Абд аль-Кадир аль-Джазаири – муджахид, суфий, поэт, богослов…

Одной из основных сил, противостоявших европейским колонизаторам, были последователи суфийских тарикатов. Во многих регионах исламского мира – в Африке, на Северном Кавказе, в Индии, в Юго-Восточной и Центральной Азии и т. д. – суфии активно участвовали в борьбе с империализмом, зачастую становясь стержнем сопротивления. Среди жителей Алжира знамя борьбы против захватчиков поднял Абд аль-Кадир аль-Джазаири, сын шейха и сам последователь суфизма. В Алжире он является национальным героем, известным не менее, чем легендарный ливиец Омар аль-Мухтар из сануситского тариката.

В 17 лет Абд аль-Кадира как предводителя муджахидов знал весь мир. Но, к сожалению, нам до сих пор мало известно о нем как о поэте, а он автор глубокой по смыслу суфийской поэмы, как о богослове и общественном деятеле.

Будущий руководитель борьбы против французов с детства отличался тягой к знаниям и прилежностью в учебе. Он много изучал Коран, богословские и другие, необходимые и доступные в то время науки, в частности, иностранные языки. Уже в юном возрасте Абд аль-Кадир вместе со своим отцом отправился в Хадж, побывав по пути в разных городах исламского мира, и вернулся на родину за несколько месяцев до начала колонизации.

Высадившись, французские войска встретили ожесточенное сопротивление со стороны местного населения. Одним из лидеров этой борьбы стал вернувшийся из Хаджа Абд аль-Кадир. За его умение и мужество несколько племен провозгласили его своим эмиром (политическим лидером). Он сумел преодолеть раздробленность разных групп населения и попытался создать объединенное государство со столицей в Маскаре. Улемы также подержали его, что было немаловажно в сложившейся ситуации.

В течение нескольких лет алжирцы во главе с шейхом Абд аль-Кадиром сумели полностью блокировать несколько французских гарнизонов, в результате чего в 1834 г. колониальные власти были вынуждены заключить с ними мирный договор. Правда, уже через год французы нарушили соглашение, но вновь были разбиты и признали власть эмира в центральных и западных районах Алжира. К 1838 г. под контролем Абд аль-Кадира находился практически весь Алжир. Это было высшей точкой расцвета его государства.

Понимая, что французы не отступят от своей цели, алжирцы стали усиленно развивать свою военную промышленность. Были созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия, в результате чего алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении. Так, на ее вооружении было около 250 пушек, что, конечно же, играло существенную роль.

За время перемирия Абд аль-Кадиром были предприняты и меры по установлению порядка внутри страны. Он сумел ограничить власть и доходы местных богатеев и провел административную реформу, разделив государство на несколько областей. Также была осуществлена судебная и налоговая реформа. Таким образом, новое государство обладало всеми необходимыми ему признаками, вплоть до выпуска собственной валюты.

Несомненно, что именно благодаря такому грамотному подходу алжирцы сумели противостоять такой грозной силе, как французская армия. Однако силы все-таки оказались не равны – на стороне колонизаторов было не только количественное (их численность доходила до 100 тыс. человек), но и техническое превосходство.

После взятой передышки французские войска овладели городом Константина, который к тому времени не контролировался эмиром. Начались мелкие столкновения, переросшие затем в настоящую войну. Колониальные войска, вовсе не задумываясь о понятиях чести и морали, применяли тактику выжженной земли, уничтожая все на своем пути – от людей до животных.

В течение нескольких лет алжирцы под руководством шейха Абд аль-Кадира противостояли колонизации, но в итоге потерпели поражение. Большая часть государства была оккупирована, а сам он укрылся на территории соседнего Марокко, чьи власти также участвовали в сопротивлении, но, как и соседи, потерпели поражение. В результате этого под давлением французов они были вынуждены согласиться выслать шейха из страны.

Между тем, захват земель вызвал новое восстание, и шейх Абд аль-Кадир был приглашен алжирцами руководить ими. В ответ колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых.

Осознав, что дальнейшее сопротивление приведет к полному истреблению народа, шейх Абд аль-Кадир принимает нелегкое решение – он идёт на переговоры с французами. Главное условие, которое ставит шейх, – это прекращение преследования гражданского населения, а в качестве уступки со своей стороны он обещает покинуть Алжир и выехать с семьей и ближайшими сторонниками в Египет.

Генерал-губернатор герцог Орлеанский лично обещает соблюсти данный договор, но в последний момент нарушает данное им слово. Муджахида с семьей арестовывают и отправляют во Францию, где он содержится в заключении, сначала в Тулоне, а затем в замке Амбуаз.

Но на этом история шейха не заканчивается. В силу различных обстоятельств, начиная от политического давления Великобритании, соперничавшей с Францией, и заканчивая приходом во власть нового правителя Наполеона III, шейх Абд аль-Кадир получает свободу. В качестве условия с него берется слово, что он больше никогда не ступит на алжирскую землю.

Он поселяется на Ближнем Востоке, куда его лично пригласил султан Османской империи. В этот период шейх занимается в основном творческой деятельностью, путешествует по разным регионам исламского мира, в том числе два раза совершает Хадж. 26 мая 1833 г. душа шейха Абд аль-Кадира покидает этот мир и предстает перед Всевышним.

Одной из характерных черт национального героя Алжира, как ни странно, была его миролюбивость и толерантность. Да, да, – это не обман и не фантазии. В исторических хрониках зафиксирован обмен письмами между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем. Из них становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий. Несомненно, что данные письма должны стать достоянием общественности, чтобы из них могли почерпнуть для себя много нового те, кто не понимает сущность джихада, полагая, что под ним подразумевается тотальное уничтожение инакомыслящих.

Шейха Абд аль-Кадира также сложно обвинить в трусости или несоответствии духу и букве Ислама – своей борьбой он навечно заслужил звание национального героя Алжира, которого признают и чтят все граждане этой страны без исключения. Если мусульмане хотят быть похожими на таких выдающихся людей, то они должны изучать историю, а не отбрасывать ее в сторону, как не подходящую для их убеждений. Ведь мы на сегодняшний день даже в малейшей степени не можем сравняться с такими людьми ни в их мужестве и отваге, ни в героизме и силе воли, ни в знаниях и богобоязненности.

Свое истинно исламское отношение к представителям других религий шейх Абд аль-Кадир пронес сквозь все невзгоды и трудные времена нахождения в плену. Но особенно это проявилось во время событий в Дамаске, когда начались столкновения мусульман и христиан. Нападению подверглось и российское вице-консульство. Только благодаря вмешательству и заступничеству шейха вице-консул Макеев был спасен от неминуемой гибели. Были спасены и многие другие христиане, за что имам Шамиль, продолжавший переписку с шейхом, поблагодарил его такими словами: «Да примиришься ты с Богом Всевышним! И да благословит Он тебя достоянием и детьми, ибо ты исполнил слова великого Пророка, посланного Богом по милости к человекам, – и не допустил укоренения вражды к нам из-за нашей веры».

На это шейх отвечал ему: «Насилие торжествует во всех странах, и результаты его постыдны. Однако люди в наши дни искушений теряют голову до такой степени, что им мало что представляется добрым… Сколь же печально видеть столь мало людей религиозных и столь малое количество тех, кто все еще прибегает к власти справедливости. Их столь мало, что невежды начали полагать, что источником веры в Исламе являются грубость, жестокость и отстраненность от всех иноверцев».

Как актуальны и поучительны эти слова особенно теперь, когда эта проблема заострилась настолько, что требует немедленного решения. Когда место знания занимает невежество, мир погружается во тьму. Когда мусульмане забывают о благонравии, тяжелее которого, согласно хадисам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «в День воскресения на весах верующего… ничего не будет», исламский мир погружается в пучину. Когда человек лишается милосердия, он становится «злосчастным», и «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Только когда к мусульманам вернутся эти благородные качества, мы можем рассчитывать на то, что в нашей среде вновь появятся такие выдающиеся люди, как шейх Абд аль-Кадир и имам Шамиль. Да будет с ними милость Аллаха!