Уверенность – половина успеха

Отчего зависит успех? Работа, здоровье, личная и духовная жизнь, отношения с окружающими – каждая сторона жизни требует от человека определенных вложений: трудолюбие, старание, целеустремленность, позитивное оптимистическое мышление, уверенность в себе, вера в Бога, надежда, любовь. Вкладывая, мы получаем. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» – гласит известная пословица. Но почему же многие трудоголики не добиваются желаемого?:

Во-первых, необходимо ставить цели: что именно нам нужно и как именно этого достичь. Цели необходимо записывать, фиксировать на бумаге. Верующий человек понимает, что он создан в этой жизни с определенной целью, задачами, миссией, а не просто так. В Священном писании сказано (смысл): «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (сура 23, аят 115).

Во-вторых, необходимо иметь оптимистический взгляд на жизнь, на происходящее. Что такое оптимизм и пессимизм? Известен пример с наполовину наполненным водой стаканом. Стакан наполовину пуст или наполовину полон? Пессимисты отвечают: «стакан наполовину пуст», оптимисты говорят: «стакан наполовину полон». Пессимисты, как правило, – люди, пассивно наблюдающие за успехом оптимистов. Даже дождь на улице может вызвать плохое настроение у неправильно настроенных людей. Оптимистом быть намного выгоднее, чем пессимистом, поэтому свое мышление важно контролировать. Научные исследования показали, что оптимизм даже способствует укреплению здоровья.

Оптимизм и вера неразрывно связаны друг с другом. Верующий человек не может быть пессимистом. С точки зрения Ислама, не рекомендуется иметь плохие пессимистические мысли, поскольку они являются своего рода молитвой, которую слышит Бог и исполняет. Поэтому важно иметь хорошие мысли с благоприятным исходом. Возьмем простые примеры.

Человек-пессимист заболел гастритом и думает, что такова его судьба и ничего не поделать. В итоге он не занимается своим здоровьем, и гастрит переходит в язву желудка. Оптимист, напротив, воспринимает болезнь как очередное испытание и проходит всё возможное лечение, соблюдает диету, дабы выздороветь.

И благополучно излечивается от недуга. Другой пример. Неженатые парни и девушки-пессимисты думают, что хороших девушек (парней) нет и им не судьба быть счастливыми, и, соответственно, никаких действий в этом направлении не предпринимают. Оптимисты же, напротив, считают, что хороших, достойных людей предостаточно, тем более среди 7 миллиардов людей на Земле.

О важности быть терпеливыми, позитивно настроенными сказано в Коране (смысл): «Мы непременно испытаем вас посредством врага, засухой, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых вестью о Рае, которые, если их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы и вернемся». Это они – те, кому Аллах дарует благословение и милость Свою, и они на верном пути» (сура «Аль-Бакара», аяты 155-157).

В-третьих, нужно быть уверенным в себе, в своих возможностях. Самоуверенность не есть плохо. Однако самоуверенность следует отличать от самовлюбленности и самонадеянности, которые губительно влияют на человека.

Самоуверенность – это вера в возможность принятия какого-либо решения, вера в возможность выполнения этого решения. Уверенный человек верит в то, что он может справиться со всеми возложенными на него обязанностями, т.к. Бог дал ему необходимые для этого способности, ведь в самом Коране сказано: «Аллах не возлагает ни на кого сверх его возможностей. То, что содеял он из добра, – на пользу ему, а то, что совершил из грехов, – во вред ему. “Господи! Не карай нас, коли позабыли мы или ошиблись. Создатель наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на прежние поколения. Создатель наш! Не возлагай на нас непосильное нам. Прости нас и помилуй. Покровитель наш! Так помоги же нам против люда неверующего”» (сура «Аль-Бакара», аят 286). Неуверенный человек зачастую даже не пытается что-либо предпринять, боится мнения окружающих, боится проиграть.

Уровень самоуверенности зависит от полученного воспитания в семье. Поэтому очень важно правильно воспитывать детей с ранних лет, опираясь на исламскую литературу и книги по психологии.

Мусульманин во всех своих делах может обращаться ко Всевышнему через молитву «истихару» с просьбой выбрать для него лучшее.

Сообщается, что Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха учил нас тому, что следует испрашивать помощи во всех делах подобно тому, как он учил нас той или иной суре из Корана, и говорил: «Если кто-то из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет (смысл): «О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Ты знаешь все о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело (и человеку следует сказать, что он намерен сделать) станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или: ... рано или поздно), то предопредели его мне, облегчи его для меня, а потом дай мне Своё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело окажется вредным для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел, то уведи его от меня, и уведи меня от него и суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им». Не испытал сожалений никто из тех, кто просил помощи у Творца, а потом советовался с верующими, проявляя осмотрительность в своих делах.

В-четвертых, нужно верить во Всевышнего, в его справедливость, в то, что он всё видит и непременно поможет в той или иной ситуации. Важно осознавать, что без его воли ничего не происходит в жизни, будь то плохое или же хорошее.

Важно помнить, что Он любит нас больше, чем наши матери. О том, что мы должны быть уверенными в поддержке Всевышнего, сказано в самом Коране (смысл): «Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура «Алю Имран», аят 159).

В любой ситуации, деле необходимо сделать всё от нас зависящее терпеливо и добросовестно, а всё невозможное оставить на Аллаха. Он непременно вознаградит богобоязненных и уповающих на него.