«Ислам» для православных миссионеров

В начале этого года в издательстве вышло пособие для православных миссионеров «Ислам». Интересно, что в списке его авторов не только православные специалисты по миссионерской деятельности, но также и мусульмане.

Так, при подготовке текса издания использовались неизданные ранее труды татарского богослова Валиуллы Якупова для теоретического раздела книги, а также текст брошюры муфтия Фарида Салмана Хайдарова «Ислам традиционный и вымышленный», которая была им написана для популяризации традиционного ислама и предназначена для свободного использования. Столь масштабное заимствование текста также потребовало включить его в число соавторов, а не просто поставить сноску. Данный текст повысил уровень издания с точки зрения его объективности и достоверным образом проиллюстрировал взгляд самих мусульман на собственную религию.

Одновременно с этим священник Георгий Максимов описал исламское вероучение извне с позиции православного религиоведения или сравнительного богословия. Во введении к данному труду указывается, что в настоящее время в мире насчитывается свыше 1,3 миллиардов мусульман, составляющих большинство населения в 35 странах. Эта религия является второй по распространенности не только во всем мире, но и в России. С её приверженцами любой православный человек обязательно имел или будет иметь общение. При этом ислам остаётся самой мифологизированной из крупнейших религий, что затрудняет его исследование.

Авторы особо отмечают, что православные учёные столетиями изучали ислам, выпуская работы высочайшего научного уровня. Центром православного исламоведения была Казанская духовная академия, профессор которой Гордей Саблуков сделал первый профессиональные перевод Корана на русский язык и составил симфонию на священную книгу мусульман. Их труды сохранили актуальность и по сей день, однако преимущественно в области изучения классического ислама. Современный же ислам, а особенно его деструктивные направления, имеет свою специфику и требует особых подходов к изучению. В пособии нет выдержек из жизнеописания Пророка Мухаммада и истории ислама в целом, поскольку эти вопросы уже обсуждались в коллективной монографии «История религий», которая выложена в свободный доступ. Однако, в конце пособия есть хорошая подборка литературы для самообразования – например, «Мажмуатуль Фаваид» («Сокровищница благодатных знаний») шейха Саида-афанди.

В издании отсутствует описание редких мусульманских направлений, а также в целом нет глубокого освещения мусульманской богословской мысли. Авторам данного труда, по всей вероятности, было важно дать актуальный срез современного состояния российской уммы, которая пока изучена недостаточно.

Обращаясь к православным миссионерам, чиновникам и журналистам, авторы особо подчёркивают тот факт, что мусульманская религия не является примитивным искажением иудаизма и христианства, логику которого можно легко понять посредством методики изучения христианских сект. Ислам очень многообразен и сложен, при всей своей вероучительной близости к христианству функционируя по совсем иным законам. И об этих законах желательно иметь чёткое представление.

Обосновывая актуальность своего труда, авторы указывают на то, что серьёзной проблемой в деле изучение ислама является отсутствие книги, в которой бы сами мусульмане лаконично и чётко излагали бы основы своей веры и культовой практики, как это удалось митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу в «Слове пастыря». Исторически сложилось, что исламское сообщество России оказалось на периферии мусульманской цивилизации и самые авторитетные книги по этой теме написаны на арабском и персидском языке, только лишь ожидая перевода на русский.

А также то, что при изучении ислама следует помнить, что эта религия очень плюралистична и каждый мусульманский богослов имеет уникальное понимание своей религии. Только по самым базовым вопросам все мусульмане имеют общую точку зрения. Даже в рамках одной богословской школы могут существовать разные мнения по поводу допустимости музыки, дозволенности креветок или степени покрытия головы у женщин. В связи с этим целесообразно изучать не ислам в целом, а позиции конкретных мусульманских лидеров, проживающих на вашей территории.

Данное пособие не ставит своей целью дать исчерпывающее представление об исламе, для чего требуются многие сотни больших по объёму трудов. Оно делает акцент на практических вопросах, освещая преимущественно те аспекты исламской религии, которые могут быть полезны в реальной жизни, и ставит перед собой следующие задачи:

1. Дать базовые представления о вероучении, культовой практике и структуре исламской религии, а также указать те авторитетные источники, где можно получить дополнительные сведения. При освещении этой темы приводится как позиция самих мусульман, так и взгляд с православной стороны.

2. Подробно разъяснить структуру исламского сообщества России, в том числе по каждой ЦРО и региональной умме.

3. Описать представленные на территории постсоветского пространства направления ислама (нетипичные течения этой религии просто упоминаются без детализации).

4. Предоставить инструментарий, позволяющий различать традиционных мусульман и агрессивных исламистов

5. Вскрыть методы вербовки и предложить способы противодействия пропаганде деструктивных мусульманских сект.

6. Описать и объяснить феномен новообращённых мусульман

7. Дать рекомендации по ведению межрелигиозного диалога и проведению исламо-христианских диспутов.

8. Предоставить возможность для самообразования посредством рекомендации необходимой литературы, видео- и аудиоматериалов.

Авторами пособия стали как мусульмане, так и православные христиане. Редактором этого труда выступил д.и.н., профессор МГЛУ и директор Центра географии религий при ОВЦОиСМИ Р.А.Силантьев, также подготовивший четвёртую главу теоретического раздела, все три главы практического раздела, а также выступивший соавтором при подготовке второй и третьей главы теоретического раздела. Разделы о мусульманском взгляде на вероучение ислама и радикальные формы этой религии подготовил видный казанский богослов муфтий Фарид Салман Хайдаров, а большую часть второй главы теоретического раздела написал его погибший от рук террористов коллега Валиулла Якупов, кавалер ордена Русской Православной Церкви «Славы и чести» I степени. Четвёртая глава теоретического раздела написана православным богословом иереем Георгием Максимовым, а в составлении глоссария принимали участия московские исламоведы Тауфик Кемаль Ибрагим и В.О.Бобровников.

Книга состоит из двух разделов: в первом, теоретическом разделе дан взгляд на религиозную доктрину ислама с разных позиций, приведён краткий глоссарий мусульманских терминов, описана мусульманская культура с акцентом на современные реалии, связанные с жизнью российских мусульман, а также подробно освещён вопрос мусульмано-православного диалога.

Во втором, практическом разделе, описаны все мусульманские централизованные религиозные организации России, приведены биографии 100 самых известных мусульманских лидеров, даны краткие справки по каждому региону РФ, а также описан феномен мусульманских неофитов в современной России. Главную практическую ценность, по мнению авторов издания, в нём представляют советы по распознаванию деструктивных мусульманских сект и их представителей, поскольку с этой проблемой сталкиваются тысячи правоохранителей, чиновников, журналистов и людей многих других профессий. Например, одним из критериев отнесения той или иной общины к нетрадиционной указано: «мечети агрессивных исламистов часто открыты круглосуточно, так как имеют функцию не только молельных помещений, но и штабов, а литературу о суфизме или газету ДУМ Дагестана «Ас-салам», рассылающуюся по всем российским мечетям, найти в них затруднительно».

Следует помнить, что официальная позиция священноначалия и богословов (улемов) православной церкви в отношении нехристианских религий пока находится в процессе разработки, поэтому в этой сфере желательно терпимо относиться к разным точкам зрения и воздерживаться от категоричных суждений по важным для обеих религий богословским вопросам.

В заключение авторы дают рекомендацию всем заинтересовавшимся этой темой православным христианам изучать ислам серьёзно и со всей ответственностью, а также помнить, что защита своей веры не подразумевает оскорбление чужой, поскольку мусульмане, как любые истинно верующие, очень остро реагируют на некорректную критику в адрес своих святынь, поэтому следует избегать оскорбительных для них высказываний – это и противозаконно, и неполезно. Кроме того, авторы напоминают своим читателям о том, что традиционные мусульмане являются естественными союзниками христиан и часто защищают их интересы с оружием в руках, в чём можно убедиться на примере Северного Кавказа, Сирии, Ирака и целого ряда других стран.

Кроме того, мусульмане России вносят большой вклад в национальную безопасность страны, формируя положительные политические тенденции в сфере борьбы с ваххабитами, которым они не дали возможности «захватить власть в ряде регионов и развязать масштабный межрелигиозный конфликт» – заключают авторы пособия.

Можно также отметить недостатки в дизайнерском оформлении книги, но будем надеяться, что популярность этого издания потребует скорых переизданий и дополнений, и в них будут исправлены все имеющиеся ошибки и недоработки, которые в целом не влияют на практическую ценность данного издания.

«Ислам: пособие для православных миссионеров», Е: Екатеринбургская епархия, Миссионерский отдел, 2016 - 464 с.