Абдуллах аш-Шаркави. Ректор «Аль-Азхара»

Шейх Абдуллах бин Хиджази бин Ибрахим аш-Шаркави, да смилуется над ним Аллах , родился в 1150 году по мусульманскому летоисчислению в египетской деревне ат-Тавила в окрестностях Бильбейса, недалеко от деревни аль-Карин, в провинции аш-Шаркийя. Поэтому его и прозвали аш-Шаркави, отнеся к упомянутой провинции.

Юношество и учёба

Ещё в детстве, в деревне аль-Карин, где он вырос, Абдуллах выучил наизусть Священный Коран. Далее он устремился к обретению религиозных знаний, отправившись в известный во всём мире Каирский университет «Аль-Азхар» в Египте. Там он обучался под руководством выдающихся учёных-богословов своего времени: аш-Шихаба аль-Малави, аш-Шихаба аль-Джавхари, шейха Али ас-Саиди, имама шейха аль-Хафани, имама шейха ад-Дамнахури и других.

Университет Аль-Азхар

Выбор суфизма для него был естественным шагом. Так, основные положения тариката аль-Хальватийя он воспринял, обучаясь у имама шейха аль-Хафани. Затем примкнул к известному суфию, познавшему Аллаха , шейху Махмуду аль-Курди, за которым следовал неотступно. И шейх воспитал и наставил его. Под опекой этого наставника он прошёл уровни суфийского пути, шейх обучил его тайнам тариката, после чего Абдуллах занял достойное место среди лучших мюридов.

Абдуллах в своей жизни испытал многое: вкусил и горечь бедности, и сладость облегчения и благосостояния; жил под сенью безвестности и забвения, как жил и в свете высокого положения в обществе и власти. Так он извлёк большой жизненный опыт, который объединил с полученными знаниями и познаниями и с тем, что достиг из духовной тренировки и практики в области суфийского самосовершенствования. И таким образом опыт закалил его, а познания воспитали и украсили. Тем самым он обрёл большое значение в своей мирской жизни и снискал милость и благосклонность Аллаха в жизни вечной.

Ученики аш-Шаркави

Билибин Иван Яковлевич, 1928 г. "Двор Мечети Аль-Азхар и университетский комплекс", Каир. 55,2 x 76. Бумага, карандаш, акварель и гуашь. Частное собрание

У Абдуллаха аш-Шаркави было огромное количество учеников, некоторые стали известными учёными-богословами.

Один из них – интеллигентный правовед шейх Хусейн бин аль-Кашиф. Занимая высокий пост в военном руководстве страны, он был покорен имамом аш-Шаркави и, уволившись, стал придерживаться своего учителя, под чьим руководством досконально изучил мусульманское право.

Другой его ученик – популярный учёный-богослов Ибрахим аль-Буджайри, специалист в области хадисоведения.

Одним из наиболее проницательных его учеников был выдающийся учёный-богослов шейх Мухаммад ад-Давахили, который обучался у аш-Шаркави мусульманскому праву и не только и стал одним из его избранных учеников.

Его нрав и положение в обществе

Университет Аль-Азхар

Шейх Абдуллах аш-Шаркави, да смилуется над ним Аллах , отличался снисходительностью и терпимостью. Все в своей жизни он воспринимал с мудростью и гибкостью, обладая способностью трезво оценить обстоятельства и приноровиться к ним. Его суфийское мировоззрение способствовало ему в проявлении деликатности, рассудительности и снисходительности, несмотря на перенесенные невзгоды и испытания.

Султан Египта Мухаммада АлиАш-Шаркави в свою эпоху был шейхом учёных-богословов шафиитской богословско-правовой школы и их муфтием. Разнообразие его научных произведений доказывает, насколько обширны были его знания и каким достоинством они обладали – в мусульманском праве, хадисах Пророка и вероубеждении.

Но как он обладал авторитетным мнением в религиозных делах, так же шейх пользовался влиятельностью в политических вопросах. Он сыграл большую роль в становлении пашой – наместником султана в Египте – известного Мухаммада Али, который славился своей отважностью и дальновидностью и в своё время разгромил ваххабитов в Саудовской Аравии.

Шейх аш-Шаркави был современником наполеоновской экспедиции в Египет и возглавил египетский народ для противостояния французской экспансии, ради облегчения тяжести её гнета. И слава его разошлась повсюду, европейцы писали о нём подробно и долго. И каждый писавший признавал, насколько он понимал те значимые события, которые случились в тот короткий период в истории родины.

Наполеон в ЕгиптеПоведение учёных-богословов «Аль-Азхара», во главе которых был шейх аш-Шаркави, оказало большое положительное влияние на мировоззрение Наполеона Бонапарта. Вследствие этого Наполеон стал изучать Ислам и был премного удивлён учением и гениальностью пророка Мухаммада , называя его в своих записках величайшим предводителем, которого знает история человечества. Он заявлял, что «любит исламскую религию, возвеличивает Пророка , почитает Коран, каждый день читает его и желает построить в Египте огромную мечеть, аналога которой нет в других странах». Наполеон часто обсуждал с учёными мусульманское право и говорил, что желает принять Ислам, и есть версии, что он действительно его принял; выступал за ликвидацию ростовщичества и многое ввёл в закон из мусульманского права мазхаба имама Малика. Сказано, что из-за его позиции против распространения ростовщичества по всему миру Англия оказывала на него давление. Подробнее об этом написано в книге «Наполеон и Ислам», изданной во Франции, и в других источниках.

Труды богослова

Труды богослова

Шейх аш-Шаркави, как уже было упомянуто, оставил после себя довольно богатое и значимое религиозно-научное наследие, которое получило распространение в различных уголках исламского мира. Перечислим его труды:

1. «Ат-Тухфат аль-бахийя фи табакат аш-шафиийя». В эту книгу он включил биографии учёных-богословов шафиитской богословско-правовой школы до 1212 года хиджры, в алфавитном порядке. Её рукописная копия хранится в Каире в «Дар аль-кутуб аль-мисрийя».

2. «Аль-Акаид аль-машрикийя» – о науке единобожия.

3. «Аль-Джавахир ас-санийя фи шарх аль-акаид аль-машрикийя», рукописная копия которой также хранится в указанной библиотеке.

4. «Хашият аш-Шаркавий аля китаб ат-тахрир» – субкомментарий к книге «Ат-Тахрир», принадлежащей перу шейха Закари аль-Ансари.

5. Субкомментарий к книге «Шарх аль-Худхудий аля Умм аль-барахин», принадлежащей Абу Абдуллаху бин Юсуфу ас-Сануси.

6. «Шарх хикам Ибн Атаиллах ас-Сакандари» – комментарий к книге мудростей шейха Ибн Атаиллаха. Рукописная копия хранится в Египте.

7. «Сабат аш-Шаркави» – в ней он упомянул имена передатчиков (иснады) своих шейхов-наставников в толковании Корана, хадисов, в мусульманском праве, молитвах-хизбах, суфийских заданиях – вирдах. Четыре рукописные копии этой книги хранятся в упомянутой библиотеке.

8. «Мухтасар аш-шамаиль» и «Шарх аль-мухтасар» – оба его сочинения, посвящённые достоинствам и похвальным качествам Посланника Аллаха .

9. «Рисаля фи “ля иляха илля-ллах”» – послание о свидетельстве единобожия.

10. «Рисаля фи масъала усулийя фи джам аль-джавами» – послание по основам мусульманского права (усуль аль-фикх).

11. «Шарх рисаля Абдиль-Фаттах аль-Адилий фи аль-акаид» – по вероубеждению.

Труды богослова

12. «Шарх мухтасар фи аль-акаид ва аль-фикх ва ат-тасаввуф» – комментарий к издавна известной на Кавказе книге «Мухтасар», принадлежащей перу выдающегося дагестанского учёного-богослова шейха Али аль-Кабира (Старший) аль-Газикумуки. «Мухтасар» посвящён основам мусульманской религии.

Об этом учёном и комментарии аш-Шаркави к его книге другой дагестанский учёный Назир ад-Дургили в книге «Нузхат аль-азхан фи тараджимуляма Дагистан» («Услада умов в биографиях богословов Дагестана») пишет следующее: «Шейх Али аль-Кабир аль-Газикумуки. Это известный шейх – Зайнуддин аль-Хадж Али аль-Кабир сын Мухаммада аль-Газикумуки ад-Дагистани. Он был знающим, выдающимся учёным, весьма сведущим. Он совершил хадж и умру. Он, да смилуется над ним Аллах , был современником шейха Ибн Хаджара аль-Хайтами и скончался прежде него. Говорят, что они оба встретились по пути в хадж. К его произведениям относятся краткий матн по акыде, фикху и тасаввуфу, известный в Дагестане как "Мухтасар", также это книга "Дурар аль-Азкар", свидетельствующая о его способностях, его обширной эрудиции и познаниях в области хадиса. Его "Мухтасар" комментировал учёный из Египта, выдающийся факих, знаток хадисов Абдуллах аш-Шаркави, когда к нему была доставлена эта книга. К нему обращался (с предложением комментировать) его благочестивый брат, достойный учёный Мухаммад Афанди ад-Дагистани… Шейх Али аль-Кабир скончался в 935-м году в селе Кази-Кумух и был похоронен там же. Он известен, и люди посещают его могилу. Да смилуется над ним Аллах ».

13. «Шарх аль-хикам ва аль-васая аль-курдийя фи ат-тасаввуф» – по суфизму.

14. «Шарх вирд ас-сахр» – комментарий к книге аль-Бакри.

15. «Мухтасар Мугни ал-лабиб ли Ибн Хишам фи ан-нахв ва аль-ираб» – сокращённый вариант книги Ибн Хишама по грамматике арабского языка.

16. «Фатх аль-мубдий шарх мухтасар аз-Зубайдий фи аль-хадис» – по хадисам Пророка .

17. «Тухфат ан-назирин фиман валя Миср мин аль-вулятва ас-салятин» – история о правителях Египта.

По разнообразию произведений можно судить, какими обширными знаниями обладал шейх Абдуллах аш-Шаркави.

Назначение ректором «Аль-Азхара»

Университет Аль-Азхар

После кончины в 1208 году хиджры шейха Ахмада аль-Арусийи, ректора «Аль-Азхара», его возглавил шейх аш-Шаркави. На занятие этого почётного религиозно-научного поста претендовал и шейх Мустафа аль-Аруси. Однако шейхство было возложено на аш-Шаркави.

Кончина учёного

Имам шейх Абдуллах аш-Шаркави, да смилуется над ним Аллах , встретил своего Господа в четверг, 2-го числа месяца Шавваль 1227 года по мусульманскому летоисчислению. Аль-Джабартий упомянул, что когда шейх аш-Шаркави скончался, в университете «Аль-Азхар» заупокойную молитву над ним совершило множество людей. Он был похоронен в заранее подготовленном им месте.

Шейх аш-Шаркави был смотрителем участка земли в пустыне, которую некая женщина пожертвовала на благотворительные цели (вакф) для суфиев и чтецов Корана. Во время французской экспансии там всё было разрушено. И шейх воздвиг на этом месте мечеть, по соседству с которой построил для себя могилу, над которой сделал и купол. Рядом с мечетью он также построил дворец.

Египетский паша издал указ об устройстве ежегодного торжества в честь шейха аш-Шаркави. На организованном мавлиде для присутствующих были накрыты столы с угощениями. В этом мероприятии приняло участие большое количество учёных-правоведов, шейхов и других знатных людей.

Да смилуется Всевышний Аллах над шейхом Абдуллахом аш-Шаркави и да удостоит его райских благ!

Заглавное фото: портрет Абдуллаха аш-Шаркави, написанный французским художником Мишелем Риго. Холст, масло.