А если не женится, пусть отдаст часы

Cемья в Исламе – нечто святое, охва­ченное божественной благодатью (если супруги будут строить отноше­ния согласно требованиям Ислама). Молодые люди, связывая судьбы узами брака, наме­реваются создать вокруг себя собственный малень­кий мир, где бы царили мир и спокойствие, где бы они могли делиться друг с другом проблемами. Сам Всевышний говорит нам об этом:

Смысл: «И из знамений, указывающих на могуще­ство Аллаха, что сотворил Он для вас из вас же самих (сотворил Хаву из ребра Адама, а других людей из семени мужчин и женщин), чтобы вы полагались на Него. И сделал между вами любовь и милость. Воистину в этом есть знамения для размышляющих» (Тафсируль Джалалайни, сура «Аррум», 20).

Но не всегда наши желания сходятся с реально­стью. Так и у некоторых молодожёнов брак начи­нается с яростного желания прожить вместе всю жизнь и умереть в один день, а заканчивается… разводом. Причины могут быть разные, начиная с весомых и заканчивая самыми причудливыми.

И как бы парадоксально ни звучало, но часто можно столкнуться с ситуацией, когда отношения в семье накаляются до такой степени, что, когда дело доходит до развода, муж требует от жены компенса¬ции затрат, направленных на покупку подарков и свадебных растрат. Требует вернуть всё до копейки. 

Помните театральную сценку, как в марте муж подарил жене часики, а в апреле они уже… раз­велись? Звонит бывший супруг и просит вернуть часы. Жена расстроена, а отец поёт какую-то песню: «А если он не женится, то пусть отдаст часы». Позже муж присылает SMS со словами: «Верни книжку и начатые флаконы духов!» К вечеру звонит бывшая свекровь с просьбой вернуть доски. Оказывается, на свадьбу, которую праздновали дома у невесты, они давали несколько широких досок, которые клали на табуретки, создавая тем самым скамьи. Так и их вспомнили! Как говорится: ни пяди врагу!

Согласитесь, так живо пересекается эта теа­тральная сценка с реалиями нашей жизни! Все эти словопрения, взыскивания подаренных вещей и безделушек в некой мере имеют место и в нашем быте.

Это как в песне Петра Мамонова: «Отдай мои вещи и то зелёное, помнишь, пальто». Кто-то может подумать: при чём тут песня Мамонова в исламской статье? Тогда спрашивается: а при чём тут требо­вание возврата подарков, ведь это не исламский подход? Какой подход – такой и ответ!

Каков же подход Ислама к этому вопросу? Исламское законодательство говорит, что если муж развёлся с женой после близости с ней, то он не имеет права потребовать назад махр (материальное вознаграждение за её согласие выйти замуж). Все­вышний в Коране говорит:

Смысл: «Не дозволено вам (мужьям), когда разво­дитесь, забирать что-либо из дарованного (в качестве махра)» (Тафсируль Джалалайн, сура «Бакара», 229).

Указывает на то, что отданный махр муж переда­ёт в собственность жены, и следующий аят:

Смысл: «Если вы пожелали, разведясь с одной женой, жениться на другой, и если одной из них вы подарили в качестве махра кинтар (много богат­ства), то ничего не берите себе из этого. Неужели вы станете, притесняя, забирать его?» (Тафсируль Джалалайни, сура «Ниса», 20).

Развод перед половой близостью

Но если же они разводятся, не имея половой близости, то муж может потребовать только полови­ну махра (Мугъниль Мухтадж). Всевышний в Коране говорит:

Смысл: «А если вы дадите развод прежде, чем при­коснётесь к ним, обязав для них условием дать определённую сумму махра, то им – половина того, что вы обусловили».

Коллекция плюшевых медведей

Что касается подарков и средств, которые появились у жены во время брака или до его заклю­чения, – это её имущество. И муж ни при каких об­стоятельствах не имеет права требовать их возврата при разводе, так как это были безвозмездные дары, а не временное помещение ценностей в банков­скую ячейку. Подарки были вручены невесте в знак любви и её большой ценности. Это её собствен­ность, и муж, повторим, не имеет права требовать дары обратно.

Но может случиться, что жена сама решит вернуть подарки мужа. К примеру, если жена вы­бросит с балкона коллекцию плюшевых медведей с криками: «Эй ты, там, внизу! Забери свой зоопарк!» В случае если жена сама настаивает забрать подар­ки, конечно же, можно их забрать.

Всевышний об этом говорит в Коране так:

Смысл: «Кроме случая, когда они (жёны) простят сумму махра, который муж обязан выплатить ей» (Тафсируль Джалалайни, сура «аль-Бакара», 237).

Инициатива развода от жены

Если же инициатива развода исходит со сторо­ны жены, то муж имеет право на хул, то есть муж может потребовать от жены определённую сумму в качестве выкупа для развода. Аллах в Коране го­ворит: «Если же вы опасаетесь того, что муж и жена не выполнят законы, установленные Аллахом, то не совершат они греха, если она выкупит развод» (Тафсируль Джалалайни, сура «Бакара», 229).

Далее Всевышний в этом же аяте говорит:

«Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Все­вышнего, являются притеснителями» (Коран, 2:229).

Поэтому, супруги, бойтесь Аллаха Бойтесь пере ступать установленные Им каноны, чётко соблюдай­те их – и тогда вы преуспеете как в этой жизни, так и в Той.

А если брака… ещё не было?

Но если парень и девушка ещё не состояли в браке, т. е. девушка только засватана и ей принесли дорогие подарки, к примеру на день рождения, на 8 Марта, как это принято у некоторых и соблюдает­ся чуть ли не наравне с шариатскими требования­ми, – то эти дары парень имеет право требовать вернуть обратно, так как они были подарены с надеждой на дальнейшее заключение брака. А брак так и не состоялся.

Однажды у известного учёного Рамали спросили: «Если человек засватал девушку и приносил ей по­дарки, то имеет ли он право требовать вернуть их об­ратно в случае расторжения помолвки?» Он ответил: «Он имеет полное право требовать обратно подарки: это и одежда, и украшения, и сладости и т. д. И не имеет значения, по чьей инициативе расторгается сватовство. Он имеет право требовать вернуть пода­ренное, если оно ещё находится в руках той девуш­ки. А если нет, то будет требовать взамен другое» (Ианат, 3-й том, стр. 252–253) . Подобным же образом отвечает и Ибну Хаджар в Тухфатуль Мухтадж.

Квартирный вопрос

Уместно здесь упомянуть и проблему, связан­ную с делением имущества, в том числе квар­тиры. Случается, что муж проживал в квартире жены или жена проживала в квартире мужа. А после развода они обращаются в суд, требуя раз­делить квартиру. К сожалению, стали нередкими случаи подделки документов с целью получить желаемую долю от квартиры. Ну что за несерьёз­ность? Разве это исламский подход? Неужели это­му учил наш Пророк (мир ему и благословение)? Нет. В Исламе всё чётко ре­гламентировано ясными законами. И иначе быть не может: ведь это не чьи-то вымышленные правила, а чёткие каноны, установленные Всевышним. Соглас­но этим канонам, при разводе муж не имеет права претендовать на собственное имущество жены. И жена не может претендовать на собственность мужа. Что касается совместно нажитого имущества, то оно делится пополам (Тухфатуль Мухтадж).

Братья и сёстры, не забывайте: мирские цен­ности – преходящи, и даже если вы выиграете дело в суде, получите незаслуженную с точки зрения Ислама долю квартиры или заберёте назад отдан­ный махр – вы не сможете забрать всё это с собой на Тот свет. Всё останется здесь, а с нами в Вечный путь отправятся наши деяния. Стоит ведь подумать: так ли важны мирские богатства (в нашем случае это «б/у свадебные подарки» и «доля квартиры»), когда нас ожидает вечное райское блаженство?! Но для того, чтобы стать счастливыми, необходимо следо­вать велениям Творца, а не слушаться… наущений собственных и сатанинских.