Как проповедовал тесть пророка Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ?

Краткое сказание о пророке Шуайбе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ

Известно, что пророк Муса ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ был женат на дочери пророка Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. О пророчестве Мусы ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ читатели достаточно широко информированы, это и противостояние с Фараоном, и исход из Египта в Палестину, и общение с Богом на горе Синай и др. А как проповедовал его тесть – пророк Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ? Об этом повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави.

 

Излагаю вам историю о пророке Шуайбе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, которую я посчитал нужным выбрать из книг: «Хазин», «‘Ара’ис», «Ас-Сави» и «Бада’и‘». В «‘Ара’исе» сказано, что его настоящим именем на языке сирьян было Ятрун. Ибн Исхаком передано, что мать Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ была дочерью пророка Лута ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Отцом пророка Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, согласно «‘Ара’ису», был Микаиль, сын Яшджара, сына Мадйана, сына пророка Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ.

Всевышний послал Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ пророком к жителям города Мадйан, которые были потомками Мадйана. Город был назван в его честь.

А теперь посмотрим, что сказано о пророке Шуайбе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ в книге «Бада’и‘», и коротко изложим это.

Учитель

Мадйан, сын пророка Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, прожил очень долгую жизнь. Жена его была из амаликитов. Она родила Мадйану четырёх сыновей. Когда эти сыновья обзавелись семьями и у них родились дети, их род увеличился. Такое усиление рода амаликитов испугало Мадйана. Он собрал всех старейшин. Посоветовавшись, они решили построить новый город, чтобы защититься от амаликитов. Все согласились с этим мнением и, исполнив желание деда, собрали силы, построили город и укрепили его. После завершения строительства город в честь деда назвали Мадйаном.

Жил в этом городе некий усердствующий в поклонении по имени Сан‘ун. Он взял в жены девушку из амаликитов. Сына, которого она родила Сан‘уну, вначале назвали Ятрун. Но в народе его стали звать Шуайбом. Причиной этому послужило то, что Сан‘ун все время просил Всевышнего: «Аллаhумма барик ли фи шу’айби», то есть он просил Всевышнего, чтобы его сын рос с благодатью (баракятом). Так его стали называть Шуайбом (от слова «шуа’йби»). Наверное, Всевышний услышал мольбу Сан‘уна: Шуайбу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ был ниспослан баракят, и он стал пророком.

После смерти отца Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ занял его место. В те времена не было человека столь усердного в богослужении и доброго, как он.

Жители же Мадйана были торговцами. Они скупали зерно и хранили его до тех пор, пока не поднимутся цены, после чего продавали. Сказано, что жители Мадйана были первыми, кто прибегнул к ихтикару (ихтикар – спекуляция; монопольное удержание зерна, пока оно не подорожает. – Прим. пер). Также говорят, что у них были две мерки: большая и поменьше.

Рынок

Большими они пользовались, когда покупали, а меньшими — когда продавали. При продаже зерна они недовешивали его, а при покупке старались получить больше положенного, то есть обманывали людей как могли. Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ не вмешивался в дела торговли. Он пас овец, которые достались ему в наследство от отца, и служил Всевышнему.

Однажды, когда Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ совершал богослужение, к нему пришёл один незнакомец, поприветствовал его и сказал: «Я пришёл поделиться с тобой, поскольку ты хороший человек». И он рассказал, что покупал сто мерок зерна, а оказалось, что там двадцати мерок не хватает. Оказавшись в затруднительном положении, незнакомец попросил Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ помочь ему. Пророк отправился вместе с ним к торговцам и рассказал о том, что произошло между покупателем и одним из них. Но они его и слушать не захотели и не пожелали вернуть гостю недостачу, нагло заявив, что продавать с недовесом и покупать с перевесом — это их правило. В ответ Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ смело возразил, что такой способ торговли не предписан Господом.

Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ спорил с купцами, говоря, что они обязаны вернуть гостю недостающее зерно, когда перед ним появился ангел Джибриль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ в человеческом облике и поздоровался с ним. Пророк ответил на его приветствие и спросил: «Кто ты?» Джибриль ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ ответил, кто он, и сказал, что Шуайбу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ поручено призвать жителей Мадйана и Айки к единобожию.

Получив веление Всевышнего, Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ собрал народ Айки и Мадйана и призвал язычников к Исламу, сказав, что нельзя служить никому, кроме Всевышнего. Он объяснил им, что недовес и недомер в торговле являются запретным (харам), и пригрозил им от имени Аллаха. Но эти люди отказались оставить обычаи и верования, которые достались им от предков.

Правитель

В тот день после долгих безрезультатных споров они разошлись и собирались после этого ещё три дня. Но эти встречи ничего не дали, кроме усиления разногласий, после чего все вместе с Шуайбом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ отправились к правителям.

Правители Мадйана и Айки: Абу Джадхавз, Калман, Са‘фас, Карашат — все в один голос попросили оставить их богов в покое. Как ‘Утба предложил пророку Мухаммаду отказаться от призыва к Исламу в обмен на власть и богатство, так и цари неверных предложили Шуайбу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ остаться с ними и обещали поделиться с ним своим богатством и властью. Но Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ остановил их на полуслове, как пророк Мухаммад ‘Утбу, и рассказал им о бедах, которые были ниспосланы на народы Нуха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, Худа ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, Салиха ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, Ибрахима ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и Лута ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ.

Тогда Калман поднялся и сказал: «Если дело обстоит так, как ты сказал, и ниспосылаются беды, сделай так, чтобы кусок неба упал на нас, чтобы заговорили наши идолы. Если они уверуют в тебя и засвидетельствуют твою правоту, мы беспрекословно последуем за тобой». Посланник Всевышнего ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ подошёл к идолам и спросил: «Кто ваш Господь? Кто я?» — и весь народ вместе с Шуайбом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ стал ждать, как же они откликнутся. Идолы ясно ответили: «Наш Бог — это Всевышний Аллах, который сотворил весь мир, а ты, о Шуайб, — посланник Аллаха» — и опустили головы.

Пожар

Но тем людям этого показалось недостаточно, они не сдержали слово. Они и не ожидали, что идолы засвидетельствуют правоту Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Тогда Всевышний наслал на них сильный ветер, и люди разбежались по домам, спасаясь от гибели.

В тот день многие последовали за Шуайбом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и пришли к единобожию. Это очень не понравилось Абуджаду. Он стал угрожать новообращённым, но Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ подбодрил их, сказав: «Не бойтесь его». Обескураженный Абуджад призвал своих помощников и велел собрать сильное войско, чтобы начать войну с последователями Шуайба ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ. Убедившись в том, что они не прислушаются к доброму совету и не станут на истинный путь, потерявший надежду Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ предстал перед Всевышним и сделал безжалостное дуа этому роду.

В тот же час подул горячий ветер. Не выдержав его жара, люди в домах спустились в подвалы. Хотя Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ и пригрозил им, что на этом всё не закончится, племя продолжало упорствовать. Затем Всевышний послал на это племя множество мух, укус которых был смертельным. Это заставило их забыть о Шуайбе ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, ибо им теперь было не до вражды с ним.

Затем Всевышний ниспослал на них ветер бедствий. Люди разбежались в поисках убежища, а Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ кричал им вслед: «Бегством вы не спасётесь, покайтесь!» Но их не вразумили беды, и не было у них другого ответа, кроме как: «Мы не верим тебе и твоему Аллаху. Сколько бы бед ни посылалось, все равно не поверим, увеличивай свои наказания!»

Пожар

Затем чёрная туча окутала племя, и весь мир для них стал темницей. Наползающий мрак нёс с собой невыносимый жар, так их постиг неописуемый гнев Всевышнего. Пророку Шуайбу ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ было ниспослано откровение (вахью), в котором ему было велено покинуть эти места вместе с уверовавшими. «Теперь посмотри, как их постигнет Мое наказание», — сказал ему Всевышний и дал знать, что они заслужили наказание. Чёрная туча окружила их невыносимой жарой и, словно приручаемых быков, довела до адских мучений; кожа на них сгорела, жар проникал в печень — ещё до Ада они вкусили адские муки. Голос ангела Джибриля ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, от которого затряслись земля и небо, усилил их муки и положил им конец, не оставив в живых никого.

В то время как идолопоклонники так мучились, те, кто последовал за Шуайбом ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ, были словно на свадебном торжестве. Они видели всё, что происходило, но их самих ничего не коснулось. Имущество умерших поровну поделили между оставшимися в живых, уверовавшими в Бога. И Шуайб ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ со своей семьёй в радости и достатке до старости жил в Мадйане.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru