Болезнь, подобная тухлому мясу

Есть болезни, которые не менее страшные и разрушительные, чем недуги физические, телесные, – это болезни сердца, душевные, духовные заболевания. Речь пойдёт об асабии.

Асабия – преувеличенная, доведённая до абсурда гордость за свою нацию, свой род, свою семью и пр., проистекающая отнюдь не по причине глубины родственных чувств и идущая вразрез с исламской религией. Это своего рода одна из болезней человечества.

Сначала человек испытывает чувство гордости за своих предков, затем идёт дальше, начиная полагать, что его род или нация лучше остальных. Абсолютно нормально любить свой народ, но если противопоставлять свой народ другим и возвеличивать его, это уже болезнь. Этой болезнью страдают иудеи, которые считают себя избранниками и любимцами Аллаха.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) возвестил людям, что Ислам – это религия всех наций и народов, что люди с различным цветом кожи: чёрные, белые, жёлтые – имеют одного общего предка Адама (мир ему). Многочисленные высказывания на этот счёт Пророка (мир ему и благословение) подтверждают, что между людьми нет различий, кроме как в богобоязненности. В хадисе кудси, словах Аллаха, переданных Пророком (мир ему и благословение), говорится, что на этом свете люди кичатся своим происхождением, положением, богатством, но истинное положение каждого будет видно в Судный день.

Горделивый и надменный

В истории Ислама известно много случаев, когда враги мусульман разжигали межплеменную и межнациональную рознь, чтобы поссорить верующих. Когда мухаджиры перебрались в Медину, иудеи постарались посеять вражду между двумя племенами Аус и Хазрадж. Они подослали к ним юношу, который напоминал каждому племени в отдельности о том, что до принятия Ислама в отношениях между собой у них были определённые проблемы, и так заронил в сердца верующих подозрения. Противостояние между племенами Аус и Хазрадж усугублялось. Конец ему положил Пророк (мир ему и благословение) словами, что Ислам стёр разногласия и проблемы, которые когда-то существовали. Раскаявшись, люди обнялись и помирились. «Будь справедлив, – говорит Ислам, – если даже виновен твой близкий родственник». К асабия относятся также расизм, проповедующий превосходство белой расы, нацизм, твердящий об избранности отдельно взятой нации. Основанием для дискриминации людей могут стать различия в социальном положении, уровне образованности, месте жительства и пр. Посланик Аллаха (мир ему и благословение), описывая эту болезнь, подчеркнул, что она подобна тухлому мясу, от которого следует держаться подальше.

Несправедливое отношение преследует людей, которые находятся в услужении. Анас передал, что он 10 лет работал в доме Пророка (мир ему и благословение), но тот его ни разу ни в чём не укорил. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) завещал мусульманам обращаться со слугами как с членами семьи, слуги должны есть и надевать то, что едят и надевают хозяева. Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) вспоминали, что, бывая в домах богатых мусульман, они не могли отличить хозяев от слуг. Подобных людей Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) брал за руку и говорил: «Вот такую руку любит Аллах». По его словам, тому человеку, который потратил весь день на поиски пропитания своей семье и лёг спать усталым, Аллах прощает все грехи.

Как-то раз, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сидел в окружении сподвижников, мимо них проходил путник. Пророк (мир ему и благословение) попро-сил охарактеризовать его. По его бедному внешнему виду сподвижники сказали, что не отдали бы за него дочерей и не стали бы с ним советоваться. Увидев другого путника, богатого, сподвижники отозвались о нём уважительно. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в укор им произнёс, что, если бы вторыми наполнилась вся земля, и тогда они не сравнились бы с первым путником, так как у него была вера.

Усама бин Зайд, сын раба, был поставлен Пророком (мир ему и благословение) во главе целого войска, в которое входили многие знатные и богатые люди. Усаме тогда было всего 19 лет. Ислам оценивает человека не по одежде или внешнему виду, а по его деяниям. Унижая кого-то, внешне бедного или небрежно одетого, можно попасть в неудобное положение, так как, возможно, этому человеку достаточно попросить Аллаха – и у него будет всё желаемое.

Асабия может возникнуть также из-за несправедливости родителей по отношению к детям, например когда дочь отдаляют от дома под тем предлогом, что она вышла замуж, или когда детей делят на хороших и плохих. Всё это приводит к возникновению между детьми и родителями разногласий и даже вражды, которая может передаваться по наследству. Проявлением асабия является и обычай сочетаться браком с близким родственником. Это ослабляет потомство и уменьшает его численность.

Последствия асабия:

Горделивость и надменность

– человека с подобными настроениями не любят люди;

– на такого человека гневается Аллах, так как он не следует сунне Пророка (мир ему и благословение);

– человек теряет авторитет в обществе и не способен приносить пользу другим;

– слабеет иман человека;

– человек выступает против коранической идеи братства между мусульманами.

Способы лечения

Первое лекарство – это крепкая вера в Аллаха. В Исламе есть славные примеры братства между сподвижниками Пророка (мир ему и благословение), мухаджирами и ансарами, когда последние, жители Медины, предоставляли переселенцам из Мекки свой стол и кров, отдавали им последнее, обделяя себя.

Второе – отказ от невежества. Считающий себя или свой род выше других является невеждой, так как он не знает, что Ислам уравнял в правах всех людей без исключения и у всех один-единственный предок. Все люди равны и перед лицом смерти. Мы, верующие, можем радоваться и гордиться только потому, что мы – мусульмане.

Ислам учит почитать, а не осуждать людей с плохим прошлым или низким социальным происхождением, когда они примут Ислам. Аллах в Коране возвели-чивает таких людей. Так, в Священной Книге говорится о Зейде, бывшем какое-то время в услужении у Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В истории Ислама известно много случаев, когда люди, прежде не имевшие ничего или находившиеся в рабстве, благодаря своей набожности становились авторитетными и влиятельными. Есть примеры, когда поклявшиеся убить или воевавшие с самим Пророком (мир ему и благословение) впоследствии стали лучшими среди его сподвижников. Таким был Халид бин Валид, который во главе мушриков (язычников) сначала воевал с Пророком (мир ему и благословение), а потом, раскаявшись, стал одним из людей, приближённых к нему. Он принёс огромную пользу Исламу как полководец и выиграл большое число сражений против неверных.

Зачастую на заблудившегося в своей вере человека или грешника, совершившего грех пьянства, кражи, прелюбодеяния и другие грехи, на всю оставшуюся жизнь ставится ярлык. Подобный человек, почувствовав неприязнь, пренебрежение общества, только отдаляется от него и даже может вернуться на путь греха и заблуж-дения. Такой человек нуждается в поддержке настоящих мусульман, как идущий на поправку больной, которого необходимо окружить вниманием и заботой.

национализм

В истории человечества известно много примеров, когда асабия приводила к гибели и вражде целые народы. Эта болезнь присуща многим, особенно тем, которые стремительно разбогатели или имеют знаменитых предков. Спасение этих людей – в укреплении веры (имана) и овладении исламскими знаниями.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки