Средство для сохранения семьи. Ситуация №1

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ахирате Милосердного только к верующим.

Передаётся от Джабира ибн Абдуллаха, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Шайтан устанавливает свой трон на воде, а затем рассылает свои войска к людям. И становится наиболее приближённым к Шайтану тот из его воинов, которому удаётся посеять наибольшую смуту. И вот один из них пришёл и сказал: «Я продолжал заниматься тем-то, пока он не сказал такие-то и такие-то (греховные) слова». И Иблис отвечает ему: «Нет, ты совсем ничего не сделал». Затем пришёл другой и сказал: «Я был с тем-то, пока не развёл его с женой». И тогда Шайтан (от радости) приближает его к себе и говорит: «Да, вот ты умеешь, молодец» (Сахих Муслим).

Следовательно, сеяние раздора в семье – это деяния войск Шайтана. И сегодняшняя статистика разводов показывает, насколько успешно действуют Шайтан и его приспешники, и как далеко становится общество от Аллаха.

Не говоря о социальном и психологическом вреде развода, только экономический показатель отражает, насколько это явление разрушительно для общества, так по подсчётам специалистов одна лишь Великобритания теряет ежегодно за счёт разводов миллиард фунтов-стерлингов.

В этой небольшой серии ситуаций мы хотели бы представить поучительные уроки в форме диалога с людьми, поначалу не совсем правильно воспринимающие смысл семейной жизни, но по ходу развития событий познающих его.

По милости Аллаха приведённые здесь беседы легки в понимании, просты в выражении и интересны для чтения.

И просим Аллаха, чтобы он помог нашим братьям-мусульманам и сёстрам-мусульманкам сохранить один из святых институтов общества – семью.

Ситуация №1

Приоритеты моего друга Тимура

Мне стало не по себе, когда я узнал от Руслана, что наш общий друг Тимур недоволен семейной жизнью, что между ним и его супругой рождаются споры и взаимное непонимание. Если бы это был кто-то другой, то я отнёсся бы к этому более спокойно. Однако же я знал Тимура как примерного человека, был уверен  в его воспитанности, непривязанности к мирскому и богобоязненности, в чём у меня не было сомнений.

Руслан тоже очень переживал по этому поводу:

– Я думаю, Ахмад, что тебе нельзя оставаться в стороне и нужно предпринять какие-то меры, пока дело не приняло серьёзный оборот.

 – Как же я могу что-то предпринять, если я не знаю причин разногласия?

 – Ну, поговори с ним.

 – Что, я должен спросить: «Чем тебе не нравится твоя жена?»

 – А ты попробуй узнать через свою жену, ведь женщины иногда делятся с подругами проблемами семьи.

Дома у меня состоялся разговор с женой:

– Послушай, дорогая, когда ты в последний раз встречалась с Эльзой, женой Тимура, не заметила натянутости отношений?

– Эльза во всём хвалит Тимура, у него есть лишь один недостаток.

Этими словами супруга привлекла моё внимание, и я очень захотел узнать, что же это за недостаток?

– Что же это за недостаток?

– Он держит руку не привязи.

– Ты хочешь сказать, что он скупой?

– Я бы не хотела называть его этим некрасивым словом.

– И я тоже. Я знаком с ним как с одним из щедрейших людей, не скупящихся на милостыню.

– Его жена говорит об этом же.

– Значит его религиозность заставила быть жадным в отношении к жене.

– Ахмад, с того дня как Тимур женился ты не был у него дома. Почему бы тебе не навестить его?

– Ты права. В ближайшее время я сделаю это.

Когда я зашёл в дом к Тимуру, я заметил в его доме всё ту же старую обстановку. Обшарпанная мебель, растрёпанные занавески. Хотя он женился недавно, привёл в дом молодую жену и должен был внести кое-какие обновления.

Тимур очень обрадовался моему приходу и немного упрекнул, что я забыл о нём после женитьбы. Я признал свою ошибку и извинился. Как и в старые былые времена мы долго разговаривали с ним на разные темы. Но я всё не находил удобного случая завести беседу о том, ради чего я пришёл. Наконец я сказал: «Я так рад, мой брат, что женитьба не изменила тебя, и ты всё так же расходуешь на пути Аллаха в пользу бедных, нуждающихся, вдов и сирот».

– А как ты узнал об этом? Ведь я стараюсь скрывать свои добрые дела, чтобы моя «левая рука не знала, что расходует правая».

Я ответил ему, подшучивая:

– Мы, журналисты, не распространяемся о своих источниках информации.

– Кстати, о журналистике, расскажи, как вы достаёте последние новости?

Но я вернулся к главной теме, ради которой я пришё:

– Давай не будем о моей работе и её тонкостях.

Он, согласившись, кивнул головой, и я продолжил.

– А ты не думаешь о том, что это происходит за счёт Эльзы?

– Что ты имеешь ввиду? – спросил Тимур, забыв, о чём шла речь.

– Тебе не кажется, что затраты на благие цели происходят за счёт твоей жены? – добавил я.

– Ты имеешь ввиду время или деньги?

– И то, и другое.

– Послушай, Ахмад, как только мы женились, я сказал Эльзе: «Дорогая, мы в этом мире лишь временные гости. И мы не лучше, чем Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники, которые жили очень скромно. Поэтому – знай, что мы будем жить скромно, не всегда ты будешь видеть меня дома, когда захочешь, и не всё будешь иметь из того, что захочешь. Потому, что мы должны посвятить себя службе Аллаху. И это будет отнимать время и средства. И она согласилась с этим…

Я почувствовал удовлетворение, т.к. приблизился к цели, ради которой пришёл к Тимуру. Но в то же время я осознал, что его нелегко будет переубедить.

– Однако Пророк (мир ему и благословение) учил нас соблюдать права каждого правообладателя. И твоя жена имеет много прав на тебя.

– Я не думаю, что пренебрегаю одним из её прав. Она ведь сыта, обута и одета.

– А чем она питается, что одевает?

– Что ты имеешь в виду?

– Спросил ли ты её когда-нибудь, что она хочет из еды. И купил ли ты ей это?

Молчание…

– Давно ли вы с ней выезжали на природу, в парк?

– Нет…

– Дал ли ей денег, чтобы она купила себе новую одежду?

– Зачем ей новая одежда, ни одно из её платьев ещё не износилось?!

– Женщины ведь любят обновку. И нет ничего страшного, если мы иногда удовлетворяем их желания, чтобы внести радость в их сердца.

Тимур, подшучивая, спросил:

– Слушай, дружище, кто тебя назначил адвокатом моей жены?

– Чего ты хочешь добиться, раздавая милостыню и помогая людям?

– Конечно же, довольства Аллаха и его награды.

– Прекрасно! А ты знаешь, что тратясь на жену, ты получаешь довольство Аллаха и его награду? Более того, эта награда намного превышает ту, которую мы получаем за милостыню бедным и сиротам.

– Однако же, следить за семьей это моя обязанность, как же это может быть милостыней и наградой?

– Послушай хадис, в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «(Сравнивая) Динар, который ты потратил на пути Аллаха, динар, которым ты освободил раба, динар, который ты дал нищему и динар, что использовал для семьи – самая большая награда ждёт тебя за тот, который использовал для семьи».

– Субханаллах. Можешь не верить, но я в первый раз слышу этот хадис. А он достоверный?

– Да, его передал имам Муслим в своём сборнике.

– Тимур, шепча себе под нос, сказал: «Я куплю своей жене то, что она хочет из еды и одежды… Этим я укреплю нашу любовь, и в то же время заслужу довольство и награду Аллаха. О, сколько золотых возможностей я потерял! Насколько несправедливым был к своей супруге!»

– Не переживай за то, что уже прошло. Иншааллах, у тебя впереди долгая супружеская жизнь. Ты ещё много раз сможешь пересмотреть свои приоритеты и соблюсти права каждого обладателя прав.

–Затрата на семью достойна большей награды, чем затрата на нищего?.. Насколько большое внимание Ислам уделяет сохранению супружеских уз!

– Однако будь осторожным!

– Почему?

– Не забывай при этом о бедных и нуждающихся. В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выделяет первостепенную задачу обеспечения своей семьи, но не призывает к единоличному потреблению и ограничению помощи лишь рамками своей семьи. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Начинай (тратить, помогать) с тех, кого ты должен содержать (жена, дети, родители…)»

– А жена – это первый человек, за кого я несу ответственность.

– Этот же смысл подтверждает другой хадис, переданный имамом Бухари от Абу Мас’уда аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если мусульманин тратится на членов своей семьи и ожидает за это награду от Аллаха, то это будет ему записано как милостыня».

– Что значит, ожидать награду от Аллаха?

– То есть ощущать ответственность перед Аллахом за жену, детей и родственников, стремиться выполнять свои обязанности перед ними.

– О, насколько Аллах щедр!

– Разве не удивительно положение тех людей, которые проявляют жадность и лишают себя огромной награды.

– Да, это так.

– И не только это.

– Есть ли ещё какая-то польза от вклада на пути Аллаха?

– Да, и я думаю, что ты ощутил это, когда помогал бедным. Я имею ввиду, что Аллах возвращает и в этом мире то, что ты потратил. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах сказал: «О человек, трать, а я потрачу для тебя» (имам Бухари). Также можно вспомнить хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение) клянется в трёх вещах, одна из которых: «Не оскудеет имущество раба от (раздачи) милостыни».

(Продолжение следует)