Средневековый учёный, раскрывший секреты сердца

Алауддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Хазм аль-Кураши ад-Димашки, известный как Ибн ан-Нафис (1210–1288) – один из величайших учёных-врачей средневекового мира. Основное направление его исследований связано с кровообращением, а точнее с циркуляцией крови в организме человека.

До Ибн ан-Нафиса эти исследования проводились и Гиппократом, и Галеном, и Аристотелем. К примеру, Гиппократ считал, что в сердце кровь охлаждается или нагревается воздухом, поступающим через трахею. Другой греческий врач, Эрасистрат, считал, что в артериях содержится воздух. В сердце же этот воздух, по его мнению, превращался в «жизненную силу», дающую жизнь всему организму. Сейчас эти теории кажутся чем-то из категории фантастики, а тогда на них основывались диагнозы больных, что нередко приводило к летальному исходу.

Малый круг кровообращения

Сердце

Ибн ан-Нафис провёл огромную работу, изучив труды всех предшественников, и предположил, что кровь в различных камерах сердца не смешивается и не перемещается сквозь поры, как утверждал Гален. Вместо этого кровь просто минует сердце и перетекает либо в большой, либо в малый круг кровообращения. Кровь из правого желудочка, согласно теории Ибн ан-Нафиса, устремляется в лёгкие, чтобы смешаться с воздухом, для чего в сосудах лёгких существуют специальные поры. Это открытие имело под собой только теоретическую базу и потому долгое время оставалось доступно лишь узкому кругу учёных.

Ибн ан-Нафис также описал строение лёгких и открыл коронарные артерии, питающие сердце (до этого считалось, что сердце снабжается кровью, проходящей сквозь сердечные камеры). Спустя 300 лет испанский врач, естествоиспытатель Мигель Сервето описал малый круг кровообращения. Но прямые текстовые совпадения в описаниях Сервета и Ибн ан-Нафиса позволяют предполагать знакомство Сервето с текстом его арабского предшественника.

Что же касается судьбы Мигеля Севрето, то в 1553 году он был публично сожжён за еретические взгляды. Испанский философ, врач и естествоиспытатель был обвинён в «отрицании Троицы и искажении роли Христа», что подтверждалось теориями, изложенными в его трудах «Об ошибках троичности» и «Две книги диалогов о Троице». Многие из его трудов были хорошо известны в эпоху Возрождения.

Ибн Нафиса

Так, Реальдо Коломбо опубликовал труд, в котором обосновывал теорию лёгочного круга кровообращения и теорию о том, что пульсацию артерий вызывает работа сердца. Это практически повторяло теорию, изложенную в «Комментарии к анатомии Канона».

Труды Ибн ан-Нафиса

Но открытие малого круга кровообращения было не единственным вкладом Ибн ан-Нафиса в медицину. В «Комментарии к анатомии Канона», написанном им на основании многолетних теоретических и практических изысканий, содержится множество анатомических открытий. Это и подробное описание функций органов тела и их болезни, описание причин заболеваний и методы их лечения. Эта книга считается одним из важнейших медицинских трудов, лежавших в основе развития медицины в Новом времени.

Ибн ан-Нафису принадлежит множество других трудов и сочинений, одним из которых является «Всеобъемлющая книга о медицинском искусстве». Эта рукопись считается самой объёмной медицинской энциклопедией в истории, написанной одним человеком. Учёный усердно трудился над ней многие годы до самой смерти, общий объём её черновиков составил 300 томов, лишь 80 из которых он успел переписать набело.

Кровообращение

Ибн ан-Нафис умер в 1288 году в Каире в возрасте 75 лет.

P.S. Есть ещё одна деталь. Помимо серьёзных глубоко научных трудов его перу принадлежит и ироничный роман, вышедший на Западе под заголовком Theologus Autodidactus («Богослов-самоучка»). Это своего рода первый в истории научно-фантастический роман.

Главным героем романа является Камиль, который вырос и жил в пещере на необитаемом острове. Затем он вступает в контакт с другими людьми, когда они терпят кораблекрушение возле его острова. Эти люди увозят его в цивилизованный мир. Сюжет охватывает историю совершеннолетия Камиля и включает в себя элементы научной фантастики, когда история достигает своего апогея в виде апокалипсического Конца Света.

Айнур Сафин

Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru