Мы не идеальны, но…

 

Почему иногда так обидно разочаровываться в людях? Может быть, в этом виноваты мы сами? Может, причина в том, что мы сами идеализируем людей, хотя знаем, что все люди, кроме пророков Аллаха, небезгрешны? И можем ли мы облагораживать свои нравы или всё предопределено свыше и мы ничего не решаем, а всего лишь плывём по течению?

На мысли об этом натолкнул следующий случай. Как-то раз позвонила по указанному в объявлении номеру, чтобы узнать поподробнее и договориться об оказании услуги. При разговоре я что-то не расслышала и переспросила.А в ответ услышала грубую речь:«Звоните откуда попало, вот и не слышите. Не нужно ко мне с улицы или из маршрутки звонить». Я сказала: «Хорошо», – и отключила телефон. На душе стало тоскливо, обидно и даже больно.«А почему?» – задала я себе вопрос. Ведь ничего особенного мне девушка не сказала, не оскорбляла, не обзывалась, не кричала. Так почему же меня так расстроил всего лишь грубый ответ? Потому, решила я, что я такого тона от неё не ожидала. Я об этой девушке от других людей слышала только хорошее. Зная её как воспитанную женщину, я не ожидала от неё ни грубости, ни хамства, ни оскорбления. Поэтому и стало так обидно от её слов. 

Тогда, может, не надо идеализировать людей? Может, не нужно доверять всем и каждому? Может, надо быть настороже, быть готовым ко всему? Ведь не зря говорят: «Предупреждён – значит вооружён».
Но разве этому нас учит наша религия? Разве не доверять каждому нас учил милостивейший из людей, наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)?

Мы знаем ,что в нашей религии много внимания уделяется благому нраву. Об этом есть много хадисов. Приведём лишь малую часть.

Передают со слов Абдуллаха бин ‘Амра (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин – тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, к лучшим из вас относятся те, у кого наилучший нрав» (передали аль-Бухари и Муслим).

И ещё один хадис о благом нраве: «Поистине, больше всех из вас я люблю наиболее благонравных!» (передал аль-Бухари).

Как мы видим, в Исламе уделяется очень большое внимание улучшению своего нрава.

Как же прекрасна наша религия и как же несовершенны мы - люди! Да и можем ли мы быть всегда идеальны? У нас может быть плохое настроение, неудавшийся день, проблемы в семье или на работе. Ничто человеческое нам не чуждо. Мы болеем и выздоравливаем, поднимаемся по карьерной лестнице и получаем выговоры, встречаем на пути преграды и преодолеваем их. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то больше, а кто-то меньше, кто-то умнее, а кто-то не очень, кто-то добрее, а кто-то нет. Все мы разные.

Можем ли мы обвинять друг друга в том, что не все из нас добры и благонравны? Ведь какими бы мы ни были – нас такими создал Творец. Это, в частности, касается внешности, таланта, ума и даже характера. Добрые мы не потому, что мы так хотим, а потому, что Всевышний одарил нас таким характером. Умны и талантливы тоже не по собственному желанию, а опять же по милости Творца.

Но тут можно спросить: может, тогда никто не виноват и в том, что проявляет грубость, или в том даже, что совершает преступления? Такой человек вполне может ссылаться на то, что всё было предписано, предопределено заранее и что он не виноват в том, что Аллах создал его таким. Вряд ли кто обвинит слепого в его слепоте, а глухого – в том, что он не слышит.

Можно задать и ещё один вопрос: а у нас есть возможность выбора или всё уже давно предопределено, в том числе и наше поведение?
Приведём ещё один хадис. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам, вернувшимся домой после сражения с неверующими: «Добро пожаловать! Вы вернулись с маленького джихада на большой джихад». Сподвижники спросили: «А что это за джихад?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это джихад с нафсом» (Байхаки, Дайлами, Хатиб).

С нафсом, который тянет нас ко всему плохому, нам и следует постоянно бороться, так как любой человек, будь он мусульманин или нет, каждый день, каждую минуту и даже секунду стоит перед выбором. И выбор заключается не только в том, что есть, куда ходить, во что одеваться, что читать и смотреть, с кем общаться, каким тоном вести это общение, но и в том, приносить ли пользу окружающим тебя людям или держаться отстранённо, а может, даже приносить вред.

Выбор есть почти всегда и почти у каждого. И один из самых важных выборов – это выбор: жить ради собственного благополучия или жить, принося пользу тем, кто тебя окружает, даже если они не мусульмане. Ведь благонравный мусульманин всегда является примером для тех, кто ещё не определился с выбором правильного пути, а грубость и хамство, неуважение к другим и высокомерие, да и любой проступок последователя Ислама, ведущего себя недостойно, лишь отдаляют других от нашей религии. И многие, оценивая поступки мусульман, оценивают и нашу религию – Ислам. Мы, мусульмане, – лицо Ислама. А так как Ислам – религия мира и созидания, самая совершенная религия, в которой нет места всем порокам человечества, то мы и не должны ударить этим лицом в грязь, помня о том, что по нам судят об Исламе в целом.

Добрый нрав, на мой взгляд, «заразен», ему хочется подражать. Нужно стараться быть добрее ко всем, постоянно бороться со своим нафсом и стараться стать лучше ради довольства Создателя.