Настоящий учитель: учит и учится

Жизнь – это урок, и каждый, кого мы встречаем на этом пути, становится нашим учителем. Но если говорить о важнейших знаниях, которые мы получаем, то сначала это знания, полученные в первые годы жизни от родителей, а потом наступает время, когда появляется в жизни первое образовательное учреждение, которое закладывает основные знания о мире и его устройстве.

Именно поэтому важно, что именно будет подано юному искателю знаний. И, конечно же, важно, кем будет преподнесена информация.

Сложно говорить об идеальном учителе, ведь как таковых идеальных учителей нет – в силу человеческого несовершенства, наверное. Однако есть те, которые максимально достойно справляются с этой важнейшей задачей и помогают воспитать и вырастить любовь к знаниям и стремление к поиску знаний в каждом ребёнке, которого взяли под своё крыло.

Прежде чем говорить об учителе, его работе и стараниях, считаем необходимым обратить внимание читателей на следующее. Работать с детьми, которые приучены к книгам и чтению или хотя бы к систематическому восприятию информации (в форме сказок, рассказов, басен и стишков), гораздо легче, чем с теми, которые пять минут не в состоянии усидеть перед раскрытой книгой.

Можно, конечно, обвинить учителя в лени и нежелании тратить силы на ребёночка, но, как учитель первого класса, могу назвать хотя бы одну причину, по которой дети с разным уровнем подготовки тяжело уживаются в одном классе. Те детки, которые уже умеют бегло читать, сидят и смотрят на один и тот же стишок минуту за минутой и умирают со скуки, в то время как детки, еле различающие буквы, напряжённо пытаются озвучить соединение двух буковок «б» и «а». Со временем, как ты ни старайся, разрыв остаётся, и более успевающие в учёбе детки начинают с пренебрежением относиться к отстающим по программе. Естественно, работа ведётся колоссальная, и это всё со временем можно побороть и преодолеть, но ведь гораздо проще подготовить ребёнка к школе, а потом, чувствуя свою заслугу, собирать похвалы и благодарности от педагогов и знать, что ты действительно дал лучшее своему ребёнку и самое ценное – время и силы. Но вернёмся к учителю и рассмотрим, каким он всё-таки должен быть, чтобы его запомнили и чтобы память о нём не раздражала, а грела душу, чтобы в будущем у повзрослевших ребят всплывали в памяти лучшие и светлейшие картинки прошлого, которое создал для ребёнка первый (и не только первый) учитель.

Учитель – живой человек со своими заботами и проблемами, с такими же недомолвками с руководством, низкой и нерегулярной зарплатой и, как правило, увы, совершенно неблагодарным отношением со стороны учеников, родителей и общества в целом. Но учитель не слесарь, не водитель такси и не дворник (все эти профессии, бесспорно, важны и хороши, но уровень требований совершенно разный), и потому не имеет никакого права поворчать под нос, огрызнуться или прикрикнуть на своего воспитанника лишь потому, что дома ждут проблемы и вообще жизнь складывается не лучшим образом. Обязанность учителя – постараться максимально абстрагироваться от всего, кроме донесения знаний до умов детей и неустанного контроля за их успеваемостью и развитием.

Позволю себе немного поделиться опытом общения с учителями и своим собственным, пусть и небольшим опытом работы в школе. 
Хвала Всевышнему за мою первую учительницу, она научила нас, одноклассников, дружить и всегда знала, кто и чем занят на уроке. Я не помню её сидящей на стуле – похоже, он был частью декора школьного класса или вешалкой для её пальто. Она была совершенно особенной, трудолюбивой, и, знаете, она была страстной, какой может быть только учительница с большой буквы, настоящая и такая увлечённая, жадная до огонька интереса в глазах учеников! Казалось, будто для неё нет больше ничего, кроме нас и школы. Но у неё было трое детей и множество внуков, были супруг, родные и друзья. При этом она уникальным образом, совершенно невероятно, успевала всё и всегда. Она подарила любовь к писательству, к созиданию и научила нас не просто говорить, а думать и грамотно излагать мысли, доносить свою точку зрения до окружающих и при этом оставаться дипломатичными и скромными. Она всегда мыслила нестандартно, выходила за рамки предложенного, и это было достойно восхищения, это было лучшим примером самоотдачи в моей жизни – после родителей, конечно. Если заданием было – писать с детьми сочинение, то это была красивейшая из тетрадей: мы писали рассказы от лица кошечек, башмаков, рыбок в аквариуме. Возможно, это звучит странно, но, как оказалось, полезно уметь поставить себя на место кого-то и попытаться увидеть мир его глазами, с разных сторон, а не только описывать последовательность событий вроде: «Маша пошла гулять. У Маши испачкались туфли. Маша пошла домой». 
Позже, в старших классах, приходило и уходило много учителей, и мы научились разбираться в людях. Нас нельзя было обмануть; юношеский максимализм, обострённое чувство справедливости и немного спеси подростков – эти качества позволяли сразу вычислить тех, для кого преподавание было глубоко безразличной рутиной, и тех, кто был готов сидеть с нами дни напролёт, лишь бы мы хоть что-то запомнили и усвоили.

В университете для меня стало совершенно очевидно, что есть те, кто знают и делятся знаниями ради благой цели, ради просвещения человечества; есть те, кто знают меньше нашего, и совсем непонятно (хотя нет, как раз-таки совершенно очевидно), как они туда попали; есть третьи – знающие и очень образованные, но готовые делиться знаниями только за дополнительную плату. Пусть это резко и довольно откровенно, но это суровая правда жизни. Наверное, главной наградой для учителя должно быть довольство Всевышнего и самоотдача, усвоение учениками материала, а не нажива, не так ли?
Ещё один этап общения с учителями назову периодом наставничества, потому что это были три мои учительницы, не просто обучившие правилам чтения Корана, но и взрастившие во мне любовь к Священному писанию и укрепившие мою веру во Всевышнего и любовь к Нему и особенно к его посланнику, Пророку Мухаммаду (саллялаху алейхи ва саллям). Я пришла в мечеть в кривенько повязанном хиджабе, подошла и быстро выпалила: «Где тут наставника найти? Мне нужно найти себе наставника». Девушка, добрая, с опущенными к Корану глазами, посмотрела на меня и улыбнулась, сказав, что начинать свой путь надо с правильного чтения молитв в намазе, ведь это обязанность. И в тот же час у меня появилась моя первая муалиматун (учительница), которая преподала мне первый урок исламского терпения и скромности, а главное – доброты, какую я раньше не встречала. Каждый урок давался с большим трудом, в первые недели было особенно тяжело, и казалось, язык сломается, и «одноклассницы» подшучивали. Но муалиматун всегда говорила: плохо не спросить то, чего не знаешь, а плохо молчать и не знать, а главное – нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах смеяться над сёстрами, ведь знания наши – это милость Аллаха, Его дар, а не наша великая заслуга, и гордыни нет места среди мутаалимов (учеников) и вообще между единоверцами. «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и мусульманки» (Бухари). 

Самым запоминающимся для меня было то, что если кто-то заговаривал о Пророке (саллялаху алейхи ва саллям), отвечая на вопрос, муалиматун было сложно удержаться и не рассказать ещё парочку хадисов. Этим она наполняла наши очерствевшие сердца теплом и любовью к лучшему из людей и к Тому, Кто нас создал. Слёзы часто катились по её щекам, когда она рассказывала о том, как притесняли Пророка (саллялаху алейхи ва саллям), и о том, каким бесконечно милосердным он был, о том, как его любовь и прощение исцеляли людей от злости и заблуждения и возвращали на путь истины, альхамдулиллях. 
Наши наставницы в мечети... Всевышний просто подарил их нам, подарил бесценное время в их обществе, позволил видеть их и стремиться к ним, следовать их примеру и становиться лучше, терпимее и терпеливее к жизненным трудностям, благодарнее за все дары, что раньше не ценили. Именно таких учителей я видела и стремилась стать такой же или хотя бы отдалённо походить на них в поисках чистоты и любви к ближним.

Став учителем, получив эту ответственность и возможность поделиться с детьми знаниями, всегда старалась оставить все заботы за воротами школы и прийти туда такой, будто я принадлежу только им и только для них стараюсь. Мысль трудиться ради Аллаха, постараться соединить в себе знания учителей светских школ и праведность наставниц в Исламе – вот что меня вдохновляло, и, наверное, именно это должно и может стать источником сил для каждой учительницы-мусульманки.

Важно помнить, что даже тонны прикладных материалов, сотни книг по педагогике и три высших образования не сделают учителя хорошим. Только желание и упорство помогут достичь положительных результатов в учёбе ваших воспитанников, учеников; только терпение согреет их и только забота с любовью помогут сохранить искренность и чистоту их сердец.

Учитель должен помнить, кто он, никогда не становиться «дружочком» и «своим в доску парнем». Учитель – это старший товарищ, тот, кого должно слушаться и уважать, и тот, с кем можно поделиться наболевшим и на чью поддержку можно рассчитывать. Только будучи богобоязненным и внимательным, можно предостеречь ученика от дурного и наставить на хорошее. Сохраняя в душе достоинство и свет, тратя физические и душевные силы, поддерживая и любя, – только так можно стать хорошим учителем.