Гуманистические аспекты отношения мусульман к представителям иных верований

Пророк Мухаммад жил в один из самых сложных, переходных периодов в истории человечества, которые определили современное лицо цивилизации. Диалектика объясняет, что движение вперёд осуществляется через борьбу с теми общественно-политическими явлениями, которые сдерживают прогресс. Такие преграды в человеческой истории обычно уничтожаются посредством войны.

Поэтому коранические аяты нельзя провозгласить очередным доказательством агрессивной сущности Ислама, который вызвал сегодняшний взрыв терроризма. В данном случае Всевышний выступает с инициативой прогрессивной борьбы за новые социально-политические порядки (смысл): «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине Аллах не любит преступающих!» (сура «аль-Бакара», аят 190).

Путь Аллаха – это дорога прогресса, терпеливости и милосердия, и любой здравомыслящий человек согласится с тем, что для перехода к более высокому уровню общественного прогресса применение вооружённого насилия иногда является оправданным. Причём в аяте указывается на следующий немаловажный момент: Всевышний призывает сражаться не со всяким противником, а теми «…кто сражается с вами».

Данное уточнение субъекта противника мы понимаем так: необходимость вести боевые действия только с теми, кто нападает. Это означает, что война оправдана только в том случае, если нет иных вариантов решения социально-политического противоречия, когда противник категорически отказывается от мирных методов. В Коране имеется множество аятов, когда Всевышний Аллах призывает правоверных решить проблемы именно мирными средствами.

Ислам - это мир

Допуская сражение за правое дело, аят предупреждает о необходимости соблюдения правил ведения боевых действий: «…но не преступайте – поистине Аллах не любит преступающих!» Под понятием «преступайте» мы понимаем именно то, что творят современные террористы. Это убийство совершенно безвинных женщин, детей, стариков, вообще мирных граждан, взрывы, поджоги и похищения – всё то, что по международному праву является преступным деянием. Пророк Мухаммад и его последователи, как доносят хадисы и исторические источники, жёстко соблюдали правила ведения войн, запрещая разорение мирных граждан, насилия, поджоги.

Ислам даёт чёткое различие между воюющими и невоюющими в стране врага. Не воюющее население составляют женщины, дети, старики и немощные. К ним относятся следующие слова Посланника Аллаха : «Не убивайте ни стариков, ни женщин, ни детей» (Абу Давуд), «Не убивайте людей, находящихся в местах поклонения» (Муснад от Ибн Ханбала)(1).

Во время войны Пророк  увидел труп женщины, лежащий на земле, и сказал: «Она не воевала: тогда каким образом оказалось, что она убита?» Исходя из этого и других утверждений Пророка Мухаммада , учёные и юристы вывели принцип, что невоюющих людей во время войны убивать нельзя.

Ислам - это мир

Кроме категорического запрета убивать мирных граждан, в исламской религии обоснованы некоторые положения, касающиеся поведения воинов во время войны.

1. Запрещены пытки огнём. Посланник Аллаха  сказал: «Наказывать огнём не может никто, кроме Господина, создавшего Огонь» (Абу Давуд). Это предписание также запрещает сжигать врагов заживо.

2. Защита раненых. «Не нападайте на раненых людей», – сказал Пророк . Это означает, что раненные солдаты, неспособные воевать, не должны подвергаться нападениям.

3. Военнопленных нельзя убивать. «Никакой пленник не должен быть ударен мечом» – ясно и недвусмысленно.

4. Запрет на разорение и разграбление чужой страны»(2).

Таким образом, в священном Коране, в хадисах Пророка Мухаммада и в трудах исламских теологов нет и намёка на разрешение использования таких бесчеловечных методов достижения политических целей, как взрывы в мирных рынках и автобусах, захват заложников, особенно детей, которые допускаются строителями так называемого «исламского Халифата». Это доказывает, что современные политические деятели, прикрывающиеся религией Всевышнего Аллаха и творящие неслыханные злодеяния против мирных граждан, проявляют принципиальное искажение сути истинного Ислама.

Священный Коран

Как было отмечено, убийство человека, согласно Корану, – одно из самых тяжких преступлений. Поэтому в аятах суры «Ан-Ниса» («Женщины») Всевышний даёт некоторые уточнения, как же поступать с противником в тех или иных случаях. Данная конкретизация, по нашему мнению, направлена на то, чтобы минимизировать необоснованные жертвы войн. В данном случае речь идёт о представителях народов, которые не стали правоверными, но с которыми имеются определённые политические договорённости: «Ведь по закону запрещается убивать кого-либо из союзников или тех, которые придут к вам с растерянностью в душе: сражаться ли с народом своим, являющимся врагом мусульман, с которым нет никакого договора о ненападении, или сражаться на стороне верующих против своего народа. Первую партию лицемеров запрещается убивать из-за союза с народом, заключившим с мусульманами договор о ненападении, вторую партию запрещается убивать, потому что они в смятении»(3).

Значимость данного сюжета Священной книги правоверных содержится в принципиальном положении, которое позволяет нам аргументировать ответ оппонентам Ислама. По их мнению, в Коране запрещается убивать только мусульман: запрет не распространяется на неправоверных. Аят же доказывает, что Всевышний Аллах запретил необоснованное убийство не только простых верующих, но даже лицемеров и немусульман.

Объясним: лицемеры – это те, кто внешне приняли Ислам, но в душе остались неверующими. Они считаются худшими из людей, и после смерти будут поселены на самое дно ада, где их ожидают страшные мучения. Однако согласно Корану в этом мире они признаются объектами права и защищены.

Такое отношение к немусульманам доказывает гуманистические основы исламской религии и позволяет использовать её принципы толерантности и милосердия в современных условиях. Ислам, как монотеистическое верование, позволит возродить гармоничные взаимоотношения в нашей стране. Такие прогрессивные потенции Ислама подтверждаются историей сосуществования мусульман, христиан и представителей других верований, которые сплочённой стеной выступали в защиту Отечества в его тяжкие годины.


 (1) Маудиди С. Права человека в Исламе. Казань, 1995. – С. 38.

 (2) Там же. С. 41.

 (3) Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. Казань, 2001. – Сура «Ан-Ниса», аят 90.