Не надо от людей ждать благодарности

Эта история произошла в небольшом городе Дагестана. Здесь в одно из социальных учреждений в отделение для дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов приходят для общения и получения различных видов услуг те женщины, которые или в силу причин остались одинокими, или оказались без помощи детей и внуков, находящихся далеко от них.

 

За время пребывания в комплексном центре они становятся ближе по отношению друг к другу. Нередко случается так, что они не прерывают общение и после окончания срока пребывания в отделении. Они обмениваются телефонными номерами и перезваниваются по разным поводам. Правда, иногда бывает и так, что разные характеры или возраст не дают им возможности сблизиться и они после пребывания в отделении расходятся в разные стороны и даже не вспоминают о тех людях, с которыми им приходилось общаться некоторое время.

Во время пребывания в комплексном центре они не только получают ряд социальных услуг, но и участвуют в различных мероприятиях, им обеспечивают активный досуг и проводят различные беседы, в том числе и на духовные темы.

Одна из таких бесед, тема которой была обозначена как «Не надо от людей ждать благодарности», сразу нашла живой отклик у подопечных и перешла в бурное обсуждение. Это произошло потому, что буквально перед началом беседы возникла небольшая перепалка между первой, более старшей подопечной, которой было семьдесят лет, и второй, которая была лет на двадцать моложе, но, по всей видимости, так и не поняла, что нельзя пререкаться со старшими людьми в дань уважения к их возрасту.

Поводом для перепалки послужило то, что пожилая женщина сделала более молодой замечание по поводу неряшливости её внешнего вида и неопрятности в одежде. Не потому, что хотела этим её уколоть, а только потому, чтобы молодая женщина осознала, что поступает неправильно и что нужно уделять внимание и своему внешнему виду, и личной гигиене, и тому, чтобы одежда и обувь были чистыми и ухоженными.

Но молодой женщине сделанное замечание совсем не понравилось, и она не только обиделась на услышанное ею, но и ответила собеседнице в довольно грубой форме, что это не её дело и она без её советов знает, что нужно делать и как одеваться. На что старшая возразила: «И это всё вместо благодарности? Я ведь хотела как лучше для тебя!»

Но в ответ увидела только злое выражение лица и поджатые губы, из которых готово было вырваться новое оскорбление.

Перепалка могла перейти в ссору, но сотрудница отделения ловко отвлекла внимание спорщиц, переключив его на тему беседы, которую она собиралась с ними сегодня провести.

К удивлению многих, беседа так и называлась: «Не надо от людей ждать благодарности». Сотрудница начала беседу с притчи:

«Посмотрите вокруг, загляните в прошлое, и вы непременно обнаружите там историю отца, который кормил и воспитывал сына, учил его, не спал по ночам, чтобы сын спал. Голодал, чтобы сын ел досыта, уставал, чтобы отдыхал он... А когда сын вырос и стал юношей, отец не увидел от него ничего, кроме неуважения, пренебрежения, жестокости и презрения.

Но даже в этом случае он не гневался на своего сына, потому что принимал всё это как своё испытание, пришедшее от Всевышнего Аллаха, и верил, что придёт время, когда его сын исправится и начнёт понимать, что он был неправ и что так нельзя относиться к любящему его отцу.

Люди часто поступают подобным образом, поэтому не надо удивляться, если они неподобающим образом реагируют на добро, которое им делают. И что можно сказать на это, если они в первую очередь даже не замечают благ, дарованных им Всевышним Аллахом! Так как же они заметят ту услугу, которую ты оказала с искренним желанием помочь? – спросила сотрудница, обращаясь к старшей подопечной. – В данном случае она, как и многие из людей, проявила нетактичность и повела себя так, будто ты хотела её упрекнуть или унизить за то, что она не так одета. А всё потому, что у многих из нас нет достаточных знаний о нашей вере и о том, что только благой нрав, терпение и чистота могут привести человека к истинной вере и становлению на путь Ислама.

Часто такие люди в каждом слове другого ищут и видят подвох, при этом сами никому не желают добра и не выражают благодарности.

Всем тем, кто не дождался от людей благодарности за свои добрые дела, нужно успокоиться. Если за свою жизнь люди не научились быть богобоязненными, благонравными и благодарить Аллаха за свою жизнь, то чего можно ждать в ответ на добрые деяния и помыслы людей?

Но отчаиваться не стоит. Ведь у Всевышнего Создателя награда не иссякает. Его сокровищницы всегда полны, Его милость безгранична, а милосердие – всеобъемлющее.

Тех же людей, которые не понимают добра и не умеют благодарить в ответ, можно только пожалеть, ведь они причиняют вред только самим себе».

Этими словами сотрудница закончила свою речь.

Все подопечные повернули головы к молодой женщине по имени Саида, которая полностью приняла сказанное в свой адрес. Она встала с кресла и, подойдя к той, с которой спорила до начала беседы, обратилась к ней:

«Прости меня, пожалуйста, я была неправа, когда грубо ответила тебе. Ты всё правильно сказала на мой счёт, и я постараюсь исправиться и больше так не поступать. Спасибо тебе и нашей Рагимат Юсуповне, которая провела с нами такую поучительную беседу, помогающую нам, в особенности мне, многое понять».

Зайнаб, так звали старшую подопечную, обняла в ответ Саиду и ответила:

«Конечно, я тебя прощаю. Ты же мне как дочь, и мне не безразлично всё, что происходит с тобой. Если тебе нужны будут мои помощь и поддержка, то обращайся, я всегда буду рада тебе помочь».

Главное, что все принимающие участие в этой беседе извлекли из неё уроки: научились в первую очередь благодарить Всевышнего Аллаха за всё ниспосылаемое каждому из людей, не обижаться на других и прощать их, а также не дожидаться благодарности от людей, которым они делают добро. Потому что нужно делать добро не ради благодарности от людей, а во имя Аллаха! И помнить: вся благодарность Аллаху и от Него!