Пробивной даават

Задумывался ли ты когда-нибудь о том, почему попса всё ещё в тренде, а звёзды с сомнительной репутацией до сих пор так высоко котируются в таблоидах? Ответ прост: пиар! Именно пропаганда создаёт сегодня всю шумиху и бешеную популярность абсолютно любого «продукта» (личности, шоу, идеологии и т.п.). Этим зачастую умело жонглируют продвинутые и игнорят все остальные. Суть в том, что чем лучше ты популяризируешь то, что хочешь внедрить в сознание масс, тем большее количество людей вливается в твою «команду».

Показателем эффективного «пиара» могут быть твои фолловеры в «Твиттере» и сабы(2) на «Ютубе». Ещё это постоянные читатели твоего блога или прихожане мечети, в которой ты читаешь хутбу.

Тут может возникнуть логичный вопрос: а какое всё это имеет отношение к Исламу? Чтобы дать ответ, мы плавно перенесёмся в ту плоскость нашей религии, где умение «раскручивать» стало сегодня довольно весомым аргументом. Речь идёт о таком сегменте Ислама, как даават(1). Именно посредством хорошо спланированного призыва миллионы людей ежегодно пополняют ряды верующих и отказываются от пагубных привычек.

Однако если метод «агитации» не проработан до мелочей, то наблюдается диаметрально противоположный эффект.

Даават в интернете

Приведу несколько хороших советов с целью помочь разнообразить ваш арсенал. Рекомендации будут одинаково полезны как молодым имамам, так и начинающим блогерам. Заваривайте кофе и откидывайте спинку кресла. Поехали!

1. Будьте компетентны

В одном из «Сахихов» Муслим передаёт, что однажды Умар ибн Хаттаб ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями Мекки?» Тот ответил: «Ибн Абзу». Умар ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ спросил: «А кто такой Ибн Абза?» Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». Умар ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине, он знает наизусть Книгу Всевышнего Аллаха и хорошо знает наследственное право». Тогда Умар ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ процитировал слова Пророка : «Поистине, Аллах с помощью Корана возвысит одних людей и унизит других!»

Во главе угла вашего призыва, без сомнения, должны быть именно знания. Это, так сказать, аксиома, не нуждающаяся в до- казательствах. Чем выше уровень вашей образованности, тем  большими фактами вы сможете апеллировать. При этом чем шире будет диапазон вашей эрудиции в целом, тем быстрее вы сможете подбирать ключи к пониманию человеческой натуры. А в деле даавата это как третья рука у хирурга. Естественно, родиться с энциклопедией в голове никто не может, а потому грызть гранит науки всё же придётся. Всевышний Аллах в священном Коране, обращаясь к Пророку Мухаммаду , говорит (смысл): «Скажи, о Мухаммад : “Это мой путь, я призываю к Аллаху со знаниями, призываю я и тех, кто за мной последовали”» (сура «Юсуф», аят 108).

Будьте компетентны

Поймите, что необходимо постоянно прогрессировать хотя бы в одной области знаний, оттачивая свои познания, как самурай катану(3). Ни в коем случае не стоит заниматься призывом к Исламу, нахватавшись клише из разных источников, не имея при этом фундаментальной базы хотя бы в фикхе. Иначе можно наломать дров и заработать себе вагон лишних грехов. А самое главное – запутать тех, кто вам доверился и последовал за вами. В Судный день эта «статья» может здорово аукнуться, и бремя ответственности припечатает душу самонадеянного дааватчика ко дну Ада. Поэтому семь раз отмерьте, прежде чем нырять в тот омут, из которого, возможно, не получится выплыть.

2. Выбирайте момент

Не менее важным в вопросах призыва является умение правильно выбирать момент. Если вы начнёте рассказывать о милостях Аллаха человеку, у которого пару часов назад обрушился дом или сгорел автомобиль, то вас в лучшем случае не поймут. Здесь следует учитывать такие, на первый взгляд, несущественные факторы, как настроение, самочувствие, предрасположенность и т. д.

Зачастую негативный эмоциональный фон может стать преградой для правильного восприятия услышанной информации и перечеркнуть все точки соприкосновения. Поэтому, желая наставить ближнего своего, вначале обратите внимание на обстоятельства, в которых он в данный момент находится. И только после этого пускайте в ход свои блестящие аргументы. В общем, дуа вам в помощь и интуицию в придачу.

3. Совершенствуйте риторику

Совершенствуйте риторику

Посланник Аллаха говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь» (имамы Муслим и ат-Тирмизи). Удивительно, но этот нюанс даже опытные оракулы призыва порой игнорят и как будто не хотят принимать. Конечно, алим (имам, талиб, да и любой призывающий) и не должен в своём призыве цитировать Есенина и Моэма. Однако именно из-за монотонной, лишённой всякого огня речи на пятничных проповедях порой мрут мухи и засыпают прихожане, пропуская мимо ушей то, что хатыб откровенно читает из книги.

Конечно, это относится не ко всем и не всегда, но встречается не так уж редко. Как ни крути, надо называть вещи своими именами, иначе толчка к изменениям так и не произойдёт.

Вообще, говоря о риторических аспектах, нельзя не отметить тот факт, что длительность концентрации внимания у человека ограничена. Слушая однообразную и скучную речь, человек подключает силу воли, чтобы большая часть услышанного не ушла «в молоко».

А теперь подумайте: если вы сами начнёте так же бубнить себе под нос, многие ли будут напрягаться, слушая ваши мудрствования? Скрепя сердцем признаем, что нет. Чем можно помочь? Возьмите себе за правило в обязательном порядке репетировать свой даават (проповедь, агитацию, лекцию в школе и т. д.), чтобы он не действовал на слушателей как снотворное. Поступайте так, даже если вы пока не стали имамом центральной мечети или мэром города. Со временем вы сами поймёте все плюсы этого метода. А уж результаты, поверьте, не заставят себя долго ждать.

4. Не усложняйте

Выступление

Вернитесь ненадолго в детство и вспомните, как вас, румяного и пухлого первоклашку, учили чтению. Сначала объясняли фонетическое значение каждой буквы в отдельности. Затем, вероятно, предложили сложить несколько букв в слоги и прочесть их в соединении. И, скорее всего, только после этого побуждали штурмовать слова и предложения. Примерно по такой же схеме нужно научиться доносить до людей свои глубокие мысли и рассуждения. Понятное дело, что всем нам порой хочется показаться умнее, чем мы есть на самом деле. Однако, злоупотребляя без необходимости непонятными терминами и завуалированными словесами, мы скорее вгоним свою паству в сплин, нежели просветим её.

Тут, повторюсь, важно двигаться от простого к сложному. Сначала научите слушателей ходить, а после предложите пробежать с вами марафон. И не пытайтесь быть слишком серьёзным с непробиваемым, как у камня, лицом. Иногда бывает очень уместно немного поострить, чтобы разрядить обстановку и дать окружающим глоток свежего воздуха. Наиболее оптимальным выглядит так называемый принцип «чередования». Например, вам необходимо зачитать в оригинале довольно сложный и объёмный текст. Как же быть, чтобы у аудитории не расплавился мозг? Вначале читаем пару абзацев из книги, а после дополняем сказанное своими словами, добавляя по вкусу немного юмора и щепотку креатива.

Работайте над харизмой

Основы данного принципа, кстати, не высосаны из пальца, а имеют вполне себе научное обоснование. Так, в одном эксперименте испытуемым представили картины, изображавшие разные стили изобразительного искусства. Группе А последовательно показали по шесть примеров каждого художественного стиля, а группе Б – вразброс (разные стили в хаотичном порядке). Лучшими по итогам эксперимента оказались последние: они вдвое чаще распознавали принадлежность к тому или иному стилю. Примечательно, что до начала эксперимента 70% всех испытуемых были уверены, что последовательность действенней чередования. Вывод: смело пускайте в ход своё чувство юмора и оригинальность. (Если, конечно, они у вас есть.)

5. Работайте над харизмой

А вот здесь ваш бэкграунд(4) проявится наилучшим образом. Конечно, всегда есть исключения, когда человек наделён особым природным обаянием и бессовестно этим пользуется. Однако если вы не мастер складывать слова так, чтобы они ловко выскакивали, и при виде микрофона теряете связь с реальностью, значит, дело труба и надо срочно что-то предпринять.

Для начала взгляните в зеркало и положа руку на сердце скажите, что бы вы сами сказали о себе. Я не говорю сейчас о внешности, которая по умолчанию «задана» свыше и может измениться разве что под скальпелем пластического хирурга. Здесь имеется в виду то, какое первое впечатление вы производите на людей. Как ни крути, но именно образ (типаж, харизма) является вашей визитной карточкой в глазах окружающих. Образ – некая мозаика, сотканная из множества паззлов. Сюда относится ваша причёска и голливудская улыбка. Кроме того, умение управлять эмоциями и тембр голоса. И ещё целая дюжина присущих вам «фишек». В сумме это и есть вы.

Работа над собой

Необходимо выработать свой собственный стиль (поведенческие алгоритмы), который будет выделять вас из сотен тысяч других. Вполне возможно, что в глазах знакомых вы – жёсткий «ботан», страдающий глоссофобией(5), и, слушая вас, люди с трудом сдерживают зевоту. Поэтому, прежде чем пытаться «навести шорох» своим призывом, убедитесь, что людям будет интересно иметь с вами дело.

Р. S.

В достоверном хадисе, приведённом от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, говорится, что Посланник Аллаха сказал: «Доводите от меня хотя бы один аят!» (имамы аль-Бухари и ат-Тирмизи). Это в очередной раз подтверждает, насколько важно для мусульманина распространять Ислам. Может быть, у вас не сразу получится вещать с трибуны, как Уинстон Черчилль, найдя свою волну в данной ипостаси. Это нормально, ведь и провал – ещё не приговор. Продолжайте стараться, пока не выйдете на желаемый уровень, прорубаясь сквозь сомнения и преграды, которые неизбежно будут встречаться на пути. И если очередной блин окажется комом, не стоит лить слёзы. Просто вырвите этот день из памяти, как черновой лист, скомкайте и выбросьте в окно. Пока вы живы, солнце ещё взойдёт не раз, а самый неудачный день рано или поздно накроет тьма.

Пусть Всевышний, открывший перед нами гигантские возможности, поможет правильно ими воспользоваться. И даст тауфик распространять красоту Ислама прежде всего своим примером. Ромен Роллан(6) в своё время заметил: «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе».

Камаль Магомедов

Источник: «Ас-салам» – общероссийская духовно-просветительская газета

(1) Даават – призыв к Исламу, распространение религиозных знаний.

(2) Саб – подписчик.

(3) Катана – одна из разновидностей японских клинков.

(4) Бэкграунд – набор навыков.

(5) Глоссофобия – страх публичных выступлений.

(6) Ромен Роллан – французский писатель и нобелевский лауреат в области литературы.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru