Религия для того, чтобы отдать

Часто мне – да, наверное, и вам – приходится слышать, как кто-то сокрушается: Всевышний, мол, ему что-то там не даёт. Человек стенает и печалится, говоря: «Всё я уже сделал: и помолился, и Коран почитал, и дуа такие-то и такие-то, которые, говорят, помогают в моей ситуации, сделал, и так просил и эдак – а всё никак…».

Часто можно увидеть очень набожных людей, которые при этом живут в нищете, и погрязших в грехах богачей, которые не помнят, что такое поклонение Создателю в принципе. Некоторые с горечью вопрошают: «Ну почему Аллах не даёт нам. Разве это справедливо?»

Не буду заострять ваше внимание, что Аллах даёт всем то, что им нужно для достижения того, к чему они стремятся. Чаяния верующих устремлены к воротам Рая – значит, в соответствии с Милостью и Мудростью Творца им и преподносятся дары Всевышнего, приближающие к заветной цели. Искренний в своей вере человек, узнав, что желаемое, сбывшись, отдалит его от райских ворот, не согласится на подобный результат своего принятого дуа. Мы просим, а уж Аллах решает, нужно ли это нам. Одним из признаков веры является Доверие Творцу в том, как Он отвечает на наши мольбы – положительно или отрицательно.

Мне бы хотелось порассуждать с вами о том, что часто мы вообще воспринимаем религию с позиции торгово-рыночных отношений.

Часто можно услышать, как люди советуют друг другу: вот у тебя дела не идут, перестань грешить – и пойдут.

Я слышала, и вы, наверное, тоже, как, делая дауат для обращения кого-либо в Ислам, мусульмане говорят: «Видишь, как у тебя всё плохо, а прими Ислам – всё изменится». И примеры приводят – вариации на тему «жил был бедный-бедный человек, стал намаз читать – разбогател».

А нередко слышу, как пророчат кому-то появление идеального мужа или жены: мол, давай будь богобоязненным – и будет тебе семейное счастье.

Всем нам знакома ситуация: когда всё плохо, человек хватается за молитву как за спасательный круг. Знаем и то, что чаще всего этот порыв у таких людей проходит, когда проблемы отступают. Да что уж говорить, у самых верующих тоже бывает, когда самая искренняя молитва – та, что в беде. У более набожных после спасения от беды следует всплеск благодарности за полученные блага и… полный духовный штиль – до следующих жизненных неурядиц.

Все изложенное наверняка вам известно. Я проходила это и на своей новообращённой шкуре, и на примере близких. Одна русская мусульманка рассказала мне такую историю из своей духовной жизни: «Когда-то я восприняла свою долгожданную беременность как результат моего принятия Ислама. Думала: вот, я делаю всё правильно, а это результат, награда, «медаль». Но беременность я потеряла – и очень долго не могла оправиться от… обиды: мне казался несправедливым такой поворот в «торгово-рыночных» отношениях. «Я хорошая девочка, почему Ты наказываешь меня?» – изумлённо вопрошала я. Альхамдулиллях, мне удалось по Милости Аллаха справиться и стать благодарной Ему за то, что всё обернулось таким трагическим для меня образом. Детей дальше могло не быть вообще. Но они есть. И в данный момент я далека от того, чтобы думать, что они мне даны за какие-то заслуги перед Ним. Только по бесконечной Его Милости ко мне».

Лучшие из верующих те, кто благодарен Аллаху за всё. В том числе и за трудности, испытания, боль. А чтобы стать таким сосудом постоянной благодарности, нужно что-то сильно изменить внутри себя.

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Коран, 51:56)

Это слова Всевышнего. Религия – это наши взаимоотношения с Творцом. Религия – это отдать Ему свои долги. А должны мы Ему – Поклонение. Если мы являемся чьим-то должником, разве ожидаем, что по возвращении долга получим ещё больше и безвозмездно? Так почему же, начав читать намаз, надев на голову платок, отказавшись от совершения грехов, встав на путь духовного очищения, мы ожидаем изобилия подарков? Причём немедленно и в этой жизни. Религия – это не «ты мне – я тебе». В ней нет ничего корыстного… кроме одного, пожалуй.

Вдумайтесь: на самом деле верующие получают больше, чем отдают. В первую очередь – прощение. Аллах по своей Воле пообещал прощать нас, когда мы раскаиваемся. И это уже огромный подарок. Почему? Потому что прощённым рабам Всевышний пообещал Вечность в Раю. Но для того, чтобы считать такую награду уже достаточной для себя, нужно верить. Верить в исполнимость обещаний Создателя, верить в то, что Рай есть, и в то, что в него войдут только те, кого Аллах одарит Своей Милостью. А также помнить о смерти и о том, что человек «внезапно смертен».

Мне вспоминаются слова из дуа Сахифа Саджадии: «Господи! Если на то будет Твоя воля и Ты простишь нас, то это Твоя милость, а если на то будет Твоя воля и Ты накажешь нас, то это Твоё правосудие. Окажи нам милость и подари нам Своё прощение и Своим прощением спаси нас от Своей кары, ибо мы не вынесем, если Ты поступишь с нами по Своему правосудию! Если Ты не простишь нас, никто из нас не будет спасён».

На самом деле, за всё, что мы совершаем в этой жизни греховного, чтобы Аллах простил нас, нам не нужно делать ничего сверхъестественного, сложного, невозможного – нужно просто попросить прощения и изменить свою жизнь. Но разве это равноценно? Мы грешим, потом просим прощения, и Он прощает нас. Нет, по правосудию мы должны бы не быть в числе прощённых никогда, но Творец по Своей Воле прощает нас не по заслугам, а из Милости. Разве можем мы, помилованные нарушители закона, требовать, чтобы нам ещё что-то было дано сверху? Разве есть повод для обиды, если наши надежды на облегчение жизненной ситуации после возврата долгов Аллаху не сбылись? Да и возможно ли вернуть долг за день, год, несколько лет поклонения? Ведь мы должны Ему всю жизнь, Он её Властелин.

Религия для того, чтобы отдать – отдать свою жизнь, сделав её поклонением. И религия для того, чтобы получить – получить Рай, если мы сможем оказаться в числе тех, к кому будет проявлена Его Милость. А всё, что по Доброте и Любви к нам Бога мы получаем в жизни земной, нужно воспринимать не иначе как нечаянную радость, как подарок, сюрприз, а не как заслуженную оплату некоторых духовных усилий. И тогда мы с вами станем благодарными рабами Господа. Благодарными, даже если в этой жизни на нашу долю вне зависимости от усердности нашего поклонения выпадают одни испытания. Благодарными в надежде на Вечность в садах Рая и мечте о высокой степени в них.

Давайте встретимся в Раю, иншаалах.