся быстрее выпроводить этого человека и в дальнейшем избегать встречи с ним? Но когда у нас забирают самое ценное, что у нас имеется, то есть наше время, то об этом мало кто из нас беспокоится.

Один человек обратился к Амир бин Кайсу: «Постой, я хочу поговорить с тобой». Тот ответил: «Останови сначала солнце».

Другой учёный, когда посетители слишком задерживались рядом с ним, говорил: «Не пора ли нам попрощаться? Воистину, Господь этого солнца двигает его, и не прекращается это даже на мгновение».

«Но мы не в состоянии, подобно этим учёным, контролировать каждое мгновение своего времени и не тратить время ни на что другое», – может возразить читатель. Тому, кого мучают такие сомнения, я хотел бы привести прекрасное правило, которое гласит: «Не подобает полностью отказываться от того, чего не в состоянии полностью постичь». Если бы люди руководствовались этим правилом, то они бы достигли многого в этой жизни.

Кто из нас не может уделить каждый день хотя бы час времени на приобретение знаний? Ведь, затрачивая на это каждый день хотя бы час, мы можем достичь очень многого.

Во-первых, час, который мы потратили на приобретение знаний, это час, который мы провели в поклонении. Более того, это наилучшее поклонение, на которое мы можем потратить своё время.

Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем приобретение знания».

Во-вторых, благодаря знаниям даже дела, которые внешне выглядят как мирские деяния, мы можем превратить в деяния, за которые получим вознаграждение в Судный день.

В-третьих, ценность поклонения, совершённого со знаниями, возрастает многократно.

Поэтому тому, кто осознал, какую ценность представляет время, необходимо уделять хотя бы несколько минут в день на приобретение знаний.

Знания без деяний – сумасшествие, деяния же без знаний – то, чего не бывает

Али, да будет доволен им Аллах, говорил: «Знания без деяний – это сумасшествие, деяния же без знаний – это то, чего не бывает».

Чтобы не оказаться в числе сумасшедших, мы должны уделять внимание совершению благих деяний. Но, чтобы добиться успеха в этом, нам необходимо научиться контролировать время и правильно распределять деяния по временной шкале.

Ценность деяний зависит от многих факторов, и одним из факторов, который существенно увеличивает ценность деяний, является время, в котором деяние было совершено.

В Коране упоминаются определённые отрезки времени, что является свидетельством ценности этих отрезков. В Священном Коране Всевышний в нескольких местах клянётся временем. В частности, Всевышний клянётся днём, а также ночью, клянётся предрассветным временем, клянётся временем после восхода солнца, клянётся предзакатным временем.

Также в Коране упоминаются месяцы, и из них четыре месяца выделены особо. Упоминается особо и месяц Рамазан – месяц поста. Особо упоминается и пятничный день и ночь Предопределения.

Всё это свидетельствует о значении времени и побуждает к мысли о необходимости правильного использования упомянутых временных отрезков.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые рабы Аллаха – это те, которые следят за солнцем и луной». То есть это те, которые стараются каждое мгновение своей жизни посвятить наиболее предпочтительному в данное время деянию. Узнать же, в какое время какое деяние наиболее предпочтительно, можно из хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). В хадисах подробно разъяснено, каким образом стоит использовать упомянутые временные отрезки и какие деяния предпочтительны в них.

Тому, кто беспокоится о своём будущем и чьи стремления не ограничены лишь преходящим миром, необходимо подробно изучить этот вопрос и постараться получить наибольшую пользу от каждого мгновения.

Я посоветовал бы начать с чтения книги аль-Газали «Начало наставления на путь истинны». В книге подробно разъясняется, какие деяния и каким образом предпочтительно совершать в каждый отрезок времени начиная от пробуждения и до отхода ко сну. Книга переведена на русский язык, и прочитавший эту книгу получит большую пользу.

Те, кто ценят время больше всех

Хасан аль-Басри говорил: «Я застал людей, которые были более алчны по отношению к своему времени, чем вы по отношению к динарам и дирхамам».

Хасан аль-Басри был из числа табиинов, и те люди, о которых он говорит, несомненно были сподвижниками и табиинами. Те, кто в наибольшей степени переняли это качество от сподвижников и табиинов в последующих веках, были суфии.

Имеется много определений суфизма, и одно из определений таково: «Суфизм – это использование каждого мгновения на наиболее предпочтительное в данный момент деяние».

Умар аль-Макки говорил: «Суфизм – это когда раб в каждое мгновение занят самым предпочтительным из того, чем можно заняться в это мгновение».

Крупнейшие учёные признавали это качество суфизма и становились учениками суфиев, стремясь обрести умение наиболее эффективно использовать каждое мгновение.

Передают, что имам Шафии говорил о том, что из общения с суфиями он усвоил две вещи: «Первое: время – меч, и если ты не разрубишь его, оно перерубит тебя; и второе: если ты не займёшь свою душу истиной, то она введёт тебя в заблуждение».

Имам Шафии, который обладал несравненным умом и проницательностью, этими словами отмечает сущность и основу суфизма. И в этой цитате явственно видно указание на то, что именно от суфиев он научился наиболее эффективно использовать время.

Ценность деяний зависит от многих факторов. Выше мы говорили о связи времени с деяниями. Но есть ещё один ключевой фактор, от которого зависит ценность деяния. Это состояние, в котором совершено данное деяние.

Два человека могут совершать одно и то же деяние – допустим, совершать намаз. Внешне у них всё одинаково, но, тем не менее, разница между ними может быть как между небом и землёй. Всё зависит от намерения и внутреннего состояния во время совершения деяния.

Для многих из нас главное – совершить деяние, будь то молитва, чтение Корана, поминание, милостыня и т. д. Но если задать вопрос, каким должно быть духовное состояние во время совершения каждого деяния, сколькие из нас смогут ответить на это?! А ведь это и есть то, что многократно увеличивает ценность совершаемого нами деяния.

Чтобы узнать о внутреннем состоянии во время совершения деяний, самое лучшее, что можно посоветовать, – это прочитать книгу аль-Газали «Воскрешение наук о вере». Это удивительная книга, прочитав которую вы поймёте, насколько ваши деяния далеки от совершенства, даже если вы проводили за ними много дней и ночей.

Планирование, контроль, анализ...

Наша жизнь в чём-то подобна торговле. Как и в торговле, мы имеем основной капитал – наше время, и от того, как мы его израсходуем, зависит, в прибыли мы окажемся или в убытке. Любой предприниматель понимает, что необходимо планировать свои действия, а по завершении анализировать их и на основе анализа предпринимать дальнейшие действия. Подобно этому и мы должны планировать, контролировать и по завершении анализировать наши деяния.

Первое, что мы должны сделать, это составить программу действий. И, конечно, эта программа должна быть составлена в соответствии с теми знаниями, которые дошли до нас от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Также мы должны осознавать, что нам даёт следование пунктам нашей программы. Очень трудно делать что-либо, не понимая, для чего это делается и что оно нам даёт. Особенно это трудно вначале, пока не выработается привычка. Поэтому на начальном этапе особенно важно напоминать себе о ценности тех деяний, которые мы запланировали. Будет замечательно, если у нас дома на видном месте будет висеть плакат с распорядком дня, и напротив каждого пункта будут записаны хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и высказывания учёных, которые свидетельствуют о ценности каждого запланированного деяния.

К примеру, если мы записали первым пунктом «проснуться до рассвета и совершить молитву», то пишем рядом хадисы, которые свидетельствуют о ценности этого времени и о желательности совершения молитв в данное время. И если перед отходом ко сну, а также после пробуждения мы перечитаем эти хадисы, то, несомненно, у нас увеличится желание провести это время в поклонении.

Также желательно перед отходом ко сну перечитать наш распорядок и проанализировать, удалось ли нам следовать расписанию. Ели обнаружилось, что удалось выполнить всё запланированное, то необходимо воздать хвалу Аллаху, который даровал возможность совершить благое. А если оказалось, что не совершили намеченного, не имея на то уважительной причины, или, что ещё хуже, совершили какой-либо неблаговидный поступок, необходимо раскаяться и по возможности установить для себя какое-либо наказание.

Допустим, если не встали на утренний намаз вовремя, то в этот день вы поститесь или же раздаёте часть своего имущества на пути Аллаха. Также мы должны поставить цель на следующий день и постараться выполнить пункты нашего расписания. И так изо дня в день, пока мы не покинем этот мир.

Каждый день мы начинаем на равных условиях. Богаты мы или бедны, все мы имеем 24 часа. Каждый решает, как потратить этот бесценный ресурс, и от того, как мы израсходовали его, зависит, каково будет наше положение в Судный день.

В тот день одни люди готовы будут отдать всё, что нажили в этом мире, лишь за несколько секунд, достаточных для произнесения формулы единобожия, но уже не будет никогда у них такой возможности.

Другие же будут в блаженстве, так как даже сон их и все те деяния, которые другие считали мирскими, будут записаны как поклонение. И это, несомненно, будут те, кто знал цену мгновениям жизни и не тратил их понапрасну.




قال الحسن البصري : يا ابن آدم , إنما أنت أيام , فإذا ذهب يوم ذهب بعضك

يا ابن آدم أنا يوم جديد، وعلى عملك شهيد، فاغتنم مني فإني إن ذهبت لا أعود إلى يوم القيامة

وقال الحسن رحمه الله: (ما من يومٍ ينشق فجره إلا نادى: يا بن آدم! أنا خلق جديد، وعلى عملك شهيد، فتزود فيَّ بعملٍ صالح، فإني لا أعود إلى يوم القيامة

تصديقا لما نقل عن الحسن البصري , في عبارته الواعية البليغة : (مامن يوم ينشق فجره إلا وينادي : يا ابن آدم , أنا خلق جديد , وعلى عملك شهيد فتزود مني فإني إذا قضيت لا أعود إلى يوم القيامة).

 

حديث معاذ بن جبل رضي الله عنه  الذي رواه الطبراني في المعجم الكبير والبزار في مسنده، وهو صحيح بشواهده، أن النبي صلّ الله عليه وسلم  قال : لا تزول قدما عبد يوم القيامة حتى يسأل عن أربع خصال: عن عمره فيم أفناه؟ وعن شبابه فيم أبلاه؟ وعن ماله من أين اكتسبه؟ وفيم أنفقه؟ وعن علمه ماذا

عمل فيه؟

 

قال صلى الله عليه وسلم: عجبا لأمر المؤمن إن أمره كله خير ، وليس ذاك لأحد إلا للمؤمن ؛ إن أصابته سرّاء شكر ؛ فكان خيراً له ، وإن أصابته ضرّاء صبر ؛ فكان خيراً له.

 

وقال أبو سليمان الداراني ‏:‏ أهل الطاعة في ليلهم ألذ من أهل اللهو في لهوهم‏.

لو يعلم الملوك وأبناء الملوك ما نحن فيه – يعني من النعيم – لجالدونا عليه بالسيوف

ويقول ابن عقيل المتوفى سنة 513هـ صاحب كتاب الفنون ذي الثمانمائة مجلد متحدثًا عن نفسه: "إني لا يحلّ لي أن أُضيّع ساعة من عمري، حتى إذا تعطل لساني عن مذاكرة ومناظرة وبصري عن مطالعه أعملت فكري في حال راحتي وأنا مستطرح، فلا أنهض إلا وقد خطر لي ما أسطره، وإني لأجد من حرصي على العلم وأنا ابن الثمانين أشد مما كنت أجده وأنا ابن عشرين"،

 

ويقول: "وأنا أقصر بغاية جهدي أوقات أكلي، حتى أختار سَفَّ الكعك وتحسِّيه بالماء على الخبر؛ لأجل ما بينهما من تفاوت المضغ، توفرًا على مطالعة أو تسطير فائدة لم أدركها"

 

مات ابن لأبي يوسف تلميذ أبي حنيفة فوكل أحد جيرانه في غسله ودفنه لئلا يفوته درس من دروس شيخه أبي حنيفة.

وقال القاضي إبراهيم بن الجراح الكوفي تلميذ القاضي الإمام أبي يوسف رحمهم الله تعالى، يقول: "مرض أبو يوسف فأتيته أعوده، فوجدته مغمى عليه، فلما أفاق قال لي: يا إبراهيم، ما تقول في مسألة؟ قلت: في مثل هذه الحالة؟! قال: ولا بأس بذلك، ندرس لعله ينجو به ناجٍ". ثم مضى في سؤاله وعرض مسألته العلمية الفقهية.

قال رجل لعامر بن عبد قيس: قف أكلمك فقال : أوقف الشمس.

وكان بعضهم إذا جلس الناس عنده فأطالوا الجلوس يقول: أما تريدون أن تقوموا، إن ملك الشمس يجرها لا يفتر.

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " إِنَّ أَحَبَّ عَبَّادِ اللَّهِ إِلَى اللَّهِ الَّذِينَ يُرَاعُونَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ "

 

و قال الحسن البصري : أدركت أقواما كانوا على أوقاتهم أشدّ منكم حرصا على دراهمكم و دنانيركم .

يقال هو استعمال الوقت فيما هو أولي به .. ولذا قالوا الصوفي ابن وقته

وقال عمر بن عثمان المكي : التصوف أن يكون العبد في كل وقت مشغولاً بما هو أولي في الوقت .

قال الإِمام الشافعي رحمه الله تعالى : (صحبت الصوفية فلم أستفد منهم سوى حرفين، وفي رواية سوى ثلاث كلمات: قولهم: الوقت سيف إِن لم تقطعه قطعك. وقولهم: نفسَك إِن لم تشغلها بالحق شغلتك بالباطل. وقولهم: العدم عصمة)