Образование и новое поколение мусульман

Во все времена образование считалось важнейшим и наиболее почётным делом. Его возлагали на мудрейших членов общины, которые находились под защитой армии своего города, были освобождены от хозяйственных работ, а также полностью удовлетворяли свои нужды в пропитании и крове, не прилагая никаких для этого усилий.

Времена менялись, менялось отношение религии к культуре, менялся мир, менялся и развивался, но неизменным оставалось и остаётся по сей день одно: стремление людей к образованности.

К сожалению, понятие это подразумевает порой уже совершенно иное содержание. Под развитостью и образованностью многие понимают наличие «корочки», бумажки, где господин Н. уверяет всех будущих работодателей «бумажкообладателя» в том, что этот выпускник является специалистом в какой-то области с массой важнейших умений. Под интеллигентностью понимают количество «больших шишек», в чьём обществе человек проводит время, а что за всем этим великолепием скрывается – не суть, это уже не интересно никому... почти никому.

Несмотря на изменение ценностей, хочется верить, что всё же среди простых смертных осталось немало тех, кого заботит содержание человека, богатство его души и внутреннего мира. Кому же логичнее всего дОлжно находиться среди этих неравнодушных? Конечно же, тем, чьи мысли занимает больше не мирская жизнь, а та, вечная, что впереди. Это те люди, которые стремятся к сокровищницам знаний и очищению сердца.

Образование и новое поколение мусульман

Наша религия учит нас стремиться к знаниям: «…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие). Что касается знаний, тут есть одна тонкость. Не все задумываются о том, что мы живём в такое время, когда для того, чтобы тебя уважали, прислушивались к тебе или хотя бы просто услышали, необходимо быть всесторонне развитым человеком, приобщённым к культуре. Те люди, которые прекрасно владеют религиозными знаниями и дисциплинами, не смогут привлечь внимание людей, не смогут донести до них свет религии и истину, не владея ораторским мастерством, не принимая во внимание историю своей страны, города, всей местности, учитывая только религиозную составляющую. Иначе говоря, для донесения знаний до людей даже имамам не обойтись без знаний всех сфер жизни общества, которое они просвещают и наставляют на истинный путь. Говоря обо всех остальных людях, которые не собираются заниматься религиозной деятельностью, можем утверждать, что знания и просвещённость необходимы для развития человека, и приобретать их необходимо с самого детства. Только при их наличии ребёнок, потом подросток и позже молодой человек будет понимать, чем хочет заниматься в жизни, каким образом сможет принести пользу своему народу, своей семье и, наконец, своим братьям и сёстрам по вере.

Как же человеку стать таким? Как стать тем, кто имеет выбор не из «ничего не делать» и «делать что-то, лишь бы делать»? Как вырастить человека мыслящего, умного?

Прилагать усилия к развитию своих чад надо не тогда, когда они идут в одиннадцатый класс и срочно «горит» подготовить их к ЕГЭ, чтобы хоть куда-то как-то устроить ребёнка и чтобы он сам успел хоть что-то выучить (за год... выучить то, что должен был систематически получать и усваивать в течение десяти лет), а тогда, когда он только родился. Не засыпать его прикладным материалом (пусть разгребает дорогостоящую макулатуру и узнаёт всё о мире сам), не перекладывать обязанность по воспитанию детей на воспитателя детсада или учителя школы, а проводить время с ребёнком и участвовать в его жизни.

Образование и новое поколение мусульман

Обязанность каждого мусульманина как родителя, как наставника (и наставницы) своей семьи – прививать любовь к знаниям, к центрам культуры, к искусству, к истории. Эти места помогают человеку узнать историю, а, как известно, без знаний о прошлом нельзя построить будущее. Скептики скажут, а строгие мусульмане упрекнут, что есть в искусстве много запретного, но ведь мы вправе выбирать то, что нам подходит, и отделять зёрна от плевел, на что нам и дан ум, вероятно. Уточним, речь идёт о театрах, музеях и галереях, где, например, есть обнажённые статуи и девы на картинах, но ведь можно заранее узнать, где и что находится и какие залы с экспонатами можно пропустить.

По своему личному опыту скажу, что в Дагестанском музее изобразительных искусств, куда мы попали с сыном в его девять месяцев, мне, уважая мой хиджаб и маленького ребёнка на руках, сразу сказали, что стоит проигнорировать зал эпохи Возрождения. В итоге мы с интересом обошли и внимательно осмотрели все дагестанские экспонаты, то бишь скромнейшие кувшины, наряды, ковры, утварь и, конечно, картины, где самые выдающиеся художники изображают победы имама Шамиля (къ.с.). Мне кажется, в таком приобщении к культуре нет ничего непристойного, более того, можно узнать много нового благодаря своим детям, которым в жизни, новой и неизведанной, интересно всё.

Образование и новое поколение мусульман

Дети задают вопросы и заставляют наши головы оживать, пробуждаться ото сна, в котором мы благополучно живём годами, занимая мысли проблемами быта, обеспечения семьи и узкопрофильной работы. Что делать, если музеев в городе немного и галерей парочка, если Эрмитаж и Третьяковская галерея немногим ближе, чем Лувр? Ну, для начала ознакомиться с тем, что есть, а затем воспользоваться бесплатной возможностью поиска информации, в практически неограниченном количестве имеющейся в Интернете, и прогуляться онлайн по музеям, увидеть всё на видео и фотографиях. К сожалению, не у всех есть возможность даже раз в год, в несколько лет, покинуть зону комфорта, уехать в соседний городок, узнать о жизни что-нибудь новое и интересное и поделиться со своими детьми. Билет на самолёт купить мы, может, и не сможем, но научить ребёнка отыскать целый мир, великое множество миров в бесконечности книг мы можем себе позволить.

Раньше, для того чтобы получить доступ к важнейшим и величайшим источникам информации, приходилось идти в библиотеку, заказывать книгу, ждать её с неделю, а потом тихонько по 30–40 страниц читать, согнувшись на неудобном стульчике в читальном зале вплоть до тёмной ночи. Какая сейчас проблема, в наш-то век высоких технологий? Зашёл в Интернет, ввёл запрос – и читай в своё удовольствие днями и ночами напролёт, сидя в кресле с чашкой чая. Но наличие возможностей не всегда означает умение их оценить и использовать правильно. Ведь гораздо проще усадить четырёхлетку с айпадом в руках и мультиком, от которого вянут уши и зря портятся глаза, и он просто сидит как зомбированный, никого не трогает и никому не мешает. Это проще, чем научить его любить читать книги, думать о прочитанных произведениях, обсуждать их вместе. То же самое – кино и мультфильмы: их тоже можно найти, подобрать такие, которые не навредят психике ребёнка, научат его различать добро и зло, расскажут интересное обо всех уголках земли.

Образование и новое поколение мусульман

Если не проявлять интереса к тому, что смотрят наши дети и чем увлечены, если не помогать найти правильное, мы просто их потеряем, а потом будем мучительно вопрошать, что же пошло не так и что мы сделали неправильно.

Необходимо отметить, что, когда ребёнок получает информацию через электронное устройство, это всё равно вредно для неокрепшего детского организма, как бы ни уверяли нас производители в безвредности их техники, поэтому необходимо ограничивать время, отведённое на общение детей с гаджетами.

Как мы можем развивать ребёнка в условиях города? Отправлять детей изучать Коран и исламские дисциплины, но не забывать про все остальные предметы и ругать за халатность в отношении и тех, и других. Рассказывать и показывать историю посредством экспонатов, книг и кинофильмов. Знакомить детей с окружающей средой, животным миром; если для этого нет возможности в селе, то хотя бы прибегая к помощи контактных зоопарков, чтобы дети имели понятие о том, как выглядят курочки и барашки, и хотя бы знали, что сыр и молоко производят не магазины, а козочки и коровки. Даже простая прогулка лучше сидения за компьютером с утра до ночи! 

Образование и новое поколение мусульман

Деньги можно потратить на детский клуб, где всё ярко и шумно и есть улыбчивая тётенька, которая окунёт с головой ваше чадо в пластмассовые шарики сомнительной чистоты; можно потратить на книги, с которыми вам придётся повозиться и посвятить своё драгоценное время своему же дражайшему дитятке, чтобы показать каждую собачку и каждый самолётик, промяукать и прокрякать; а можно, сэкономив деньги на походах в сомнительные развлекательные комплексы (заметьте, всего-навсего развлекательные, а вовсе не познавательные), съездить на несколько часов за город, чтобы отдохнуть на природе, где чистый воздух.

Средства надо вкладывать в развитие и образование детей и заниматься этим самостоятельно, оставив заблуждение о том, что какая-то женщина с непонятным дипломом непонятной организации якобы сможет сделать за вас всю работу в тех же самых грудничковых развивашках.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табарани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним призывают нас сотни хадисов. 

Почему надо развиваться и стремиться к знаниям со своими детьми? Потому что обществу нужны такие мусульмане, знающие всё и обо всём, сведущие во всех отраслях и науках, охочие до движений и познания. В движении заключена жизнь, а особенно в движении и стремлении к росту. Только построив общество, в котором будут жить и трудиться образованные и мудрые люди, мы сможем обеспечить достойное будущее Исламу.