Он спорил с самим Авиценной

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади

Имя арабского учёного-энциклопедиста, врача и путешественника Абдуль-Латифа ибн Юсуф аль-Багдади мало известно современникам. Но в когорте мусульманских учёных он занимает ведущие позиции. В истории сохранился эпизод, когда он спорил с самим Ибн Синой (Авиценной).

 

Муваффакуддин Абу Мухаммад Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади (араб. عبداللطیف البغدادي‎; 1162, Багдад — 8 ноября 1231, Багдад) – автор произведений по грамматике, риторике, богословию, юриспруденции и медицине. Причём именно медицина была основным объектом его интересов. По словам его биографа Ибн Аби Осейбии, из 136 его произведений половина посвящена медицине.

Лучший его труд – Abdollatiphi historiae Aegypti compendium (Оксфорд, 1800) – издан англичанином Уайтом на арабском и латинском языках; позднее мастерски переведён Сильвестром де Саси на французский: Relation del Egypte (Париж, 1810). Это произведение – прекрасное описание Египта, где Абдуль-Латиф показал себя сведущим и правдивым наблюдателем.

врач

Автор подробно описал многие древние египетские памятники, такие как пирамиды в Гизе, и написал о невероятных инженерных и технических навыках египтян. А выдержка из «Истории врачей» Ибн Аби-Осейбии, заключающая в себе и биографию Абдуль-Латифа, издана Монслеем (Оксфорд, 1808), что косвенно подтверждает значение его вклада в развитие медицинской науки.

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади родился в Багдаде в 557 году по хиджре или 1162 году григорианского летоисчисления. Его отец Юсуф был учёным, знатоком Корана и хадисов. Он с раннего детства привил сыну вкус к знаниям, причём не только религиозным. Будущий учёный вспоминал, что он воспитывался в худжрах (пещера, келья) шейха Абу аль-Наджиба и не знал ни детских игр, ни игрушек, которые ему заменяло чтение книг. «Больше всего я слушал хадисы, – писал аль-Багдади, – затем получил иджазу от шейхов Багдада, Хорасана, аль-Шама и Египта».

Абдуль-Латиф много занимался каллиграфией, арабским литературным языком, выучил наизусть Коран, «Макамы» аль-Харири, «Диван» аль-Мутанабби, изучал фикх (мусульманское право). Одновременно он продолжал посещать уроки по хадисам и фикху, изучал и суфизм, знатоком которого был шейх Камаляддин. Вскоре Абдуль-Латиф отправляется в Сирию.

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади

В Дамаске он знакомится с известными учёными, затем посещает Иерусалим. Обратив на себя благосклонное внимание основателя аййубидского государства Салахаддина (Саладина), он получает место мударриса (учителя) в одной из мечетей Дамаска. В 1193 году переезжает в Египет. Пользуясь покровительством преемников Салахаддина, Абдуль-Латиф продолжает преподавательскую деятельность, занимается медициной и ботаникой.

Во время странствий он пишет научные труды, общается со многими выдающимися умами того времени, активно участвует в научных диспутах, завоёвывая репутацию эрудита во многих областях знаний. Наиболее подробные сведения о жизни и научном вкладе аль-Багдади можно найти в труде арабского врача и историка медицины Ибн Аби Усайбиа «Уйун ал-анбийа фи табакат ал-атибба», где содержатся отрывки из автобиографии аль-Багдади, не дошедшей до нас в самостоятельном виде.

Главный труд жизни

Абдуль-Латиф – автор огромного числа работ по медицине, ботанике, кораническим наукам, законоведению, философии, праву, теологии, математике, филологии, истории, из которых до нас дошла лишь очень незначительная часть.

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади

Видное место среди этих работ занимает несохранившаяся «История Египта». В неё учёный включил как общее описание Египта по разнообразным источникам, так и свои собственные наблюдения. В частности, в 1200–1202 гг. Абдуль-Латиф стал свидетелем ужасающего голода и эпидемии, вызванных катастрофическим неурожаем вследствие нехватки воды из Нила в оросительных системах.

Аль-Багдади также написал сокращённый вариант данной книги, в который включил описание лишь тех явлений и событий, которые наблюдал сам. Этот труд, который было принято называть «Аль-Мухтасар» («Сокращённая книга»), имеет полное название – «Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта», и, к счастью, её рукопись сохранилась до нашего времени.

Сам автор говорит о создании своего труда: «Когда я закончил свою книгу о Египте, состоящую из тринадцати частей, я увидел, что если выделить из неё те события, очевидцем которых был я сам, то она будет правдивее и станет производить большое впечатление».

Открытия, изменившие мир

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади

Аль-Багдади до Ибн аль-Нафиса заключил (а Ибн аль-Нафис позднее подтвердил), что кровь из одного желудочка сердца сначала поступает в лёгкие, а потом уже возвращается в другой желудочек, а не проникает в него через межжелудочковую перегородку, как считалось до него (Гален обнаружил овальное отверстие в межжелудочковой перегородке, вскрывая трупы недоношенных младенцев).

Аль-Багдади также выяснил, что сердце состоит из двух, а не из трёх желудочков, как полагал Ибн Сина. Ещё более удивительное открытие позволило аль-Багдади опровергнуть великого Галена. Об этом писал российский историк медицины Б. Д. Петров, высоко оценивший вклад арабского врача в мировую науку: «В споре о преимуществах личного наблюдения учениками Ибн Сины (Авиценны) было упомянуто о груде непохороненных тел, погибших от голода. Некто Абдуль-Латиф поехал посмотреть это скопище 40 тысяч трупов и скелетов. Подняв челюсть с земли, он не поверил своим глазам: Гален писал, что челюсть состоит из двух костей, Абдуль-Латиф видел только одну. Он просмотрел 250 челюстей, показал их другим врачам, и все они признали, что нижняя челюсть состоит из одной кости. Его открытие было почти равносильно святотатству: в своей книге он доказывал, что Гален мог ошибиться».

Абдуль-Латиф ибн Юсуф аль-Багдади

Ошибка Галена, вне сомнения, была связана с тем, что врач имел возможность вскрывать лишь выкидыши или тела детей, умерших в раннем возрасте, на основании чего он и делал свои суждения об анатомии человека. Нижняя челюсть же у плода, действительно, состоит из двух костей, которые лишь к возрасту одного года у ребёнка срастаются в одну.

Вероятно, Галена ещё больше укрепило в правильности его вывода о строении нижней челюсти из двух костей и аналогичное её строение у животных, тела которых он также вскрывал для изучения. Сообщали, что, когда аль-Багдади ходил по улицам Каира и осматривал трупы людей, он восклицал: «Вот то, чего не хватало Галену!»

Эти открытия аль-Багдади были хорошо известны уже с XVII века в Европе, где его ценили как выдающегося врача, биолога, географа и естествоиспытателя. С «Книгой уведомления» был знаком и М. В. Ломоносов, в тетради росписей иностранных книг которого за № 53 вписано: Historiae Egypti compendium Abdallatif ieditumvon Thomas Hunt – «О! По-латыни и по-арабски».

Источник: Абдуль-Латиф ибн Юсуф ибн Мухаммад аль-Багдади. «Книга уведомления и рассмотрения дел виденных и событий, засвидетельствованных на земле Египта». – М.: Российская академия наук. Институт востоковедения, 2004.

Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru