Познай самого себя!

Ислам и самоуправление личности

Хочу напомнить высказывание, касающееся именно самоуправления личности, где Всевышний обещает наказание грешникам за то, что те забыли Господа , предали забвению самих себя, не познали должным образом свою сущность. Создатель обращается к мусульманам (смысл): «Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (сура «Собрание», аят 19).

Посланник Аллаха призывал верующих к познанию самих себя, дабы посредством самопознания они смогли стать высоконравственными людьми и достичь требуемых духовных вершин. Он всегда напоминал им о том, что забвение собственной души не принесет человеку ничего, кроме несчастья и бед. Он учил, что до тех пор, пока человек не пройдет стадию самопознания, он не сумеет добиться значительных духовных побед.

В известном высказывании Пророка Мухаммада говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа». Такой же хадис передается от пророка Идриса (мир ему): «Тот, кто познал творения, познал Творца. Тот, кто познал блага, познал Благодетеля. Тот, кто познал себя, познал своего Господа».

Многие мудрецы и великие учителя во все времена указывали на важность самоуправления. Напомним некоторые их высказывания. Сократ советовал: «Познай самого себя». Сенека отмечал: «Сильнее всех – владеющий собой», «Век живи – век учись тому, как следует жить». Уильям Джеймс писал: «Величайшее открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое отношение к вещам». Джозеф Эдисон сказал: «Для мощного разума труднее всего управлять самим собой» и т.д.

Ислам и самоуправление личности

Познай самого себя! Очень хорошо сказано, не правда ли? В этих словах заложена глубокая философская мысль! Этот завет является своего рода наставлением для постоянного исследования собственной жизни и бытия, что составляет суть истины, жизненной мудрости, философии, всякой перемены к лучшему и, наконец, настоящего успеха. Пусть этот завет станет девизом вашей жизни!

Не случайно самоуправление мы рассматриваем через призму величайших высказываний Пророка Мухаммада , пророка Идриса (мир ему) и учёных Ислама, а также Сократа и других мыслителей, так как между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Более того, актуальность их рассуждений в современных условиях имеет особое значение, и с тех пор мало что изменилось в подходах человека к самому себе.

Многим известно признание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю!», а затем и его призыв: «Познай самого себя!» Самопознание для Сократа было синонимом выражения «познай свои чувства, свое внутреннее побуждение». А побуждение было для ученого равнозначно таким добродетелям, как любовь к истине, справедливость, мужество, дисциплина и честность. Он был и остаётся самым блистательным примером честности в мыслях и делах.

Обратившись к истории самоуправления, мы обнаружим, что люди всегда искали различные методы его совершенствования. Мы не можем подробно останавливаться на многообразии методов, корнями уходящих в глубины веков. Напомним лишь некоторые из них.

Ислам и самоуправление личности

Как известно, ещё в древнем мире ученых интересовала эта проблема, параллельно в то же время зародился шаманизм. Особый вклад в исследование самоуправления принадлежит таким древним восточным государствам, как Китай и Индия, где стали зарождаться отличные от магии и шаманизма концепции. Среди них такие различные и популярные направления, как йога, буддизм, а также множество различных школ (ушу, цигун или суфизм). Кроме того, существуют по сегодняшний день различные религиозные методы самоуправления, которые используются в виде молитвы, покаяния, поста и т.д. К современному методу относят аутогенную тренировку. Возникли также школы гуманистического психоанализа, нейролингвистического программирования, получившие название психоанализа новой волны. Но все эти формы самоуправления постоянно совершенствуются, и вместе с ними совершенствуется и человек.

Школа самоуправления уходит корнями в глубины веков. На протяжении тысяч лет люди совершенствовали методы работы со своим внутренним миром. Искусству управления собой посвящали труды древнегреческие мудрецы, египетские жрецы и вавилонские маги. В Китае трактаты Конфуция были признаны документом государственного значения и изучались во всех учебных заведениях.

В разных культурах искусство управлять собой развивалось по-разному. В течение всей истории человечества они перемешивались, расходились и скрещивались. Эти процессы не прекратились и сегодня. Многое из того, что применялось в древности, сегодня должно получить вторую жизнь. Наука управления собой должна развиваться непрерывно.

Ислам и самоуправление личности

Мы не предлагаем конкретные методики самоуправления в узком смысле слова. Наша задача состоит в том, чтобы проблему самоуправления трактовать в широком смысле слова в интеграции с Исламом и предложить в систематизированной форме некоторые принципы, правила и законы самоуправления с учетом как научных исследований, так и жизненного опыта прошлого и настоящего.

История становления самоуправления подтверждает, что управлять собой – это не простое действие, справиться с которым можно за один день и больше к нему не возвращаться. Наоборот, это задание на всю вашу жизнь. Исходя из завета Сократа «Познай самого себя», мы должны задавать себе вопросы «Кто я такой? Что я знаю? Что я могу? Куда ведут меня мои мысли?» Вы должны ставить перед собой эти вопросы каждый день заново и каждый день держать ответ, как подсказывает вам ваша совесть. Познать себя – значит осознать, увидеть, понять, что для вас особенно ценно, значимо и достойно в жизни, а что вы отвергаете в своих действиях, поведении и что не воспринимают ваши душа и совесть.

Известно, что во многих религиях есть запреты на мысли и желания человека думать о скверном, грешном. Например, в мусульманской религии запрещается в определенные периоды и особенно во время поста сквернословить, заглядываться на женщин, входить в сексуальные связи, думать о плохих вещах. История подтверждает множество случаев, когда фантазии и размышления о преступных и неблаговидных намерениях подвергались осуждению и наказанию. И наоборот, благие намерения и устремления помогают достичь человеку огромных высот в развитии и нести благо как себе, так и людям.

Ислам и самоуправление личности

Ещё в V веке до нашей эры Конфуций отмечал: «Будьте строги к себе и мягки к другим, так вы оградите себя от людской неприязни». Как видим, он остерегает нас от неверных действий, поступков и выражений по отношению к другим. Особое место тут принадлежит нашим словам и выражениям, которые мы адресуем людям. Словом можно убить, унизить, подавить, перечеркнуть многое в жизни другого человека, а можно обрадовать, вылечить, исправить или воодушевить на великие дела. Поэтому мы должны четко различать мысли, желания, поступки и реальные действия, в чём и будут проявляться элементы воздействия на себя, и тем самым мы включаемся в процесс самоуправления.

Мухаммад Букар Гамидуллаев
доктор экономических наук, профессор,
академик Международной академии науки и практики организации производства

Источник: Ас-салам - общероссийская духовно-просветительская газета