Ибрахим

Ибрахим – библейский Авраам. Один из самых величайших пророков (расуль) Аллаха, о котором в Коране говорится: «Есть ли кто-нибудь прекраснее своей верою того добродеющего, кто полностью предался Аллаху и последовал за верой Ибрахима-ханифа? А ведь Аллах сделал Ибрахима [Своим] другом» (4:125). Его называют Халилуллах («друг Аллаха»). Старший сын И. Исмаил был родоначальником арабов и прямым предком пророка Мухаммада, младший сын Исхак – родоначальником евреев.

Местом его рождения называют Ур в Междуречье Тигра и Евфрата, где Ибрахим вел пророческую деятельность среди халдеев. По мнению некоторых толкователей Корана (напр., Суюти), идолопоклонник Азар, изготовлявший и продававший идолов, имя которого упоминается в Коране (6:74) как отец Ибрахим, на самом деле был его дядей, за которого, будучи беременной, вышла замуж его мать Амина после смерти первого мужа Таруха.

В то время царем Бабиля (Вавилона) был Н`Амруд (Нимрод). Он и его народ были идолопоклонниками. Прорицатель предсказал Н`Амруду, что один из родившихся младенцев положит конец его царству и станет провозвестником великой религии. Тогда Н`Амруд приказал убивать всех новорожденных младенцев, а беременных женщин сажать в темницу.

Мать Ибрахим была беременна, но ее беременность еще не была видна, и на нее не обратили внимания. Своему мужу Азару она сказала, что если он не выдаст ее, то после рождения младенца он сможет выдать его и получить за это вознаграждение. Когда подошло время, она отправилась пещеру в окрестностях города и родила там Ибрахим, а Азару сказала, что младенец умер при родах, и тайно вырастила сына.

Достигнув совершеннолетия, Ибрахим все чаще предавался размышлениям об окружающем его мире, о Творце. Он отверг языческие верования и пришел к вере в Аллаха (Коран, 6:76–79), открыто выступил против языческих верований (21:52–56). С молодых лет Аллах избрал Ибрахим Своим посланником. Ибрахим проповедовал среди халдеев, призывал отречься от язычества и уверовать в единого Бога. Аллах ниспослал ему Откровение в виде свитков (сухуф), в которых излагались основы веры.

Ибрахим вознамерился наглядно показать народу беспомощность и бесполезность идолов. Он выбрал время всенародного праздника, и, когда народ разошелся, вошел в капище, где было установлено около 70 идолов, и уничтожил их топором, оставив только главного идола. Когда люди спросили у Ибрахим, не его ли рук это дело, он указал на единственного идола: «Нет! Учинил их старший, вот этот. Спросите же их об этом, если они обладают даром речи» (21:63). Горожане ответили: «Ведь ты знаешь, что они не обладают даром речи» (21:65). Ибрахим сказал: «Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, кто ни в чем не способен помочь или навредить вам? Презрение вам и тем, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха! Неужели же вы не одумаетесь?» (21:66–67).

Царь Н`Амруд приказал Ибрахим явиться к нему. Он призвал Н`Амруда уверовать в единство Божье, но царь, объявивший самого себя богом, отказался (2:258) и приказал сжечь Ибрахима живьем. Аллах заступился за Своего посланника и сделал огонь, в который бросили Ибрахима, прохладным (21:69). В мусульманских преданиях говорится о том, что огонь стал для Ибрахима прохладным райским садом, в котором он пребывал 7 дней.

Ибрахим вышел из огня живым и невредимым и продолжил проповедь. Многие халдеи все равно отказались уверовать в Аллаха. Неверным остался и царь Н’Амруд. Но некоторые уверовали, в т. ч. жена Ибрахима Сара, его брат Харан, а также его племянница. Аллах послал на этот неверный народ большие бедствия. На страну налетели полчища москитов, которые высасывали у людей кровь. Москит проник через нос в мозг Н’Амруда и причинял ему неописуемые мучения – так по воле Аллаха царь, возомнивший себя богом, был наказан посредством обыкновенного насекомого.

Аллах приказал Ибрахим уехать (совершить хиджру) в Харран. Вместе с ним совершили хиджру Сара и сын его брата Лут (Лот). Из Харрана они ушли в Шам (Сирию), а затем в Египет. По преданиям, Ибрахиму было 38 лет. Во время путешествия Луту от Аллаха было даровано пророчество, и он остался в Садуме (Содоме).

В то время Египтом правил жестокий, безбожный и распутный правитель, который решил завладеть женой Ибрахим Сарой, но как только начал приставать к ней, его хватил паралич и у него отнялись руки и ноги. Тогда правитель пожалел о своем поступке и попросил Сару помолиться о его избавлении от болезни. Сара, испугавшись, что ее обвинят в убийстве, исполнила его просьбу, и Аллах избавил его от паралича. После этого египетский правитель подарил Саре служанку Хаджар (Агарь) и с миром отпустил ее.

Сара с Ибрахимом уехали в Палестину и поселились в безлюдной местности Сабу; Ибрахим занялся скотоводством и разбогател. Когда Сабу стала населенной, Ибрахим перебрался в местность Кист в Сирии.

От Сары у И. не рождалось детей, и по ее разрешению он женился на Хаджар, которая родила ему сына Исмаила. Из-за ревности Сары Аллах повелел Ибрахим увезти Хаджар с младенцем Исмаилом в безводную пустыню в районе современной Мекки и оставить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление. Хаджар (Агарь) с младенцем искала воду между холмами Сафа и Марва; ангел Джибрил ударил по земле, и чудесным образом образовался источник Зам-зам. Они поселились здесь, а позднее туда переселились и другие племена.

Еще до рождения Исмаила Ибрахим поклялся Аллаху, что если Он дарует ему сына, то по достижении им совершеннолетия принесет его в жертву. Когда Исмаил достиг совершеннолетия, Ибрахим приехал в Мекку. Аллах решил испытать его, и Ибрахим стал видеть сны о том, что приносит своего единственного сына в жертву. Ибрахим решил исполнить обет, но в тот момент, когда он занес над Исмаилом нож, к нему явился ангел, который обрадовал его вестью о том, что это лишь испытание, и передал от Аллаха агнца, который и был принесен в жертву. В честь этого установлен праздник ‘Ид аль-Адха.

Спустя много лет Аллах даровал Ибрахим еще одного сына, которого родила Сара. Его назвали Исхаком.

Пророк Ибрахим вместе с Исмаилом построили в Мекке Каабу на том же месте, где она стояла во времена Адама. В одной из стен Каабы был установлен Черный камень (Хаджар аль-Асвад). По окончании строительства Ибрахим научил Исмаила обрядам хаджа и сделал его хранителем Каабы. Исмаил же стал совершать хадж вместе с людьми из племени Джурхум. Перед отъездом в Сирию Ибрахим взошел на холм Арафат и возвел Аллаху мольбу об Исмаиле. Через год Ибрахим совершил хадж вместе с Сарой и Исхаком.

Ибрахим умер в Аль-Кудсе (Иерусалим). По преданиям, ему было 175 лет. Он был справедливым, набожным, добродетельным человеком, всю жизнь искренне служил Аллаху и вел непримиримую борьбу с языческими верованиями, не жалея ни средств, ни собственной жизни. Где бы он не находился, повсюду призывал людей уверовать в Аллаха, не совершать распутства и вести праведный образ жизни. Его религией была религия преданных Аллаху ханифов. Об этом говорится в Коране (2:135, 4:125, 6:161).

Во времена пророчества Мухаммада иудеи и христиане утверждали, что пророк Ибрахим был одним из них. В ответ на это Аллах ниспослал Мухаммаду аят, в котором говорится, что Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был преданным Богу «мусульманином» (это слово употребляется в значении покорности Богу), исповедующим единобожие-ханифизм (3:67).

В честь Ибрахима названа 14-я сура Корана, ниспосланная в Мекке (кроме мединских аятов 28 и 29) после суры «Нух» и состоящая из 52 аятов. Получила название из-за упоминания в ней мольбы пророка Ибрахима к Аллаху.