Прощаешь всем, кому ты должен?..

«Должооок!» – восклицал Чудо-Юдо из киносказки «Варвара-краса, длинная коса». Он выставлял свой уродливый перст из любого водоёма и даже лохани с водой как напоминание своему должнику – царю Еремею. Тот со страху пятился, терял дар речи, но… с возвращением долга тянул до последнего.

В итоге всё заканчивается правильно – сказка же! А какую ситуацию с долгами наблюдаем мы в реальной жизни мусульман? Увы, очень часто – невесёлую.

Портрет должника

Типичный должник может иметь какой угодно характер и достаток, быть семьянином или холостяком, жить на родине или за её пределами. Несмотря на все это, типичен он тем, что вообще не тяготится долгами. Видимо, не понимает, что его нежелание отдавать долги по сути-то – грабёж!

Портрет должника

«Обкрадывает» должник прежде всего себя, т.к. утяжеляет своей душе ответ в Судный день… А что же «похищает» он у людей? Доверие, спокойствие, перспективы, а у кого-то – здоровье! Это не говоря, собственно, о самом предмете или сумме долга, которые ему не подарили, а дали в пользование.

Ближний круг

Ближний круг должника состоит из родственников, друзей, соседей. У этих людей легче и быстрее занять – будь то деньги или какое-то имущество. Ну, конечно, они же свои – поймут и помогут! Видимо, на такое же «свойское» понимание рассчитывает должник, не возвращая долг. Но дело-то не в том, кто именно вам помог в трудную минуту – близкий человек или нет, а в том, как вы относитесь к своей обязанности вернуть взятое!

Соблюдение договорённостей – это, прежде всего, соблюдение Закона Бога: «И исполняйте обещание, ибо за обещанное спросится» (смысл 34 аята суры «Аль-Исра»). Вместе с тем, это – сохранение добрых отношений с окружающими. А что до близких, то с ними нужно быть особенно щепетильными: «И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним, и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающимся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу» (смысл 36 аята суры «Ан-Ниса).

Ближний круг должника состоит из родственников, друзей, соседей

Дальний круг

Его составляют сослуживцы, коллеги, деловые партнёры и т. д., вплоть до государства. Государству особенно не задолжаешь – оно разбирается с должниками законодательно. А что делать, например, добросовестным работникам, которые по вине работодателя сидят без зарплаты? Какое имеет право руководитель не платить обещанную плату или платить её не полностью? Никакого!

По сути, он «похищает» доход семьи своего подчинённого. Это нагло противоречит учению Пророка : «Тот, кто нанимает рабочего, должен выплачивать ему заработную плату сполна» (в передаче Абд ар-Раззака).

Или: «Выплачивайте заработок наёмного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот» (в передаче Ибн Маджа). Очнитесь, «не обкрадывайте» карманы своих работников!

Деловые проекты тоже нередко страдают от нечестности партнёров. Не выполняя обязательств по участию в общем деле, человек ставит под удар весь проект, навлекает на него непредусмотренные риски, а значит, опять-таки «обворовывает» – или кошельки, или ожидания компаньонов.

Какое имеет право руководитель не платить обещанную плату или платить её не полностью?

Как вести себя с должником

Сказочное Чудо-Юдо добилось обещанного от царя Еремея психологическим прессингом – своим ужасающим напоминанием «Должооок!» оно преследовало Еремея в любом пруду, озере и даже корыте с водой.

«Новая братия» в лихие 90-е поступала с должниками и вовсе беспощадно – даже появилась жутковатая поговорка: «Долг утюгом пахнет»…

Однако для мусульман только Шариат даёт конкретные советы на все случаи жизни, альхамдулиллях. Так, Ислам рекомендует тому, кто берёт взаймы, составить в присутствии свидетелей расписку с указанием полученной в долг суммы и срока её возвращения. «…Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом , убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений» (смысл 282 аята суры «Аль-Бакара»).

Как вести себя с должником?

В случае, когда человек не успевает вернуть долг в срок, ему полагается сообщить об этом кредитору заранее. Тот имеет право потребовать погасить задолженность, как договаривались, или может согласиться отсрочить выплату. А может и вовсе простить своего должника, ради Аллаха . Кстати, и в счёт закята, если будут соблюдены определённые условия.

Есть также рекомендация оставить кредитору залог, на случай запаздывания с возвратом долга. Тогда он сможет продать залог и, таким образом, погасить ваш долг. Если же кредитор согласен перенести срок расчёта, то залог вернётся должнику в сохранности сразу после выплаты долга.

Осторожно – грех!

«Я же доверял и дал взаймы под честное слово!» – скажет кто-то из читателей, имея в виду невозвращённый ему долг. Увы, так происходит чаще, чем хотелось бы. А ведь Пророк был суров к тем, кто обманывал доверие людей: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает своё обещание; а когда ему доверяются, он поступает вероломно… даже если он постится, молится и утверждает, что он – мусульманин» (в передаче Муслима).

«Кто имеет понятия и толк, тот честно отдаст долг!»

Тот, кто не держит своего слова, – притесняет того, кому это слово давал. Такой грех сначала должен простить притеснённый, и только потом можно надеяться на прощение Всевышнего.

А притеснённые ведут себя по-разному. Кто-то жалуется в суды и инстанции, кто-то обращается к «вежливым людям», кто-то тихо несёт обиду через годы. Есть и те, кто прощает должника ради Аллаха , проявляя понимание и милосердие.

Однако должник должен быть озадачен, прежде всего, своей позицией – он изначально не имеет права вынуждать кредитора искать пути взыскания с него долга. Как говорится в народе: «Кто имеет понятия и толк, тот честно отдаст долг!»

Эй, должники, вы услышали?

Источник: духовно-просветительская газета «Ас-салам»