Сподвижник Пророка ﷺ, погибший от чумы

Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه

В одном из своих изречений Пророк Мухаммад ﷺ перечислял признаки конца света, в числе которых сообщил о массовой гибели, которая постигнет исламскую умму. Тогда сподвижники едва ли могли знать, что речь идёт об эпидемии, которая беспощадно унесёт множество человеческих жизней, в числе которых будет и Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه.

Абу Убайда ибн Амир ибн Абдуллах ибн аль-Джаррах аль-Кураши аль-Фихри رضي الله عنه родился в 40-м году по хиджре (исламскому летоисчислению). Амир ибн Абдуллах رضي الله عنه более известен под своим прозвищем (куньей) – Абу Убайда, а также известен своим родством с аль-Джаррахом, который приходился ему дедом.

Сподвижники
Абу Убайда رضي الله عنه был стройным человеком высокого роста, немного сутулым, с худощавым лицом, редкой бородой и двумя сломанными зубами. В день битвы при Ухуде он зубами вытащил два кольца кольчуги из щеки Посланника Божьего ﷺ, и из-за этого у него сломались эти два зуба.

Абу Убайда رضي الله عنه считается одним из тех, кто первым принял Ислам и уверовал в Пророка Мухаммада ﷺ (из числа «ас-сабикун», «аль-аввалюн»). Он принял Ислам на следующий день после Абу Бакра ас-Сиддика رضي الله عنه благодаря призыву последнего.

Абу Бакр رضي الله عنه привёл его, а также Абдуррахмана ибн Авфа, Усмана ибн Мазуна и Аркама ибн Абу Аркама к Посланнику Господа ﷺ, и все они произнесли шахаду и объявили о принятии Ислама. Вместе с остальными сподвижниками, которые первыми приняли истинную религию, эти люди стали опорой, на которых и зиждется большое здание Ислама.

Медина
Абу Убайда رضي الله عنه два раза совершил хиджру (переселение) – в Эфиопию и Медину, участвовал вместе с Пророком ﷺ в битве при Бадре и в последующих важных походах. Он был одним из тех, кто проявил стойкость в день битвы при Ухуде. В этом сражении он защищал собою Посланника Аллаха ﷺ и вытащил из его щеки кольца от кольчуги.

Посланник Всевышнего ﷺ любил Абу Убайду رضي الله عنه и хвалил его. От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ изрёк: «Какой же прекрасный человек Абу Бакр رضي الله عنه! Какой же прекрасный человек Умар رضي الله عنه! Какой же прекрасный человек Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه!» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан).

От Абдуллаха ибн Шакика رضي الله عنه передаётся: «Я спросил у Айши رضي الله عنه: "Какой из сподвижников Посланника Аллаха ﷺ был наиболее любим ему?" Она ответила: "Абу Бакр رضي الله عنه". Я спросил: "А потом?" Она ответила: "Умар رضي الله عنه". Я спросил: "А потом?" Она ответила: "Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه". Я спросил: "А потом?" Она промолчала» (ат-Тирмизи).

Сподвижники
В 8-м году по хиджре Посланник Божий ﷺ отправил в поход Амра ибн аль-Аса رضي الله عنه. Амр رضي الله عنه, встретив большую вражескую силу, попросил у Пророка ﷺ подкрепления. Пророк ﷺ отправил ему на помощь войско во главе с Абу Убайдой رضي الله عنه. Когда войско прибыло на место, Амр رضي الله عنه сказал, что он является их амиром (руководителем в этом сражении), но мухаджиры (переселенцы из Мекки) возразили: «Ты амир тех, кто вышёл с тобой, а амир мухаджиров – Абу Убайда رضي الله عنه». Тогда Амир رضي الله عنه на это ответил: «Вы моя поддержка». Это всё видел и Абу Убайда رضي الله عنه. Он был человеком с благим нравом, строго следующим указаниям Посланника Господа ﷺ, и он сказал: «О Амр رضي الله عنه, ты знаешь, что Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: "Когда ты прибудешь к твоему другу, слушайтесь друг друга". Даже если ты не будешь мне подчиняться, я готов тебе повиноваться».

Пророк ﷺ дал Абу Убайде رضي الله عنه особый статус в исламской умме (общине) – «амин», что значит – доверенный.

От Анаса ибн Малика رضي الله عنه передаётся, что Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «У каждой общины был свой доверенный человек (амин), а доверенным этой общины является Абу Убайда ибн аль-Джаррах رضي الله عنه» (аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн Маджах).

Несмотря на то, что Абу Убайда رضي الله عنه занимал важные должности в мусульманском государстве, он вёл аскетичный образ жизни и всё своё имущество раздавал нуждающимся и расходовал на распространение Ислама.

Мусульмане
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه отправил Абу Убайде رضي الله عنه четыре тысячи дирхемов и четыреста динаров, а тому, кто относил эти деньги, сказал посмотреть, что он будет делать с этими деньгами. Абу Убайда رضي الله عنه же раздал все эти деньги в качестве милостыни. Когда Умару رضي الله عنه рассказали о том, что сделал Абу Убайда رضي الله عنه, он воскликнул: «Хвала Всевышнему, Который даровал мусульманам человека, способного на такие поступки!»

Будучи главнокомандующим огромной армии, Абу Убайда رضي الله عنه всегда предпочитал перед каждым важным шагом советоваться со своими воинами. Во время военных действий в Шаме (территория современного Ирака, Сирии, Израиля, Палестины и др.), когда византийцы перешли в контрнаступление, Абу Убайда رضي الله عنه устроил совет со своими командирами. Большинство предложили укрепиться в городе Хомсе, а Халид ибн Валид رضي الله عنه предложил выйти против врага и дать сражение. Несмотря на авторитет и опыт Халида, Абу Убайда رضي الله عنه выбрал мнение большинства.

Не только Пророк ﷺ, но и сподвижники уважали Абу Убайду رضي الله عنه и давали ему высокую оценку. Когда мухаджиры и ансары собрались после кончины Посланника Божьего ﷺ, чтобы решить вопрос о перемирии, под навесом Сакиф на территории племени Бану Саада, Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه сказал: «Я доволен для вас одним из этих двух мужчин – Умаром رضي الله عنه и Абу Убайдой رضي الله عنه».

Мусульмане
Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه говорил: «Я не стану менять любое решение, принятое Абу Убадой رضي الله عنه». И первым письмом в должности халифа, которое написал Умар رضي الله عنه, было письмо к Абу Убайде رضي الله عنه, в котором он назначал его командующим армии вместо Халида ибн аль-Валида رضي الله عنه.

Когда это письмо дошло до Абу Убайды رضي الله عنه, Халид رضي الله عنه, узнав о своём освобождении от должности командующего и назначении Абу Убайды رضي الله عنه, обратился к армии со словами: «С сегодняшнего дня вашим командиром назначен доверенный человек этой общины».

В 18-м году по хиджре, во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه, в Шаме распространилась чума. Эпицентром заражения стала палестинская деревня Амвас. В последующем в зоне заражения оказался весь Шам и Ирак. В это время главой Шама был Абу Убайда رضي الله عنه.

Пустыня
Умар رضي الله عنه переживал за жизнь Абу Убайды رضي الله عنه и не хотел, чтобы тот погиб от чумы, поэтому решил вызволить его из Шама. В своём письме к Абу Убайде رضي الله عنه халиф потребовал от него незамедлительно явиться в Медину для важных дел, о которых хочет лично поговорить с ним. Абу Убайда رضي الله عنه догадался, чего добивается халиф, и в ответном письме попросил освободить его от исполнения этого поручения и оставить в Шаме.

Абу Убайда رضي الله عنه умер от чумы в 18-м году по хиджре в возрасте 58 лет и похоронен в Иордании, в городе Амте. Его смерть, причиной которой послужила та самая чума в Амвасе, стала трагичной для всех мусульман.

Нурмухаммад Изудинов

Источник: «Ас-салам»  – общероссийская духовно-просветительская газета

 

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru