Ценность знаний – в благе от них

Ректор Дагестанского гуманитарного института Мурад Шафиев принял участие в Х Международной теологической научно-образовательной конференции, прошедшей в Москве 29-31 октября 2017 года. Тема форума – «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспективы развития».

На крупнейшее научное мероприятие (в его рамках также проходили Чтения имени мусульманского просветителя и мыслителя Галимджана Баруди) прибыли представители исламских университетов России и зарубежных стран, федеральных государственных университетов, мусульманские учёные и лидеры из многих стран.

В работе конференции принял участие Мурад Шафиев, один из самых молодых руководителей вузов Российской Федерации, где ведётся подготовка по специальности «Исламоведение». Предлагаем вниманию читателей интервью с ним на полях конференции.

Исламская теология и академическое исламоведение

– Мурад, ваше мнение о теме конференции? Насколько актуально для вас участие в данном форуме?

– На мой субъективный взгляд, уже есть хороший опыт взаимодействия между системами религиозного и светского образования и науки. Складывается положительная практика совместного обсуждения проблем, как, например, на данной конференции. Исламская теология представляет огромный интерес не только для мусульман. В российском академическом исломоведение также есть замечательные традиции, но, что не менее важно, – это научное направление не прекратилось в годы атеизма.

 Я принимаю участие в работе пленарных заседаний и на разных площадках конференции. Новое в исламском образовании и исследованиях в области исламоведения, безусловно, очень важны для Республики Дагестана и конкретно для Дагестанского гуманитарного института.

Большим прорывом стало признание теологии как научной дисциплины, возможность получать теологическое образование и диплом государственного образца. На мой взгляд, в новых реалиях для исламского образования и для академической науки расширяются перспективы, появляются новые возможности.

Исламская теология и академическое исламоведение

– Как вы считаете, теология и религиоведение подразумевают узкую специализацию? Как, на ваш взгляд, лучше использовать выпускников с данными специальностями?

– С 2005 года я работаю в системе высшего образования. Даже за непродолжительное время наблюдаются большие изменения в качестве подготовки студентов, в возможностях, которые открываются перед ними. Постоянно внимание исламскому образованию оказывают Муфтият Республики Дагестан и региональное руководство. Почему?

Современный человек должен уметь находить приложение своим знаниям в различных сферах. Если студент изучает теологию, это не значит, что у него узко направленное будущее – преподавание в медресе, работа в религиозной организации. Мы даём достаточный объём подготовки по предметам, которые обеспечат компетенции по различным направлениям.

Наши бакалавры и магистры могут работать в светских организациях, в учебных учреждениях различного профиля. Получив дополнительные курсы – в системе управления, менеджмента и так далее. Это важно. Мы, мусульмане, живём в светском государстве и должны быть в него гармонично интегрированы. Мы должны участвовать в общественных процессах, шире представлять исламскую точку зрения. В светском обществе для мусульманина возможности не должны уменьшаться, потому что он верующий.

Исламская теология и академическое исламоведение

– Даже наоборот, верующий человек априори более ответственно относиться ко всем обязанностям и потому должен быть более востребован! Но поскольку вы представляете Дагестан, то будет непростительно не вспомнить о глубоких традициях и влиянии исламского образования именно на дагестанской земле. Что делается, чтоб не потерять их под влиянием глобализации?

– Традиции исламского образования в Дагестане никогда не терялись. Они сохранены благодаря глубокой вере и труду многих замечательных наставников, устазов. Преемственность в обучении не пресеклась даже в суровые времена гонений на религию.

В сочетании традиций образования и новых возможностей – особый шанс современного периода. Для тех, кто учит, – суметь передать всё лучшее ученикам; для тех, кто получает знания, – не упустить время, проявить трудолюбие и получить пользу.

– Как говориться, ценность знаний – не в их объёме, а в благе от них. Спасибо за интервью!

Беседовала Людмила Мишина

г. Москва

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru