Ребёнок и образование: ожидания, реальность, цели и задачи

Рождение ребёнка в семье – всегда большая радость, но вместе с тем большая ответственность. С первых дней появления малыша на плечи родителей ложится груз принятия решений, касающихся благополучия и счастья своего чада.

 

Каждый день принимаются сотни и сотни маленьких и больших решений: чем кормить, как кормить, сколько кормить, укутывать или закалять, прибегать на первый крик или оставлять рыдать в кроватке, давать соску или не приучать к ней, подгузники или пелёнки, пеленания, игрушки, книжки, купания, прогулки, прикорм...

Мысли об этом, как снежный ком, растут в наших женских головушках. Чаще всего мы, женщины, по натуре стремящиеся всё предусмотреть и продумать все варианты заранее, думаем и об образовании, и о развитии ребёнка, и о том, в какую школу отдать, даже если он ещё и головку-то толком держать не научился.

В связи с этим не лишним будет задуматься о том, какого будущего мы хотим для сына или дочери. Неважно, ходят ли уже наши дети в школу или ранцы, уроки и переменки –пока ещё далёкая перспектива, но мы уже думаем об этом.

Что такое школа в наши дни? В чём её предназначение и каким образом она влияет на образованность ребёнка?

Перечитываю предыдущую фразу, и становится немного смешно и очень грустно, потому что понятия некогда неразрывные, не синонимичные, а абсолютно идентичные – «образование» и «школа» – давно уже перестали быть единым целом. Не будем сильно углубляться в советские школьные хроники, но почему-то программа была не такая насыщенная и обширная, как сейчас, и при этом по какой-то странной причине люди были умнее и просвещённее. Может, причина в том, что безразличных педагогов было не 70%, как сейчас, а 10%?Или, может, дело в том, что современная программа образования даже в обычной школе захламлена терминологией и бесконечными понятиями, которые знать в школе нет никакой необходимости?

Раз уж речь зашла об этом, поделюсь как ученица/учительница и просто сторонний наблюдатель. Ещё в одиннадцатом классе, изучая биологию, столкнулась с проблемой в трактовке терминов, которыми книга была испещрена до безобразия. А когда я просила маму, примерную выпускницу московского медицинского института, объяснить мне некоторые понятия и потом счастливая приходила и объясняла всё на уроке учителю, каждый раз меня ругали и стыдили: мол, что за речь, где пересказ «как в учебнике», «почему всё так примитивно, как для пятиклассников»? Когда я уже сама преподавала в первом классе все предметы, была в недоумении: каким образом и для чего такие простые вещи, как существительное и прилагательное, можно было так объяснить, что мозг отключается уже на третьем слове и ребёнок просто впадает в ступор?! Позже знакомая рассказала, что объяснила подобную тему дочери так, как её саму лет десять назад учили в школе, а в итоге ребёнок приносит «двойку». Комментарии, как говорится, излишни. Когда в учебниках, непонятно кем написанных, содержатся задачи, например, про то, что в реке плавали десять детей, трое утонули, и требуется вычислить, сколько осталось,  или про мальчика, который, цитирую, «зажилил конфеты», и вопрос в том, сколько их в итоге у него осталось, уже просто ничего не удивляет! В принципе, мы сейчас говорим не о программе, а о школе в целом, но одна только программа повергает в ужас любого адекватного человека. 

Школа является важнейшим элементом социализации, где методом «погружения в среду» ребёнок учится и привыкает к тому, что его мнение не единственное, учится уважать чужие интересы, налаживать связи и сосуществовать с окружающим миром, живя в обществе, полном разных людей со своими характерами и мыслями, со своим, другим, взглядом на мир и жизнь в целом. В идеале всё в порядке может быть только в том случае, если ребёнок подходит под стандарты общества, среды, в которую его окунули. Но на практике дети бывают рыжими, худыми, полными, в очках, невысокого роста, заикаются, шепелявят и имеют прочие особенности, которые могут сделать их изгоями в классе, если эти детине научатся с помощью учителя и родителей принимать себя и отстаивать своё право в обществе одноклассников, быть теми, кем они являются, и быть принятыми на равных. Понятно, что конфликты на этой почве в школе неизбежны, и это, можно сказать, даже норма, если, конечно, они не сделают ребёнка обозлённым, закомплексованным и закрытым. Несомненно, соперничество, имеющее место в школе, является своеобразным двигателем личностного развития и роста, но и это иногда выходит за рамки разумного. Здесь не лишним будет добавить, что те самые оценки, за которыми многие так гонятся, не всегда являются показателем успеваемости ввиду того, что учитель не только обращает внимание на подготовленность ученика, но и нередко учитывает личные симпатии/антипатии, внешний вид ребёнка и то, из какой он семьи. В такой ситуации важно не ругать ребёнка за каждую «тройку» или «двойку», или просто «не пятёрку», а разбираться в причинах её выставления. Необходимо стараться поддержать ребёнка, помочь ему «подтянуть» тот или иной предмет или просто приободрить, не подрывая авторитет учителя и тем самым не настраивая школьника против педагога. 

В наше время высоких технологий, когда для получения информации нет необходимости посещать образовательные учреждения, перед этими учреждениями ставятся совершенно новые цели и на них возлагаются другие надежды. Школа должна научить ребёнка обрабатывать полученную информацию, привить юному человеку интерес к изучению окружающего мира. Иначе говоря, школа должна научить ребёнка учиться, испытывать потребность в получении знаний и их применении.

Школа может как привлечь ребёнка, так и отвратить его от изучения мира. Кроме того, школа призвана воспитывать и учить нравственности, ведь, по сути, ребёнок проводит в школе огромную часть времени, и в итоге она становится для него вторым домом. Конечно, усилия учителей не будут эффективными, если ценности, прививаемые детям дома и в школе, будут разными. Поэтому хочется верить, что понятия «хорошо» и «плохо» всё-таки схожи у всех людей всех слоёв населения и сфер деятельности. 


Повторюсь и добавлю, что посещение школы не является гарантом получения и усвоения всей информации, что там преподносят. Причин тому масса: мысли, бесконечные мысли о том, что к следующему уроку не очень хорошо готов, или ожидание его наступления, чтобы поразить всех своих ответом; мысли о домашних проблемах или, не дай Бог, о разладе между родителями или родными; желание прийти скорее домой к компьютеру или к друзьям во двор, и, конечно, особенно в старших классах, мысли о мальчиках/девочках (обычно в школах без раздельного обучения). Это вполне нормально, и потому теория о том, что 95–80% знаний усваиваются во время урока, ошибочна. Такая теория была бы верна, если бы голова ученика представляла собой суперинновационный компьютер, а это, как мы знаем, не так. Поэтому нет смысла возлагать на учителей ответственность и надежды, которые они не в состоянии оправдать: вложить, как в сосуд, знания в голову ребёнка и сделать его умненьким-разумненьким. Максимум, что может сделать учитель, – особенно после пятого класса, когда дети из-за гормонов начинают порой превращаться в неуправляемых подростков, – это проследить за тем, чтобы на уроке была дисциплина, и в идеале заинтересовать ученика новой темой и предметом в целом. В этом случае ученик запомнит интересные факты, придёт домой и с охотой откроет учебник...хотя бы из-за праведного страха, что ему влетит от учителя и потом от родителей за невыученную тему.

Фактически основную информацию, если речь идёт о гуманитарных предметах, усваивают дома с учебником в обнимку, желательно под чутким контролем родителей-проверятелей-слушателей. С точными науками ситуация немного другая: тут важен талант учителя, умение донести информацию и помочь её усвоить, оставив на дом лишь повторение и пару терминов. В любом случае пускать всё на самотёк нельзя ни в коем случае. Необходимо интересоваться у учителей успеваемостью и поведением вашего ребёнка –это покажет учителю вашу заинтересованность и будет держать ваше чадо в тонусе. Чем меньше мы будем ждать от школы и чем больше ответственности возьмём на себя, тем меньше будет причин для возникновения конфликта интересов между учителями и родителями учеников. Дело вовсе не в том, что хочется облегчить жизнь учителям, ведь они не будут знать о том, на что рассчитывают родители, а дело в том, что так будет легче для самого родителя ученика, и, к слову, пусть учителя требуют, пусть не изнуряют, но заставляют читать, учить и стараться. Расскажите педагогам, что вам небезразлично образование вашего ребёнка, сходите на родительское собрание, пройдитесь по учителям, с чьим предметом есть проблемы, и покажите, что вы на их стороне и у вас одни цели: вырастить нормальных людей, новое поколение мира. Чего совсем не стоит делать – нападать и ругаться, иначе всё, крест на вашем ребёнке будет поставлен жирный-прежирный, и учитель и положительную оценку поставит, и сделает что угодно, лишь бы не встречаться с грубияном снова. 


В школе есть невероятный плюс общения и приобретения друзей, которые, вероятно, останутся с человеком на всю жизнь и будут ещё долго, до самой старости вспоминать все испытания и радостные моменты, что были пережиты вместе. Годы, проведённые в школе, дают возможность овладеть умением изучать и видеть людей, анализировать их поступки и понимать их. 
Учитель, не только как специалист в своей области, но и как человек, играет важную роль в становлении личности доверенных ему детей. Они будут расти, учиться и не только впитывать знания о предмете, но и перенимать манеру общения педагога, его «словечки», его взгляд на мир. Если учитель будет представлять собой высоконравственную, воспитанную личность, жадную до приобретения знаний, спокойную и сдержанную в конфликтах и стрессовых ситуациях, есть надежда на то, что ребёнок переймёт такую прекрасную модель поведения и будет успешно применять её в жизни. 
С каждым днём человеку открывается всё больше и больше знаний обо всём, что окружает нас. В таких условиях школа обязана привить ребёнку интерес к получению знаний и научить его сосуществовать с окружающими людьми и миром.