Значение тариката в духовно-нравственном развитии личности

Тарикат является путем достижения искренности в поклонении Аллаху, то есть ихсана. По сути суфиями были все пророки и другие истинно верующие люди. Значение тариката для каждого человека и для общества в целом так же велико, как и значение религии. Все люди, начиная с Адама, мир ему, которые достигли высших ступеней в религии, достигали их благодаря тарикату.

Уровня, когда душа очищается от всяких болезней, Пророк (мир ему и благословение) достиг, идя по пути тариката, который он показал и своим ближайшим сподвижникам. Величайшие люди прошлых столетий, достигшие духовной чистоты, пришли к этому именно благодаря тарикату. Путь к Всевышнему полон препятствий и соблазнов, и человек, не имеющий наставника, знающего методы защиты от этих опасностей, не может пройти этот путь, если Аллах  Сам не поведет его. Но таких особых людей единицы во всем мире. Нам нельзя надеяться на это, так как Аллах  повелел нам прилагать все усилия, и только тогда Он окажет нам помощь. Ибн Хаджар, имам аль-Газали, имамы четырех мазхабов, имам ан-Навави и другие великие люди стали такими именно благодаря тасаввуфу.

Достопочтенный шейх современности суфий высокого ранга Саид-афанди из Чиркея после подробного рассказа о сути и значении суфизма, говорит: «Вы не подумайте, что я говорю от имени тех ученых, которые обладают большим уровнем познания Аллаха. Я не достоин их. И все же я люблю их, стараюсь следовать за ними и выполнять по возмож­ности то, что они поручили мне, слабому рабу Аллаха. Я не из тех, кто владеет знаниями сокровенного и способностью совершать чуде­са. Я не большой богослов». Таким искренним и простым человеком он стал именно благодаря тарикату. Как известно, большинство ученых и простых людей губит высокомерие, гордыня и зависть, являвшиеся и причиной заблуждения Иблиса. Именно от таких болезней и помогает очиститься тарикат.

Саид-афанди (да будет свята его душа!) приводит следующий пример, чтоб показать, какую пользу в нравственном очищении приносит тарикат: «В Чиркее жили два человека, обоих звали Хаджи, оба они были мо­ими учителями в изучении явных наук. Да вознаградит их Аллах  за каждую букву, которой они научили меня! Они говорили, что в преж­ние времена были ученые, которые не могли выпить даже глотка воды в доме сирот. В Чиркее жил известный ученый из прежних поколений по имени Таймасхан-кади. У него был сын Мухамадали-кади,  алим с еще большими знаниями, чем он. Если сын входил в дом, отец вставал. Когда люди спросили его, разве должен отец вставать, когда входит сын, он ответил: «Хотя это и мой сын, но у него больше знаний, чем у меня, и из уважения к знаниям я должен вставать».

Также   в Чиркее жил известный ученый Хамза-хаджи. Когда он узнал, что его жена печет хлеб в общей печи без очереди, он больше не пустил ее туда. Говорят, он всегда читал книги стоя. Жена задавала ему вопрос: «Почему ты стоишь, разве нельзя сесть?». Он отвечал, что если сядет, то захочется лечь, а если ляжет, то захочется спать.

Суфии, как мы видим, не только остерегаются того, что могут согрешить, но даже стараются не нарушать этикет, и все равно видят себя ниже остальных по знанию и хорошим деяниям. Конечно, так ведут себя только истинные последователи суфиев. Много есть и недобросовестных людей, называющих себя суфиями, наносящих вред Исламу, но, как говорится, без таких общество не бывает и нельзя судить истинных суфиев, тем более о суфийской науке по таким невеждам. Суфиями были такие выдающиеся личности, известные во всем мире своей духовной чистотой, как Мухаммад Ярагский, имам Газимухаммад, имам Шамиль, Сайфулла-Кади, Хасан-афанди и др.

Однажды у одного суфия убили двух невинных сыновей зрелого возраста. Тогда он сам в этот же день пошел с предложением примирения к родственникам убийцы. Такое терпение и сильную волю воспитал в нем тарикат. Истинные суфии — это люди, влюбленные в Аллаха  и Пророка (мир ему и благословение), поэтому им легче воспитывать в себе качества Пророка (мир ему и благословение), следовать за ними. Величайший алим ХХ века, суфийский шейх Хасан-афанди аль-Кахий пишет в наставлении суфиям, последователям тариката, чтобы они не отвечали злом тому, кто наносит им вред. Он говорит, что и сам всегда старался помочь таким людям и делал им дуа. Он предупреждал, чтоб суфии не отходили от Шариата ни в чем. Они, как Пророк (мир ему и благословение) и сахабы, оставляли нежелательное и даже дозволенное, боясь, что это может их обмануть, приблизить к запретному и бросить тень на Ислам. Они не ищут оправдания и стараются строго следовать Шариату, понимая его суть. Несмотря на кротость и мягкость, они, следуя за Пророком (мир ему и благословение), обладают высшей степенью мужества и стойкости в нужный момент. Достаточным примером служит жизнедеятельность шейха Шамиля, Газимагомеда и Гамзата. Ходят легенды об их храбрости и мужестве. Они были всегда впереди, спокойно встречались с командующими своих противников. Они жертвовали собой ради возвеличивания религии Аллаха. Они боялись Всевышнего, поэтому не боялись других. Но никогда они не допускали грубости даже к врагам, так как всегда следовали нормам Ислама.