Шариат. Отрицание частного есть отрицание целого

 «Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (сура «аль-Бакара», аят 85). «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «алю-Имран», аят 85).

В полном смысле слова «Шариат» является практически синонимом слова «дин», которое лишь по смыслу подходит к слову «религия», и может использоваться как альтернатива ему. «Дин» буквально означает «путь жизни», «следование» или «путь». Слово «Шариат» в его различных производных соответствует пяти областям применения. Однако его широкое употребление вошло в обиход намного позже, потому что понятия «Ислам» и «дин» в выражении той же сущности использовались чаще в эпоху становления Ислама. Шариат включает в себя как веру, так и практику. Он включает в себя поклонение, индивидуальное отношение и поведение, социальные правила и законы в области политики, экономики, семьи, уголовное и гражданское права. Шариат может использоваться в более узкой сфере – установке норм и правил, указаний и ограничений в поведении в обществе. Наконец, он используется как эквивалент исламских законов.

Шариат, таким образом, есть не что иное, как образ жизни, соответствующий его божественному предназначению. Для выполнения божественной воли человек должен следовать Шариату. Сознательный или невольный отказ от Шариата либо какой-либо его части означает отречение от Ислама. Поэтому мусульманин должен сделать всё возможное, чтобы соблюдать и следовать ему всецело в любом месте и в любой ситуации. Так формируется упорство, настойчивость, преданность и страстная вера мусульманина.

Закон о послушании Богу, в соответствии с Шариатом, данным Аллахом, ни в коей мере не умаляет достоинства, свободы и ответственности человека. Закон послушания является высшим актом человеческой свободы и воли повиноваться Богу. Действительно, в послушании Богу разорваны все цепи и разбиты кандалы всевозможных форм рабства и раболепия относительно людей, идей, предметов, созданных человеком.

Шариат. Четыре источника и четыре составные части

Коранэто основной источник Шариата, являющий собой Слово Бога, открытое Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Никто не оспаривает этого. Некоторые понятия в Коране даны Богом чётко, с толкованиями в различных местах. Очень часто по сравнению с другими словами употребляется слово «передай» для описания процесса Откровения. Первая сура Корана, ниспосланная Всевышним, начинается словами: «Читай (и возгласи)! Во имя Бога твоего…»; читай – значит и учись, стремись к познанию, к пониманию истины.

Пророк всегда чётко указывает на то, когда используются его собственные слова и когда те, что ниспосланы ему. Коран, несомненно, делает наибольший акцент на вере и нравственном поведении человека, указывает вкратце прямо и косвенно принципы, основные ограничения, законы и правила, играющие главную роль в формировании исламской общины. Потому что одно не может быть реализовано без другого, доверие в Шариате не может быть обеспечено без моральных устоев самого высшего качества. Любое противоречие можно решить с помощью Корана, в котором сказано: «Или у вас есть Писание, из которого вы узнали?» (сура «аль-Калам», аят 37), и если да, то: «Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой след знания, если вы говорите правду» (сура «аль-Ахкаф», аят 4).

Сунна

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не был обычным медиумом, который принёс Книгу Бога, а потом удалился. Действуя в соответствии с божественным руководством, он не только принёс сообщение, но инициировал движение в обществе. Он изменил людей и общество, основал государство и провёл каждый момент своей пророческой жизни в направлении и руководстве соплеменниками.

Пример его жизни, прожитой в соответствии с ученьем Божьим, состоящей из всего, что было им содеяно, сказано или согласовано с Всевышним, является Сунной – вторым основным источником Шариата. Каждый пророк был послан быть услышанным. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является последней, совершенной моделью. Послушание ему есть послушание Аллаху. Бог и Пророк (мир ему и благословение) часто упоминаются вместе: «О вы, которые уверовали в то, что ниспослано Аллахом Пророку Мухаммаду – да благословит его Аллах и приветствует, – повинуйтесь Аллаху и Пророку, а также тем из вас – мусульман, – которые наделены властью, руководят по справедливости и выполняют Шариат Аллаха. Если же вы препираетесь о чём-нибудь и возникнет спор между вами, обратитесь к Книге Аллаха и к Сунне Его Пророка, чтобы рассудить это дело и выяснить, кто прав. Аллах ниспослал Своё Писание и вместе с ним Шариат о том, о чём вы препираетесь, и Его Пророк разъяснил вам, как следует жить и решать споры согласно Шариату, если верите в Аллаха и в День Суда. Ведь это – лучше для вас, потому что вы будете руководствоваться поистине справедливыми законами в ваших спорах. Это – пристойнее для вас, и это разрешает спор, вводящий в заблуждение» (сура «аль-Ниса», аят 59). Следовать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и слушаться его – единственный способ любить Бога и быть любимым Им, когда прощены будут все грехи, как вещает нам сура «алю-Имран» в 31-м и 32-м аяте.

Все вопросы, вызывающие споры или разногласия, должны быть доведены до Бога и Пророка Его (мир ему и благословение Аллаха) как верховной власти (сура «аль-Ниса», аят 59). Никто не может быть по-настоящему верующим, если не согласен по всем вопросам с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) как с верховным арбитром и если не подчиняется добровольно и безоговорочно его решениям (сура «аль-Ниса», аят 65). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) имеет право разрешать и запрещать (сура «аль-Араф», аят 157). И, наконец, всё, что даёт Пророк (мир ему и благословение Аллаха), должно быть принято, всё запрещённое должно быть отброшено (сура «Аль-Хашр», аят 7).

Сунна является наиболее часто упоминаемой в такой книге, как «Сахих» Аль-Бухари. Первые всеобъемлющие источники, используемые и поныне, были завершены Аль-Бухари и Муслим. Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, которые вставали перед новыми поколениями мусульман. Важными источниками стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) его современникам. Идеальный образ Пророка (мир ему и благословение Аллаха), вождя, основателя государства, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман и людей, не принадлежащих Исламу. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), его словах и делах стало важной составной частью Ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.