Отсроченный миг смерти

Реальная ценность времени

Время – одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел. В классической физике время – это непрерывная величина, априорная характеристика мира, ничем не определяемая. В качестве основы измерения используется некая, обычно периодическая, последовательность событий, которая признаётся эталоном некоторого промежутка времени. На этом основан принцип работы часов. Есть масса теорий, дающих те или иные характеристики Времени, но сейчас хотелось бы поговорить не о том, как учёные понимают это понятие, а о том, насколько ценным и невосполняемым ресурсом оно является в жизни человека.

Ценность времени подчёркнута во многих аятах Священного Корана – в частности, Всевышний Аллах клянётся временем в начале суры «Аср» («Предвечернее время»). По мнению многих толкователей Корана, подобное упоминание указывает на важнейшее значение времени. «Клянусь предвечерним временем, поистине человек ведь в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» Всевышний Аллах показывает ценность времени и в следующем аяте: «Клянусь утром и ночью, когда она густеет!..» («Утро», 93).

«Он – Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» («Различение», 62).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил: «Не тратьте время, ибо Аллах – единственный, кто сотворил его» (Муслим).

В следующем хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указывает на ценность времени для человека: «Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем» (Аль-Бухари).

Как мы используем Время? Чему посвящаем те драгоценные секунды, которые выделены нам Всевышним, число которых сокращается, тем самым неуклонно приближая нас к смерти? У каждого человека есть определённые инструменты/ресурсы, которыми он наделён Творцом для обретения счастья в обоих мирах: духовное здоровье, физическое здоровье, талант, ум, некоторые способности, окружающие люди, красота… время. Нельзя сказать, что время однозначно является самым важным из всего вышеперечисленного, но всё же оно – один из важнейших ресурсов, размерами которого ограничены наши возможности использования других наших «инструментов». У каждого человека – своё ограниченное количество драгоценных секунд, и от каждого зависит, как рационально это количество будет использовано.

«Такой классный фильм вчера был! После такой-то передачи», «Вчера посидели с друзьями в кафе, так весело было…», «Завис в соцсети почти до утра», «Ничем особо не был занят, бездельничал», «Во дворе сидели, семечки щёлкали». Вот так отвечают некоторые мусульмане на вопрос: «Чем вы занимались вчера вечером?» А как бы вы ответили на подобный вопрос?

Сегодня, некоторая часть мусульман настолько беспечно относится к своему времени, что более 70 % времени, проведённого в бодрствовании, посвящает, так сказать, «ничегонеделанию». Особенно в этом преуспела часть молодёжи, не обременённая семьёй и какими-то обязательствами. Всевозможные тусовки, посиделки, «околачивания» у подъездов, даже учёба у таких подростков превращается в «развлекалово». И, как следствие такого тайм-менеджмента, мы видим безработных взрослых людей, которые не обладают не только уровнем духовного развития, необходимым для обретения счастья на том свете, но даже элементарными мирскими знаниями, нужными для успеха в мире этом. А чем дальше в годах, тем человеку сложнее заниматься саморазвитием, потому что здоровье уже не то, да и жизненной энергии не так много, как раньше.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Большинство людей находятся в убытке из-за того, что не осознают ценности двух вещей, дарованных Господом: здоровья и времени» (Бухари). В следующем хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) даёт инструкции по использованию ресурсов, выделенных нам Всевышним: «Воспользуйся пятью вещами до прихода пяти других: своей молодостью до старости, своим здоровьем до болезни, своим богатством до бедности, своим свободным временем до занятости и своей жизнью до смерти» (Аль-Хаким). И если вовремя не взяться за ум, то жизнь пройдёт, и будет так, как писал в романе «Как закалялась сталь» Николай Островский: «…мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырёх вещах: о жизни его – как он провёл её? – и о молодости его – как он её провёл? и о богатстве его – откуда он взял его и на что потратил? – и о знании его – как он его использовал?» (ат-Тирмизи).

Если посмотреть на то, как относились к ценности времени мусульмане из ранних веков Ислама, то мы можем увидеть трепетную их бережливость каждой секундой. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Я застал людей, которые берегут своё время больше, чем вы бережёте свои дирхамы и динары (золотые и серебряные монеты)!»

Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я узнал от суфиев много полезного, но самое полезное – это их изречение, что свободное время подобно мечу: если ты его не отрежешь, то оно (время) отрежет тебя».

Ибн Акиль сказал: «Я всячески стараюсь сократить время на еду, даже хлебу предпочитаю съесть лепёшку и запить её водой, потому что её надо меньше жевать, и у меня остаётся больше времени, чтобы почитать или записать что-то полезное, что ещё не успел». Он также сказал: «Я никогда не провожу без пользы ни минуты своей жизни. Даже когда мой язык уже не в состоянии что-либо учить и дискутировать, а глаза – читать, я думаю, напрягая свои мысли, лёжа и отдыхая. Когда я встаю, мне на ум всегда приходит, что написать. И в свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели когда мне было двадцать».

Реальную ценность чего-либо мы осознаём, как правило, лишившись этого. После мы, преисполненные сожалений, предпринимаем попытки вернуть потерянное. Но в случае со временем совсем иная ситуация: когда мы исчерпаем лимит, отпущенный нам в этом мире, шанса вернуть хоть одну секунду нам не представится. Ведь не зря говорится, что больше всего мусульманин пожалеет после о вздохе, который был совершён без упоминания Всевышнего. И стоит представить, что этот день или этот час являются для нас последними, то можно отследить, как резко меняется шкала наших ценностей, не правда ли? Великие учёные тасаввуфа говорили, что каждый мусульманин, просыпаясь, должен думать о том, что это ещё один день, на который Господь отсрочил его смертный час, и стараться благодарить Аллаха своими мыслями и поступками за ещё один шанс, предоставленный для того, чтобы прожить его в созидании.