Зачем искать престижный вуз?

Кто знает секреты рейтингов, тот их не боится

Рейтинг. Это понятие прочно закрепилось во всех словарях. Ежедневно СМИ сообщают об изменении или стабильном положении в рейтингах телепередач, кино и шоу, политических лидеров и общественных деятелей.

Признаюсь, мне всегда казалось странным одно обстоятельство. Допустим, можно при помощи определённых замеров определить популярность конкретной книги (количество продаж), конкретной персоны (цитируемость, упоминания в СМИ), спектакля или кинофильма (количество зрителей, сборы).

Но ведь есть рейтинги структурно намного более сложных явлений. Например, нас почти приучили к рейтингам учебных заведений. Как правило, они публикуются с определённой периодичностью.

Мне довелось учиться в одном из крупнейших и лучших вузов Советского Союза (Ленинградский государственный университет, ныне СПбГУ) и в сильных вузах постсоветского периода. Получение знаний для меня всегда было и остается интереснейшим процессом, результат которого – не просто очередной диплом, а полезные знания.

Поверьте, с трудом вспомню цвет столов и стульев в аудиториях, где отучилась сотни часов. А вот особенности лекций любимых профессоров, творческую обстановку на семинарских занятиях конкретных преподавателей могу передать вполне. Лучших преподавателей и через десятки лет без труда величаю только по имени-отчеству.

Почему наши не первые?

Зачем искать престижный вуз?

На протяжении последних десятилетий из международных рейтингов образовательных учреждений год за годом узнаем, что лучшие российские вузы не попадают даже в первую сотню. Однако решусь нескромно заявить, что подготовка и квалификация многих и многих российских специалистов и ученых ни в чем не уступает их коллегам, окончившим так называемые рейтинговые вузы.

На мои сомнения в объективности рейтинговой системы серьёзные люди отвечали по-разному. Одни ограничивались тем, что, мол, неизбежно приходится принимать условия и стандарты международного сообщества. Другие признавали заведомую относительность обобщенных показателей, отсутствие в этих рейтингах, например, учёта уникальных преимуществ, национальных образовательных традиций (!).

Но как ориентироваться выпускникам школ? Как молодому человеку делать выбор в пользу того или иного вуза? Если сами составители рейтингов признают, что ряд показателей при оценке берётся чисто формально, то не утопает ли в «обобщенном виде» самое значимое, самое выигрышное, что имеетcя в конкретных вузах?

«Не пробуй. Не получится»

Зачем искать престижный вуз?

Знаете ли вы, что университет, расположенный не в англоязычной стране и не имеющий медицинского факультета, не обладает ни одним шансом на топ в любом международном рейтинге вузов? Независимо от опыта, традиций, кадрового состава преподавателей, лабораторной базы, отличной библиотеки и так далее. Как говорится, даже не пробуй…

Знаете ли вы, что сбор данных для составления рейтингов зависит не только от точки зрения их составителей, но и от того, насколько им доступны оперативные данные?

И, наконец, догадываются ли будущий абитуриент и его родители, что в итоговом рейтинге вузов один из самых значимых показателей – исследовательская деятельность. Риторический вопрос: насколько научная деятельность преподавателя жизненно важна для студента? Как говорится, разное кино.

Репутация или показуха?

Зачем искать престижный вуз?

– О, ваш ребёнок смог поступить в столичный вуз!

– О, у тебя диплом академии!

– О, ты имеешь международный сертификат! – люди выражают в подобных высказываниях искренние мнения, позитивные оценки. И я тоже считаю необходимым поддержать любое продвижение по пути знаний. Но ещё важнее, считаю, узнать несколько фактов, которые помогают выяснить, насколько качественны знания обучающегося или уже выпускника.

Помню шок, когда впервые встретила выпускника своего родного вуза, который … не ставил запятые в текстах. Таков был апломб – зачем знать грамматику, ведь корректоры и редакторы есть! Притом коллега не ленился упомянуть, что имеет диплом престижного вуза. Как понимаете, карьера показушника не задалась.

Запомнился эпизод из беседы с девушкой, почти выпускницей вуза. Спрашиваю: «Какие медиа интересуют? Определилась ли со своей тематикой?» Ответ: «Я ещё ищу себя». Интересно, представляет ли она реакцию своего потенциального работодателя, если таким же образом ответит на его вопросы?

Небольшой вывод: как таковой рейтинг вуза может никак не коррелировать с уровнем конкретных выпускников.

Экспертами признана общая тенденция: вузы старательно стремятся повышать свои позиции в перечнях «больших признаний» или как минимум не выпасть из занятой уже позиции.

Имитация лучшего

Зачем искать престижный вуз?

В истории образования в любой сфере издревле есть короткий вопрос: чей ты ученик? Из имени наставника ясно, какая школа, какая традиция, какие можно ожидать плоды. Не хочу никого обидеть, но речь идет именно о наставнике-учителе, а не о директоре, руководителе администрации, председателе приёмной комиссии и так далее.

Известно, как старательно и последовательно пророки и посланники учили своих учеников. Пророк Мухаммад рассказывал и толковал своим сподвижникам аяты Священного Корана. Пока не был выучен, понят и осмыслен один аят, к следующему не переходил. Пророк Иса (мир ему) проводил со своими учениками дни и ночи, учил проповедями и примерами молитв, показывал личный пример отношения к людям.

Предвижу справедливое замечание: религиозное обучение имеет глубинные особенности, в светском образовании подразумеваются свои стандарты и требования. Не спорю. Было бы безумством уравнивать обучение в кругу учеников Божьих избранников с любым иным!

Но все же, как и во времена пророков и праведников, в любой системе образования мы должны сделать выбор, кого будем слушать, у кого и где учиться! Согласитесь, не обобщённо в целом некий вуз готовит специалиста. Не обобщенные рейтинги предполагают в его стенах отличных, уникальных преподавателей.

Вузы, вольно или невольно став заложниками рейтинговой системы, стали старательно подражать, копировать, набирать очки в отчётности.

Установлены факты искусственного завышения возможностей, соответственно, рейтингов и требований в вузах. Причины? Желание получить более качественных студентов, больше грантов, больше отчислений из различных бюджетов. Менее ранжированные вузы пытаются тянуться за «передовиками». Что в результате? Создаётся искусственная, неадекватная картина. Общество по доверчивости впадает в заблуждение.

Доступность и репутация

Зачем искать престижный вуз?

Главное о репутации знают все. Хорошую репутацию трудно заработать, непросто сохранить, очень легко потерять.

Сколько упоминаний в СМИ, сколько публикаций о достижениях, сколько и каких важных персон побывало в стенах, сколько международных связей и прочий позитив – всё фиксируется для создания репутационного статуса. Скандалы, наличие жалоб, финансовые или административные проблемы – подобные обстоятельства старательно замалчиваются, поспешно ликвидируются или им находятся оправдывающие обстоятельства.

Для российских вузов задача наработать позитивную репутацию не менее значима, чем набрать необходимое число студентов. У студентов в современных условиях есть выбор. Не столь большой, как может показаться, но в своих регионах есть точно.

Ориентируясь чаще всего на рейтинг или репутацию вуза, абитуриент подает в него заявление, параллельно отправляет копии в другие вузы, но часто … совсем на иной факультет! А дальше – как сложится.

Мне искренне жаль таких «счастливчиков», которые изменяют своей мечте, своим способностям, по явному стечению обстоятельств занимают чье-то место. Решусь на категоричность: рейтинг и доступность вуза ни в коем случае не должны быть главными мотивами жизненно важного решения.

Теология и образование

Зачем искать престижный вуз?

Теологическое (богословское) образование после больших дискуссий в современной России признано. Выпускники богословских институтов получают дипломы государственного образца. Люди старших поколений хорошо помнят «обличающее» утверждение о несветском образовании, мол, в нем «наука становится служанкой богословия». Альхамдулиллях, высокое исламское образование всегда было сопряжено с научной деятельностью и важными научными открытиями.

В прошлом году мне довелось побывать в исламских образовательных учреждениях в Махачкале. Детский сад и начальная школа, медресе, исламский университет. Везде стопроцентная заполняемость. Дагестанцы приблизились к структуре последовательного, на протяжении всей жизни, образования и воспитания. У родителей есть возможность советоваться с алимами и выбирать, в каком возрасте привести ребенка к учителям в образовательное религиозное учреждение.

Найдите дело вашей жизни

Зачем искать престижный вуз?

Пройдёт несколько месяцев, и выпускники 2017 года попрощаются с родными школами. Что можно посоветовать им?

Не теряйте время, усердно готовьтесь к экзаменам. Досконально изучайте возможности образовательных учреждений.

Если есть примеры профессионалов, на которых хотели бы равняться, то постарайтесь узнать, где и у кого конкретно этот человек получал знания. Что он может рассказать о своём опыте учёбы, как оценивает его с современных позиций. Не стесняйтесь обратиться письменно, если достойный вашего внимания профессионал далеко. Люди, как правило, чувствуют искренность и откликаются на такие вопросы.

И, может, главное: учёба – время испытаний, интеллектуальных и физических. Преодолевая их, человек становится сильнее, опытнее, мудрее.

Найдите дело вашей жизни и наилучшим образом делайте его!