Итог батла: пошумели

Оскимирона и Гнойного победил их собственный, культивируемый ими же в своей среде язык, который ведёт в никуда

Для того чтобы объективнее и трезвее оценить любую ситуацию, от неё следует дистанцироваться, в любом случае – посмотреть не изнутри события. А ещё каким бы массовым ни был всплеск интереса, сколько бы лайков в соцсетях ни получили герои дня текущего – надо понимать, что одна волна не есть вся обстановка на море.

К середине августа нынешнего года все сети были наполнены информацией о предстоящем батле (сражении) двух российских рэперов – Мирона Фёдорова (он же Оскимирон) и Вячеслава Машнова (он же Слава КПСС или Гнойный). Посыл к битве якобы создал Машнов, выложив в Интернете вызов Фёдорову, рэперу со стажем и богатым багажом участия в разных рэперских батлах. Вызов был принят. Рэперские клубы, – что совершенно логично, – усмотрели в предстоящей встрече хороший информационный повод.

Не буду лукавить, мой интерес к субкультурам всегда имел характер, как говорится, по касательной, чтобы представлять суть происходящих явлений, их черты. Но от творческого поединка Фёдорова и Машнова было не отвертеться. Если на арену выходят творцы новых идей, лозунгов, настроений – их надо знать.

Теперь немного о другом, но тоже важном не только для знатоков и не знатоков рэпа, хип-хопа и других жанров массового или узко-элитного потребления. Уверена, что у любого человека есть тот уровень восприятия, то эстетическое чутьё, которое позволяет уловить по знакам, по отдельным словам значимость события, культурного или социального явления. Все, кто смотрел начало разрекламированного батла, наверняка помнят призыв в начале трансляции. Он звучит неоднократно: «Пошумим!». Из этических соображений добавку к этому призыву в виде нецензурного выражения опускаю.

батл

Поскольку моё восприятие – это восприятие человека, не идущего на компромисс с харамом (запрещённым для верующего человека), то понятно, как резанула глаз обстановка, в которой происходила встреча рэперов. Я искренне сожалею, что курение в таких клубах – норма, как и распитие спиртного. И мат, мат, мат. Полностью легализованный не только в межличностном общении рэперов, но и на публичном ринге.

Но двигаемся дальше. Добросовестно, решив перетерпеть сколько смогу брань рэперских звёзд, начала слушать первый раунд.

Послушайте, если отключить звук, то содержание вполне угадывалось по жестам, мимике, критическому приближению лица к лицу. Простите за упрощённое сравнение, но что-то похожее происходит на петушиных боях и прочих аренах, где стравливают животных. Оскимирон, начавший раунд первым, пытался изложить «сильную мысль» о том, что его противник уже в том несчастен и глуп заодно, что решился на вызов.

Традиция взаимных поддёвок, вышучивания и даже высмеивания – древнейший приём любого устного жанра. Но высмеивание – это не унижение, не публичное оскорбление в неприличной форме; это, по сути, разные понятия. В ходе первого раунда мне, человеку с не затёртым слухом, стало понятно, что об уважении к противнику тут не знают.

Позднее в Интернете появились распечатки текстов этого батла. Некоторые комментаторы нашли в них особую энергетику, динамичность, социальную актуальность. Да, энергетика и динамичность в рэпе есть изначально благодаря самому стилю, заданному быстрому ритму. Ритм определяет скорость чтения текстов.

батл

Об особой социальной актуальности говорить в данном случае не приходится. «Битва года» подкинула вниманию фанатиков некоторое количество интересных панчей, но, в конечном счёте, всё свелось к взаимным поддёвкам, уничижительным высказываниям в матерном сопровождении.

Возможно, рэперы вольно-невольно становятся заложниками технической задачи – выдать как можно более неожиданные панчи (панчлайны), так называемые «бьющие строки», с неожиданными, непредсказуемыми сопоставлениями, рифмами. Закономерно возникает дилемма: смысл или форма? Что читать-говорить, чтобы удивить, поразить, ударить эмоционально? Ответ подразумевается: что угодно, лишь бы резало уши.

Для интереса пролистала видеозаписи рэп-батлов в других странах. Несколько записей, относящихся к классике рэпа, длятся не более… десяти минут! Кстати, Фёдоров и Машнов на августовском батле обменивались «ударами» более часа. Длинноватая получилась дискуссия для специалистов в стиле, который подразумевает сжатость и энергичность. Однако не будем забывать про призыв «пошумим!».

Как известно, по оценкам рэперов-экспертов победил Машнов (он же Слава КПСС и он же Гнойный). Некоторые комментаторы написали чуть ли не философские тексты, мол, Голиаф тоже был побеждён Давидом, слишком самонадеян был Голиаф… Уточню для таких авторов: в библейской истории речь идёт не о матерящихся и глумящихся ради похвальбы парнях. Давид (по КорануДауд, отец пророка Сулеймана, мир ему) был избранником Божьим, этот юноша вышел на поединок сражаться за свой народ.

За народ против Голиафа сражаются на батлах в рэперских клубах?

батл

Выскажу своё скромное мнение: бойцов на разрекламированном батле победил их собственный, культивируемый ими же в своей среде язык, который ведёт в никуда.

Человек во многом есть то, что он несёт в своём слове, в своей речи.

Сквернословие – грязь и мерзость для нормального здорового общества, для уважающей себя и других личности.

«Бойцов» победила их привычная, демонстративная агрессия, боязнь показаться «не крутым».

Вот такая, на мой взгляд, получилась историйка с итогом – «пошумели».

К счастью, в истории поэтических поединков есть потрясающие примеры. Не поленитесь, загляните в Интернет, найдёте описания, как состязались поэты в Аравии доисламского и исламского периодов. Традиции поединков поэтов и певцов существовали в европейских странах. Подобные традиции есть у многих народов мира. Но это темы для других статей.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!