Суждение по аналогии (кыйас) – как способ вынесения шариатских решений

Слово кыйас имеет такие значения, как оценка, аналогия, измерение. Как термин в религиозном праве слово кыйас определяется как «выявление шариатской нормы, сравнивая его с уже подтвержденным решением, вследствие наличия у них объединяющего их сходства».

Приведем пример: Один из аятов запрещает вести торговлю в пятницу, после произнесения призыва к молитве (азан). Интересно, а каково решение относительно заключения договора об аренде в пятницу после азана? Какого-либо текста Корана или хадиса по этому поводу перед нами нет. Тогда мы проводим сравнение между арендой и продажей. Продажа во время пятничной молитвы запрещена. Она занимает человека, и как следствие отвлекает его от пятничной проповеди и подготовки к намазу. Также и аренда занимает человека и отвлекает его от совершения ритуального действия. В таком случае, во время пятничной молитвы заключение договора об аренде также запрещается.

Кыйас как аргумент довод (худжжа). По мнению большинства муджтахидов, кыйас является шариатским аргументом, что подтверждается Кораном, Сунной и практикой сподвижников.

В Коране содержится много аятов, указывающих на соответствие кыйаса Шариату. Например. Во 2-м аяте суры «Аль-Хашр» сказано (смысл): «Вы сделайте кияс, о обладатели разума».

В хадисах Пророка (мир ему и благословение) также говорится:

1. При назначении Му’аза бин Джабаля на должность кадия в Йемене на вопрос Пророка (мир ему и благословение): «Каковы будут твои действия в случае, если не найдешь решения по какому-либо вопросу в Книге и Сунне?», он ответил: «Буду стараться принимать решение в соответствии со своим мнением». Это одобрил и Пророк (мир ему и благословение).

2. Одна женщина из числа сподвижников задала вопрос: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мой отец умер, не совершив хадж, если я вместо него совершу хадж, будет ли для него польза?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Предположим, что за твоим отцом есть долг и если ты его оплатишь, разве твоему отцу этого не будет достаточно?» Женщина ответила утвердительно. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если так, то долг перед Аллахом еще более вправе быть выполненным», что является указанием на законность кыйаса.

3. Умар ибн аль-Хаттаб спросил Пророка (мир ему и благословение) о том, какое суждение можно вынести о поцелуе без вожделения, случившемся во время поста. На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Что ты думаешь по поводу полоскания рта водой во время поста?» На ответ Умара, что это не нарушает наш пост, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Довольствуйся этим».

Сподвижники также использовали кыйас в качестве аргумента. Так сподвижники, присягая на верность Абу Бакру, приняли во внимание тот факт, что Пророк (мир ему и благословение) выбрал его имамом во время молитвы. И сравнивая звание халифа со званием имама, они говорили: «Пророк (мир ему и благословение) назначил его имамом в наших религиозных делах. В таком случае, почему бы нам не признать его имамом и в наших мирских делах?»

Человек своим разумом тоже воспринимает аналогию, как аргумент. Тексты Корана и Сунны ограничены для нас, т.е. мы не можем найти в них ответы на все случаи жизни, которых неисчислимое множество. Поэтому есть необходимость путем аналогии (кыйас) найти решение для некоторых случаев практики.

Предмет кыйаса и область его применения. Обычно тексты, выходящие за пределы культовой и уголовной практики, как правило, должны содержать в себе вместе с причиной (‘илла) какой-то смысл (хикмат) и вместе с выгодой (маслахат) какую-то мотивацию (му‘ллал). С этой стороны, тексты делятся на две части: немотивированные тексты и мотивированные тексты.

1. Немотивированные тексты: тексты, содержащие культовую практику, искупление (расплату) и наказание. В отношении этих текстов кыйас не применяется. Например, к этому виду относятся тексты, касающиеся числа ракаатов в молитве и количества предельных наказаний. С этими текстами не могут соизмеряться другие. Если утренняя молитва состоит из двух ракаатов, на этом основании не может быть принято решение о выполнении двух ракаатов и в вечерней молитве. Муджтахид следует текстам, относящимся к данному вопросу, строит доказательство на соответствующих цитатах и действует по соответствующим указаниям. Он не будет стремиться к соизмерению других вопросов, основываясь на извлечениях из этих текстов.

2. Мотивированные тексты: в основе их лежит обоснование, здесь есть место аналогии. В каждом из текстов этой части имеется по одному условию (причине). Положения, касающиеся духовной практики (му‘амалат) обычно опираются на какую-либо причину. Поэтому предметом кыйаса является такой вид текстов. Они являются сферой применения кыйаса.

Составные части (рукны) кыйаса. Кыйас имеет четыре рукна:

а) Основание (аль-асль), или то, с чем сравнивают (аль-макис ‘алейх). Понятие, в отношении которого имеется указание в тексте.

б) Извод (аль-фар‘), или то, что сравнивают (аль-макис). Понятие, в отношении которого нет прямого указания в Коране и хадисах.

в) Суждение (хукм аль-асль), или норма, о которой есть указание в тексте, впоследствии эта норма придается изводу (аль-фар‘). Норма, переносимая с основного вопроса (аль-асль) на производный вопрос (аль-фар‘) называется переходящей нормой (аль-хукм аль-му‘адди).

г) Причина, условие (аль-‘илла), или атрибут, на котором строится суждение (хукм аль-асль).

Ученого, занимающегося кыйасом, называют каис.

Употребление вина – основание, так как в отношении него имеется конкретное указание о его запрете в тексте аята Корана. А его причина в опьяняющем действии. Напиток, изготавливаемый из фиников (набиз), является производным (аль-фар‘), потому что в отношении его нет прямого указания в каком-либо тексте Корана и хадисов. Напиток, изготовленный из фиников, и вино, имеют одинаковое опьяняющее воздействие. Следовательно, они равным образом имеют отношение к запретному (харам).