Нажмуддин Кубра – мухаддис, факих, суфий

Ахмад бин Умар бин Мухаммад, более известный как Наджмуддин Кубра, родился в 540 году по Хиджре в Хорезме, в городе Хайвак. В юности он посетил многие города исламского мира в поисках знаний. Он изучал науки в Нейсабуре, в Хамадане, в Асбахане и других городах Персии. Также посетил Мекку с целью совершить хадж и услышать хадисы от местных учёных, так как уделял особое внимание их изучению, и вскоре стал признанным знатоком хадисов.

После изучения шариатских наук Наджмуддин Кубра отправился в Ахвазан, чтобы стать учеником суфийского шейха Исмаила аль-Касирий. Пробыв некоторое время рядом с шейхом, Наджмуддин Кубра как-то подумал про себя, что он намного лучше осведомлён в науках, чем его шейх, и что религиозные познания шейха не полнее  и глубже его познаний.

Шейх узнал о его мыслях и повелел ему отправиться в Бадлис к шейху Аммар бин Ясиру, дабы продолжить обучение у него. Наджмуддин Кубра отправился в Бадлис и стал учеником шейха Аммар бин Ясира. Через некоторое время его посетила та же мысль, и он решил, что обладает большими знаниями, чем шейх. Шейх, узнав об этом, повелел ему отправиться в Египет к шейху Рузбахан аль-Фарисий и сказал ему: «Лишь подзатыльник, который ты получишь от шейха, воспитает тебя».

И вот Нажмуддин Кубра отправляется в Египет к шейху Рузбахану аль-Фариси. Когда он приблизился к обители шейха, то нашёл его совершающим омовение у входа. Вода, которой шейх делал омовение, была в очень малом количестве, и Нажмуддин Кубра подумал, что, наверное, шейх даже не знает, сколько воды требуется для совершения омовения. Шейх завершил омовение и плеснул оставшуюся воду на Наджмуддина, и тот потерял сознание. Ему представилось удивительное видение, которое Наджмуддин Кубра описывает так: «Я увидел, что наступил Судный день, и людей волокут в ад, кроме тех, кто имеет связь с шейхом. Я увидел шейха, сидящим на холме, и стал утверждать, что тоже имею связь с шейхом, тогда ангелы оставили меня. Я стал подниматься на холм, и, когда шейх увидел меня, то стукнул меня по шее так, что я упал навзничь, и сказал: «Не перечь большее никогда людям истины». Я проснулся и увидел, что я там же, где и был. Шейх подошёл ко мне и стукнул меня по шее точно так, как во сне, и сказал мне те же слова, что и во сне. После этого моё сердце освободилось от гордыни и самомнения, которые обитали в нём».

Нажмуддин Кубра вступил под руководство шейха Рузбахана и провёл рядом с ним некоторое время. Потом шейх повелел ему отправиться обратно к шейху Аммару и продолжить обучение у него.

Но прежде чем отправиться обратно в Бадлис Нажмуддин Кубра посетил Александрию, где обучался у известного учёного знатока хадисов Абу Тахир ас-Силафи. Это было где-то в 575 году по Хиджре, когда Нажмуддину Кубра было около 35 лет. На обратном пути он также посетил суфийского шейха Ибн Асруна в Дамаске. Потом он возвратился в Бадлис к шейху Аммар бин Ясиру и продолжил обучение у него.

После завершения обучения возвратился в Хорасан и оставался там до самой смерти.

Встреча с Фахруддином ар-Рази

Одним из самых известных современников шейха Нажмуддина Кубра являлся Фахруддин ар-Рази. Этого великого учёного многие считают обновителем религии в 6 веке по Хиджре. Историки приводят сведения о том, что однажды они встретились и между ними состоялась дискуссия. Но мнения учёных расходятся относительно того, вступил ли Фахруддин ар-Рази под руководство шейха или нет.

Захаби пишет, что Фахруддин ар-Рази с ещё одним учёным посетил шейха и что между ними состоялась дискуссия. В конце они спросили о познании Аллаха, и шейх ответил: «Это состояния, которые посещают души, и они не могут им противодействовать». Шейха спросили: «Как же достичь этого?» Обратившись к Фахруддину Рази, шейх ответил: «Отказавшись от того, в чём находишься ты». То есть отказавшись от почёта и авторитета. Фахруддин ар-Рази ответил: «Я не могу сделать этого». Что же касается его товарища, то он вступил под руководство шейха и стал его учеником.

Другой ученый Ташкубра Задах пишет, что когда имам ар-Рази прибыл в Герат, то навестить его пришли учёные, праведники и правители города. В один из дней Фахруддин ар-Рази поинтересовался, остался ли кто-нибудь, кто не посетил его. Ему сказали, что один из праведных людей остался. Тогда Фахруддин ар-Рази сказал: «Я являюсь имамом мусульман, почему же он меня не навестил?» Когда праведнику передали слова ар-Рази, тот никак не отреагировал на них.

Тогда горожане приготовили угощения и позвали их обоих. Когда они встретились, Фахруддин ар-Рази спросил праведника о том, по какой причине тот отказался посетить его. Праведник ответил: «Я бедный человек, и нет никакой чести для тебя в моём посещении». Ар-Рази сказал: «Это ответ людей адаба (то есть суфиев), расскажи мне об истинной причине». Тогда праведник спросил: «По какой причине я должен был тебя посетить?» Ар-Рази ответил: «Я предводитель мусульман, и является обязательным возвеличивание предводителей мусульман». Праведник сказал: «Гордость твоя из-за знаний, которыми ты обладаешь. Основой же всех знаний является познание Аллаха. Скажи, каково твоё познание Аллаха?» Ар-Рази ответил: «Целой сотней доводов!» Праведник сказал: «Доводы необходимы для того, чтобы очиститься от сомнений. А Всевышний сказал: «Сердце познавшего Меня озарено светом познания, и в нём нет сомнения, не говоря о необходимости каких-либо доводов». Эта дискуссия сильно подействовала на Фахруддина ар-Рази, и он, раскаявшись, стал учеником праведника и ему открылись знания суфиев. После этого он составил свой знаменитый тафсир Корана. Далее Ташкубра Задах поясняет, что праведником этим был Нажмуддин Кубра.

В любом случае вне зависимости от того, стал ли Фахруддин ар-Рази учеником шейха Нажмуддина Кубра или нет, из его книг мы можем понять, что ар-Рази считал суфизм истинным путём познания и высоко оценивал суфиев и их путь.

В одной из своих книг, описывая суфиев ар-Рази, пишет: «Третья категория – это обладатели истины. Они те, которые после совершения обязательных деяний (фарз), не усердствуют в совершении желательных, а лишь заняты размышлением и освобождением души от низменных страстей. Они прилагают усилия, чтобы их душа и мысли никогда не отвлекались от поминания Аллаха. И эта категория лучшая из категорий людей».

 Ученики шейха

У шейха Нажмуддина Кубра было много учеников, многие из них достигли больших высот. Его ученики сыграли огромную роль в сохранении и распространении Ислама в труднейшие для мусульман времена господства татаро-монголов над землями мусульман. Люди, не ведавшие жалости и вырезавшие целые города, благодаря призыву учёных стали мусульманами и в дальнейшем прилагали большие усилия в деле возвеличивания Ислама. И наибольшую роль в этом сыграли ученики Нажмуддина Кубра и ученики их учеников.

Маждудин аль-Багдади

Маждудин аль-Багдади, который является одним из самых известных учеников шейха Нажмуддина Кубра, родился в 556 году по Хиджре. Говорят даже, что он достиг больших высот, чем его учитель. В 616 году по Хиджре шах Хорезма разгневался на него и приказал утопить, и тот покинул этот мир, обретя смерть мученика за веру. Поступки этого правителя обернулись большими бедами для мусульман. В одно время он хотел захватить Багдад, утвердить себя вместо халифа и отправил большое войско для захвата Багдада. Но в Курдистане из-за сильных морозов больше количество воинов погибло, остальная часть войска была разбита курдами.

Учёные пишут, что убийство шейха явилось причиной тех бед и несчастий, которые настигли Хорезмшаха в дальнейшем. Поняв, что совершил ошибку, он решил добиться довольства шейха Нажмуддина Кубра и послал ему ценные подарки. Но шейх отверг их и сказал, что этот поступок повлечёт за собой великие беды для мусульман и что погибнет от этого и он, и Хорезмшах, и множество народа. Вскоре, как предсказал шейх, так и случилось.

Через некоторое время после этого случая Чингисхан, желая установить с Хорезмшахом отношения, прислал к нему послов и торговцев, но тот приказал их казнить. Разгневанный Чингисхан собрал огромное войско и двинулся с войной на земли Хорезмшаха. Огромное количество мусульман было убито. Сам Хорезмшах сбежал и умер вдали от родины, потеряв власть и богатство и многих из своих близких.

Когда войска монголов взяли Бухару, Нажмуддин Кубра собрал учеников и сказал, что монголы захватят Хорезм и уничтожат огромное количество населения. Ученики обратились к нему с просьбой обратиться с мольбой к Аллаху, чтобы предотвратить это. Но шейх ответил, что мольба не поможет, потому что это то, что должно произойти в любом случае. Затем он отправил своих учеников в разные города, а сам же остался в городе, чтобы принять смерть шахида.

Саадудин аль-Хамавий

Саадудин аль-Хамавий является учеником Нажмуддина Кубра, через которого в дальнейшем продлилась самая известная цепочка тариката Кубрави. Он родился в 587 году по Хиджре и умер в 650 году. По некоторым сведениям он умер в 658 году по Хиджре. После того как прошёл обучение у шейха, он отправился в Дамаск и провёл около 25 лет у подножия горы Касюн. Потом – в Хорасан и остался там до самой смерти. Он сыграл большую роль в распространении Ислама среди татаро-монгол, и многие люди приняли Ислам, и стали его учениками.

Сайфуддин Бахарзи

Когда после разорения Бухары шейх Нажмуддин Кубра собрал своих учеников и отправил их в разные города, он повелел Сайфуддину Бахарзи отправиться в сторону Бухары. Когда шейх прибыл в Бухару, город лежал в руинах. Люди начали собираться вокруг него, и вскоре весть о нём дошла до монгольских правителей. Даже среди тех монголов, кто не принял Ислам, он пользовался большим авторитетом. Монголы называли его «Великим шейхом». Многие из них приняли Ислам и стали его мюридами.

Внук Чингисхана Беркетхан захотел стать его мюридом и отправился в Бухару, чтобы встретиться с ним. Захаби пишет, что Беркетхан прибыл в Бухару ночью и не получил разрешения войти. Хотя время было очень холодное, он простоял всю ночь у дома шейха, а утром, когда ему разрешили войти, поцеловал его ноги и вступил под руководство шейха. Многие из тех, кто были с Беркетханом, приняли Ислам и стали учениками шейха. В дальнейшем Беркетхан сыграл огромную роль в распространении Ислама среди татаро-монгол. Таким образом благодаря усилиям суфийских шейхов, правители монголов, жестокость которых не знала границ, приняли Ислам и стали поборниками истинной религии.

Труды шейха

Нажмуддин Кубра оставил после себя множество трудов. Одним из самых известных его книг является тафсир Корана, который состоит из 12 томов.

Другим известным трудом шейха Нажмуддина Кубра является трактат о суфизме, который называется «Фаваиху л-джамал ва фаватиху л-джалал».

В этой книге Нажмуддин Кубра описывает путь приближения к Аллаху, состояния суфиев и опасности, которые ожидают ученика на этом пути, а также способы преодоления трудностей на этом пути. Во многих эпизодах этой книги шейх описывает и свой личный опыт прохождения пути суфиев. Приведём некоторые отрывки из этой книги.

Шейх пишет: «Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха), вместе с ним был и Али (да будет доволен им Аллах). Я поспешил к Али и пожал ему руку. Тогда мне пришла в голову мысль о том, что как будто я слышал хадис: «Кто пожмёт руку Али, тот войдёт в рай», и я спросил у Али (да будет доволен им Аллах), достоверный ли этот хадис? Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Истину сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

В другом месте, где говорится о наущениях дьявола, шейх пишет, что когда он находился в уединении, то шайтан внушал ему разные мысли, дабы отвлечь его от поминания Аллаха. И тогда представилось ему, что в руке у него меч, на котором от острия до рукоятки было написано «Аллах, Аллах…», и этим мечом он отгонял мысли, которые отвлекали его от Аллаха. Тогда ему пришла в голову мысль составить книгу об уединении (халват) и назвать её «Уловки, используемые шайтаном против мюридов». Но он подумал, что нельзя делать этого, не посоветовавшись с шейхом. И далее Нажмуддин Кубра пишет: «Я обратился к шейху, будучи в уединении, и услышал его ответ на расстоянии, так как между нами была очень сильная духовная связь. Шейх сказал мне: «Оставь эту мысль, потому что она не от Аллаха, а от шайтана, и цель его – отвлечь тебя от поминания Аллаха…», и я оставил эту мысль».

Смерть шахида

Когда монголы приблизились к Хорезму в 618 году по Хиджре, они предложили шейху покинуть город и гарантировали ему безопасность, но шейх отказался от этого предложения. Он собрал оставшихся учеников, облачился в одеяние, которое он получил от своего шейха, заполнил торбу камнями и вышел навстречу врагам. Он знал, что идёт на верную смерть, но тем не менее решил встретить её подобающим образом. Он своим поступком как бы хотел, чтобы его смерь стала примером для других, и хотел показать, как подобает мусульманину встречать смерть. Сколько было городов, в которые монголы входили без боя, а потом вырезали практически всё население города. В одном только Багдаде, который сдался без боя, было вырезано около двух миллионов мусульман. Сколько молодых и крепких мужчин зарезали, как животных, и если бы они, как шейх Нажмуддин Кубра, возраст которого приближался к восьмидесяти годам, вышли бы даже с камнями в руках разве смогли бы монголы захватить эти города. Но любовь к мирскому затмила сердца большинства мусульман, и они предпочли умереть, как животные, вместо того чтобы погибнуть в бою, защищая свою религию, семьи и земли.

الثالثة: أصحاب الحقيقة، وهم قومٌ إذا فرغوا مِن أداء الفرائض لم يشتغلوا بنوافل العبادات؛ بل بالفكر وتجريد النَّفس عن العلائق الجسمانية. وهم يجتهدون ألا يخلو سرُّهم وبالهُم عن ذكر الله تعالى، وهؤلاء خير فرق الآدميين

يقول الشيخ نجم الدين الكبري : . ( الشيخ نجم الدين الكبري – فواتح الجمال وفواتح الجلال – ص12  )