Имам аль-Байхаки – великий мухаддис и ученик суфиев

Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абдулла ибн Муса аль-Хусравжирди аль-Хурасани, известный как аль-Байхаки, родился в месяц шабан в 384 году по Хиджре в Хоросане, в селении аль-Хусравжирди района аль-Байхак. Аль-Байхак находился недалеко от города Нейсабур (Нишапур) в современном Иране.

С малых лет аль-Байхаки приобщился к наукам. В детские годы он начал осваивать науки в своём городке Хусравжирди. Потом в юности перебрался в Байхак и обучался у учёных этого города. Затем отправился в Нейсабур, который в то время, как мы не раз упоминали в статьях, являлся одним из центров учёного мира.

 

Передают, что известный учёный Хатиб аль-Багдади, прежде чем отправиться в путешествие в поисках знаний, решил посоветоваться со своим учителем, куда ему отправиться – в Египет или в Нейсабур. Учитель сказал ему: «Если ты направишься в Египет, то направишься туда ради одного, и если ты не настигнешь его, то твоя поездка окажется напрасной. Если же ты отправишься в Нейсабур, то в нём много крупных учёных, и если даже ты не настигнешь одного, то найдёшь других…».

 

В 15 лет аль-Байхаки начал обучаться в Нейсабуре у крупнейшего учёного аль-Хакима. Аль-Хакиму тогда было около восьмидесяти лет, и имя его было известно на весь исламский мир. Со всех концов света отправлялись люди ради того, чтобы получить знания у этого великого учёного. Лишь самые способные становились учениками аль-Хакима. И, несмотря на столь юный возраст, аль-Байхаки стал одним из его лучших учеников, и за пять лет, что обучался у него, приобрёл столько знаний, сколько другие не получили за всю жизнь. В своих книгах аль-Байхаки приводил в дальнейшем очень много хадисов от аль-Хакима.

Обучившись у учёных Нейсабура, Аль-Байхаки объездил множество городов исламского мира в поисках знаний. Он посетил города Персии и Ирака. Обучался у учёных столицы халифата – Багдада. Посетил Мекку и Медину и другие города в поисках знаний. Около тридцати лет провёл аль-Байхаки в странствиях, приобретая науки у известных учёных исламского мира, затем возвратился в Байхак и занялся обучением учеников и составлением книг.

Среди его учителей были величайшие авторитеты в различных областях наук. В том числе крупнейшие учёные хадиса, такие как аль-Хаким, авторитетный факих того времени аль-Марузий, величайший учёный акид ибн Фурак, суфийские шейхи Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани и Абу Абдуррахман ас-Сулами, от которых помимо знаний он получил и духовное воспитание.

 

Учителя аль-Байхаки

Рассказать обо всех великих учителях аль-Байхаки в одной статье нет возможности, поэтому приведу краткую биографию лишь некоторых из них.

 Аль-Хаким (321–405 год по Хиджре)

В его время не было учёных хадиса подобного ему. Одно то, что количество учителей, от которых он получал знания, доходило до тысячи человек, говорит об усердии, проявляемом этим великим имамом в приобретении знаний.

Ажуддин ас-Субки пишет: «К нему отправлялись люди с разных стран ради его обширных знаний. Учёные были едины во мнении, что он является одним из самых знающих имамов, посредством которых Аллах сохранил эту религию».

Аль-Байхаки начал обучаться у Хакима, когда ему было около 15 лет, и продолжал обучаться до самой смерти своего учителя, в общей сложности где-то около пяти лет.

 

Абу Абдуррахман ас-Суллами (325–412 по Хиджре)

Крупнейший учёный хадиса и суфийский шейх.

Хаким сказал про него: «Если Абу Абдурахман не является одним из будала (одним из избранных рабов и любимцев Аллаха ), то тогда на земле нет любимца (вали) Аллаха»

Говорят, количество его трудов достигало тысячи томов. До наших дней дошла лишь малая часть его книг. Среди известных – Тафсир Корана и книга с жизнеописанием известных суфиев.

 

Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани (315–409 по Хиджре)

Он являлся известным учёным хадиса и суфийским шейхом. Доктор Нажм Абдурахман халф в книге «Аль-имаму аль-Байхаки» причисляет этого суфийского шейха к учителям, от которых аль-Байхаки приводит много хадисов.

Он пишет в этой книге: «Аль-Байхаки встретил его в Найсабуре в самом начале приобретения знаний. Это было в 400 году по Хиджре. Он долгое время обучался у него и получил много пользы от его знаний и праведности».

 

Абу ат-Таййиб ас-Салюки (умер в 404 году по Хиджре)

Его прозвали солнцем Ислама за знания и деяния. Некоторые учёные считали его обновителем религии в четвёртом веке.

Он воспитывался и обучался знаниям у своего отца, который также был крупнейшим учёным Шариата и суфийским шейхом. Поэтому аль-Хаким говорит про него: «Муфтий Нейсабура и сын муфтия Нейсабура. Из всех учёных, которых я встречал, он был наиболее пишущим…».

Также аль-Хаким говорил: «Некоторые из моих учителей говорили: если хочешь узнать, кто является благороднейшим человеком сыном благороднейшего человека, пусть посмотрит на Сахл бин Абу Сахла».

 

Труды аль-Байхаки

Аз-Захаби пишет: «Книги аль-Байхаки имеют большую ценность и пользу. Мало кто так основательно подходил к написанию книг, как Абубакр аль-Байхаки. Учёному следует обращать большое внимание на его книги, и в особенности на ”Сунан аль-кубра”».

Имам аль-Джувайни, прозванный имамом аль-Харамайн, сказал о нём: «Не было шафиитского учёного, который не был бы обязан имаму аш-Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, ибо сам аш-Шафии был обязан ему за все его письменные труды в поддержку его мазхаба».

Эти слова крупнейшего учёного фикха того времени свидетельствуют о том, что аль-Байхаки прекрасно разбирался в фикхе. Подтверждает это и комментарий аз-Захаби к словам имама аль-Джувайни: «Абу Маали прав. Так оно и есть. Если бы аль-Байхаки захотел создать для себя мазхаб, в котором он бы делал иджтихад, он был бы способен на это благодаря своим знаниям и осведомлённости в разнотолках».

Аль-Байхаки написал множество книг по различным областям знаний. У него имеются труды по хадису, фикху, о жизни Посланника Аллаха, труды по акиде (вероубеждению) и по зухду (аскетизму). До нас дошло около пятидесяти его книг. Вот некоторые из них:

 

«Сунан ал-кубра»

Одной из самых известных книг аль-Байхаки считается сборник хадисов «Сунан ал-кубра». Эту книгу можно без сомнений включить в десятку самых известных и полезных сборников хадисов.

Учёные Ислама придавали большое значение этой книге. Передают, что ещё при жизни аль-Байхаки известный учёный Абу Мухаммад аль-Джувайни (отец имама аль-Харамайн) потратил большие средства на приобретение этой книги.

Многие крупные учёные говорили, что в области хадисов нет книги подобной этой.

 

«Аль-Марифату фи сунани ва ль-асар»

Что касается этой книги, то Тажуддин ас-Субки пишет про неё: «Что касается книги «Аль-Марифату фи сунани ва ль-асар», то это одна из тех книг, что обязательна для каждого учёного шафиитского мазхаба».

Передают, что, когда аль-Байхаки писал эту книгу, один из учёных увидел во сне имама аш-Шафии, который держал в руках эту книгу и говорил: «Сегодня я переписал семь частей из книги учёного Ахмада (то есть аль-Байхаки).

Другой учёный увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и говорил: «Сегодня я узнал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».

 Ещё один учёный увидел во сне поднятый в небо ларец. От него шло свечение. Он спросил: «Что это?» И голос ответил ему: «Это книги Ахмада аль-Байхаки».

Имам Захаби высказался так об этих снах: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они – достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому учёному необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с "Сунан аль-Кабир"».

 

«Аз-Зухду ль-Кабир»

Это книга об аскетизме и богобоязненности. В ней приводятся слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение), сподвижников, учёных Шариата, суфийских шейхов об аскетизме. Очень полезная книга особенно в наше время, когда большинство людей обмануто мирскими соблазнами.

 

«Манакибу аш-Шафии»

Эта книга – биография имама аш-Шафии. В ней рассказывается о жизни великого имама, о его достоинствах, знаниях, праведности. Этот труд является наиболее основательной и полной биографией аш-Шафии. Мусульманину и особенно последователям шафиитского мазхаба следует прочитать её.

На этой книге хотелось бы остановиться подробнее, так как в наши дни некоторые заблудшие распространяют вырванные из контекста цитаты аш-Шафии из этой книги, пытаясь ввести мусульман в заблуждение.

Люди, ослеплённые своей ненавистью к истине и готовые на любой подлог и ложь ради достижения своих целей, приводят некоторые цитаты из этой книги, из которых можно понять, что аш-Шафии был противником суфизма – души Ислама. Даже малейший анализ этого текста не оставляет и камня на камне от утверждений этих заблудших.

 

Вот цитата, которую аль-Байхаки приводит в этой книге: «Если мужчина окунулся в суфийскую идеологию (тасаввафа) с утра, то до наступления обеда мы не найдём его, кроме как умалишённым».

Во-первых, эти заблудшие никогда не приводят разъяснение, которое даёт аль-Байхаки после слов аш-Шафии. А ведь кто знал жизнь аш-Шафии лучше, чем аль-Байхаки, и если бы имам аш-Шафии был противником суфизма, то, несомненно, и аль-Байхаки был бы его последователем в этом.

Но посмотрите, что пишет аль-Байхаки о цитатах, которые так любят приводить эти заблудшие: «Я же говорю, что он имеет в виду тех, кто вошёл в суфизм и довольствовался лишь именем и внешней формой, без истинной сути суфизма. Они уклоняются от работы и возлагают свои проблемы на мусульман, и не думают о них, и не исполняют обязанности по отношению к ним, и не приобретают знания, и не занимаются поклонением подобающим образом. Подобных суфиев аш-Шафии описал следующим образом. От имама аш-Шафии передают, что он сказал: «Не будет суфий суфием, пока не соберутся в нём четыре качества: ленивость, обжорство, привычка много спать, назойливость». Здесь он критикует тех, кто обладает подобными качествами. Что же касается истинных суфиев, искренних в уповании на Аллаха и в следовании адабам Шариата, будь то в поклонении Аллаху или же в отношениях с людьми, то было рассказано от него, что он дружил с такими суфиями и получил от них пользу».

Почему же, если эти люди хотят донести до людей истину, они не приводят разъяснение аль-Байхаки, а также его слова о том, что аш-Шафии дружил с суфиями?

Во-вторых, они не задумываются о том, от кого же приводит аль-Байхаки эти цитаты аш-Шафии. А ведь эти цитаты он приводит от своих учителей Абу Абдурахмана ас-Сулами и аль-Хакима, которые сами были суфиями. Один из них, Абу Абдурахман ас-Сулами, был даже суфийским шейхом. Если суфии – глупцы, обжоры и т. д., то как аль-Хаким, который был суфием, как мы говорили, или тот же аль-Байхаки и многие другие великие учёные Ислама, которые были суфиями, стали имамами ахлу сунна, за которыми следуют остальные мусульмане?

С другой стороны, эти цитаты аш-Шафии дошли до нас, как мы выяснили, лишь через цепочку суфиев, то есть от суфийского шейха Абу Абдурахмана ас-Сулами и аль-Хакима, который тоже являлся суфием. Если суфии, вступив в тарикат, в тот же день становятся глупцами, то почему же они опираются на цитаты аш-Шафии, которые дошли до нас лишь через тех, кто всю жизнь был суфием? Где же тут логика? А её и не может быть у людей, ослеплённых ненавистью к истине, да убережёт нас Аллах от этих заблудших.

Аль-Байхаки прожил более семидесяти лет и покинул этот мир 10 числа месяца джамаду ль-ула 458 года по Хиджре и похоронен в аль-Байхаке.