Усама бен Зайд. Часть 2

Нередко случалось, что враждебные племена язычников нападали на караваны мусульман. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) принял решение вступить с ними в сражение. Во главе отряда Пророк (мир ему и благословение) поставил Усаму бен Зайда (да будет доволен им Аллах). И в этот раз мусульмане одержали блестящую победу.

Весть о победе дошла до Пророка (мир ему и благословение) раньше, чем прибыл отряд. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение) подобающим образом встретил победителей во главе с Усамой (да будет доволен им Аллах). Лицо Пророка (мир ему и благословение) светилось радостью. Он подозвал к себе предводителя отряда и попросил его подробно рассказать о ходе сражения. Тогда Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) поведал Пророку (мир ему и благословение) об одном случае, произошедшем с ним: «…Когда язычники уже бежали с поля боя, стараясь укрыться от верной погибели, я настиг одного из них и сбил его. Испугавшись, он быстро произнёс: «Ля иляха илля Аллах!» В этот самый миг я пронзил лжеца копьём насмерть». После этого Пророк (мир ему и благословение) вдруг переменился в лице и сказал: «Горе тебе, о Усама! Как мог ты убить человека, который произнёс слова Шахады? Неужто мог расколоть ты его сердце и увидеть, лжёт он или говорит правду? И что скажешь ты перед лицом Всевышнего, когда предстанешь перед Ним?» В тот день Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) произнёс слова Шахады и заново принял Ислам.

После этого случая Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, с этого дня я не посягну на жизнь того, кто произнесёт: “Ля иляха илля Аллах”».

В битве при Му`те Усама сражался под предводительством своего отца Зайда бен Харисы (да будет доволен ими Аллах) в возрасте неполных восемнадцати лет. Своими глазами он видел гибель отца, однако это не ослабило его и не сломило его дух. Он продолжал яростно сражаться под знаменем Джа`фара бен Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Когда Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) оторвало правую руку, он поднял знамя левой рукой. Он нёс знамя даже после того, как остался без левой руки, до того момента, пока не пал шахидом на поле битвы. Так знамя переходило от одного бойца к другому. Его с честью несли Абдулла бен Раваха, Халид бен аль-Валид (да будет доволен ими Аллах), – до тех пор, пока малочисленный отряд мусульман не вырвался из когтей намного превосходивших их по численности римлян.

В одиннадцатом году по Хиджре Посланник Аллаха (мир ему и благословение) стал готовиться к решающему сражению с римлянами. Предводителем отряда, куда входили такие величайшие сподвижники, как Абу Бакр аль-Сиддик, Омар бен аль-Хаттаб, Са‘ад бен Абу Ваккас (да будет доволен ими Аллах), по приказу Посланника Аллаха (мир ему и благословение) должен был выступить Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах). Это обстоятельство многих сподвижников повергло в недоумение и вызвало немало споров. Ведь в составе отряда были люди намного опытнее и старше Усамы по возрасту. Когда эти недовольства достигли слуха благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение), он сказал, обращаясь к своим сподвижникам: «Вы посягаете на предводительство Усамы бен Зайда (да будет доволен им Аллах). Тем самым вы посягнули на то, что до этого войско мусульман возглавлял его отец – Зайд бен Хариса (да будет довллен им Аллах). Но, клянусь Аллахом, Зайд бен Хариса (да будет доволен им Аллах) был достойным предводителем, и его я любил больше всех из людей. Клянусь Аллахом, сын его Усама достоин возглавить самое могучее войско, и его я люблю больше всех из людей. Я завещаю вам относиться к нему как к своему предводителю».

Благородный Пророк (мир ему и благословение) приказал Усаме бен Зайду (да будет доволен им Аллах) пройти конницей в районе аль-Балка и крепости аль-Дарум. Когда армия собиралась выступить в поход, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) заболел, а когда его болезнь усилилась, военные приготовления были приостановлены. Сам Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда болезнь Пророка Аллаха (мир ему и благословение) обострилась, я с другими людьми навестил его. Когда я вошёл к нему, он так ослабел от болезни, что лежал молча, будучи не в силах разговаривать. Он поднял к небу руку, а затем опустил её на меня. Я понял, что он благословляет меня». Собравшись с силами, Пророк (мир ему и благословение) обратился к остальным, повторив несколько раз: «Исполняйте миссию Усамы! Исполняйте миссию Усамы!»

Вскоре Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расстался с земной жизнью, и мусульмане присягнули Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) приказал Усаме выступить в военный поход. Однако группа ансаров, которые и раньше проявляли недовольство по поводу избрания Усамы предводителем, пришли к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) с просьбой поставить во главе армии человека более опытного и старшего по возрасту. Но халиф остался верен завещанию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и был решительно непреклонен по отношению к просьбе пришедших к нему ансаров. Он ответил им со всей решительностью: «Даже если бы меня окружили стаи волков и собак, я не двинулся бы с места, дабы не нарушить слова Пророка Аллаха (мир ему и благословение)».

Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) с честью выполнил то, что приказал ему Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Конница мусульман захватила район аль-Балка и крепость аль-Дарум в Палестине, развеяв миф о могуществе византийцев.

Из похода Усама вернулся спустя сорок дней в седле того самого коня, на котором принял мученическую смерть его отец. Над головами бойцов развевалось знамя победы. Это была первая победа мусульман в эпоху Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах). Было сказано: «Никто не видел другой такой армии, которая бы понесла столь небольшие потери и захватила такие богатые трофеи, как армия Усамы бен Зайда».

Всякий раз, встречая Усаму бен Зайда, Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) говорил ему: «Приветствую моего эмира»…

Увидев человека, удивлённого таким приветствием, Омар аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пояснял: «Моим эмиром его назначил Посланник Аллаха (мир ему и благословение)».

Ещё одна интересная история случилась с Усамой бен Зайдом (да будет доволен им Аллах). Рассказывают со слов Айши (да будет доволен ею Аллах), что однажды во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) на воровстве была поймана женщина из знатного племени Бану Махзум. Курайшиты стали совещаться между собой, кого бы отправить к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) с тем, чтобы заступиться за несчастную женщину и просить милости и пощады для неё. Наконец, они сошлись в едином мнении, что никого другого Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не послушает, кроме как своего любимого Усаму бен Зайда (да будет доволен им Аллах).

И Усама обратился к нему с ходатайством за провинившуюся. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сильно возмутившись, воскликнул: «Неужели ты ходатайствуешь об отмене одного из наказа­ний, установленных Аллахом?!» Усама же сказал: «Попроси для меня прощения у Аллаха, о Посланник Аллаха!» Вечером же Пророк (мир ему и благословение) обратился к людям с проповедью. Он сказал: «Поистине, жив­ших до вас сынов Израилевых погубило то, что, когда кражу среди них совершал знатный, они отпускали его, когда же совершал её слабый или бедный, они применяли к нему самое жёсткое наказание. Клянусь Аллахом, даже если бы что-нибудь украла Фатима, дочь Мухаммада, то я непременно отрубил бы руку и ей!» В тот же день той женщине отрубили руку.

Также со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) известно, что впоследствии эта женщина раскаялась наилучшим об­разом, а затем вышла замуж и навещала Айшу, а та, в свою очередь, обращалась к Пророку (мир ему и благословение) с просьбами, касающимися её нужд.

Всевышний Аллах вменил Своим рабам в обязанность быть справедливыми ко всем людям вне зависимости от их положения в обществе и уровня материального достатка. В священном Писании мусульман сказано (смысл): «Когда вы произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственника» (6:152). Также в Коране мы прочитаем: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).

После кончины Посланника Аллаха (мир ему и благословение) во время вспыхнувшего конфликта между Али ибн Абу Талибом и Му‘авией Усама бен Зайд (да будет доволен ими Аллах) занял нейтральную позицию, не желая примыкать ни к одной из противоборствующих сторон. Он послал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) письмо, в котором написал: «О, амир му̓минов! Если бы ты оказался в пасти у льва, я почёл бы за честь полезть туда вслед за тобой. Клянусь именем Господа, я всем сердцем и душой устремлялся к тебе на помощь в сражениях против джахилии, но мой меч никогда не поднимется на мусульман. В таких делах я не вижу себе оправдания». На эти слова ему сказали: «А разве не сказал Аллах: “Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху”?» ( смысл, 2: 193). На это Усама бен Зайд (да будет доволен им Аллах) отвечал: «Те, о которых идёт речь, были мушриками. Мы истребили их и искоренили бытовавшие разногласия, и религия принадлежит Аллаху».

Усама бен Зайд (да  будет доволен им Аллах) любил Али (да будет доволен им Аллах) самой преданной и глубокой любовью, но охранял свой меч от крови мусульман.

В период правления халифа Му‘авии Усама бен Зайд (да будет доволен ими Аллах) уехал в Медину. Он умер в местности Джурф, неподалёку от Медины. Ему было около 60 лет.

 

Абу Бакр Правдивейший – первый праведный халиф.

В переводе с арабского эмир – предводитель; правитель; князь.