Российская умма. Мусульмане Миасса

Город Миасс, четвёртый по величине в Челябинской области, был основан на месте золотых приисков, при Миасском медеплавильном заводе купца Лугинина в 1773 г. Открытие в Миасской долине месторождений золота превратило его в крупный центр золотодобывающей промышленности.

О жизни миасских мусульман рассказывает имам-хатыб Местной мусульманской религиозной организаций «Махалля-мечеть» при ЦДУМ России Ахмад-хазрат Хасанянов.

 

– Появление постоянного мусульманского населения было связано с подъёмом металлургической промышленности на Южном Урале в конце девятнадцатого столетия, с притоком татар и башкир на заработки из малоземельных районов России. Большинство местных мусульман работали на металлургическом производстве и в горнодобывающей промышленности, занимались наёмными и подёнными работами, сельским хозяйством, торговлей. Исторически Миасс и большая часть Челябинской области принадлежали башкирскому народу. Само название города и реки Миасс, на котором он стоит, имеет башкирское, а ещё раньше – иранское происхождение, как и многие другие названия городов и рек Южного Урала.

Соборная мечеть была построена в Миассе в 1894 году. Её каменный минарет, многогранная башня на кубическом основании, был украшен фризом с геометрическим рисунком, балконом с декорированной кованой решёткой, шлемовидным куполом со шпилем. 

Первым имамом города стал Салахитдин Баширов. Он же основал в Миассе медресе и типографию, где печатались книги на арабском, татарском и русском языках. В городе издавалась религиозная и научно-популярная литература. Среди изданных в Миассе книг – сочинение Али ал-Кари «О святом Хизре», трактат Марата Муртазина «Опровержение секты материалистов и разъяснение их положения», «Сборник XIV века», «Чудеса мира» Ахмеда Габди. Сам Баширов был широко известен на Урале как просветитель, его другом был Акмулла Мифтахетдин, крупнейший поэт-философ башкирского народа. Однако в 1925 году советская власть закрыла единственную мечеть города. Конечно, это была великая утрата для правоверных горожан.

 

–  Сколько сегодня в Миассе мусульман, кто они по национальности? Какое из направлений Ислама исповедует большинство уммы?

         – Сегодня в Миасском городском округе проживает более 160 тысяч жителей, из них около 16 тысяч этнических мусульман, в основном суннитов. Это башкиры, татары, узбеки и таджики.

 

– Расскажите, удалось ли сохранить историческую мечеть, построены ли новые?

– Мечеть, построенная в конце девятнадцатого века, сгорела. На её территории была построена школа. Уцелел только каменный минарет, сегодня он по праву стал одной из достопримечательностей города, это один из самых красивых минаретов на Урале.

А вот действующей мечети в Миассе до сих пор нет. В советское время мусульмане читали пятничные и праздничные намазы на площади перед мусульманским кладбищем. Сейчас у нас есть небольшой молельный дом, вмещающий полсотни человек. Естественно, этого недостаточно. Поэтому для совершения пятничной молитвы мусульмане вынуждены ездить в соседние города, туда, где есть мечети. К сожалению, для некоторых это становится оправданием, они пропускают обязательные молитвы. Для праздничных намазов на Рамазан и Курбан-байрам миассцы до недавнего времени вынуждены были арендовывать спортивный зал в Доме культуры, хотя это помещение абсолютно не соответствует канонам нашей религии.

 Но Всевышний Аллах слышит молитвы и дарует Свою милость тем, кто старается ради Его довольства. Около трёх лет назад на окраине Миасса, в посёлке Селянкино началось возведение новой мечети. Она вместит около 300 человек. Осталось провести работы по внутренней отделке, подвести газ. Мечеть строится на пожертвования прихожан. Последние годы в праздничные дни мы собираем людей на территории возводимой мечети. Читаем проповеди, совершаем коллективную молитву, накрываем столы с угощением, раздаём неимущим мясо жертвенного животного. Благодаря всему этому прихожане ощущают вкус исламских праздников, чувствуют дух мусульманского единства. Я вижу, какое это счастье, особенно для пожилых людей, собственными глазами лицезреть возводимую мечеть, символ возрождения Ислама в нашем городе.

 

– Что делается для повышения уровня религиозных знаний прихожан?

– В последние годы люди стали больше ходить в наш молельный дом, интересоваться Исламом. Для всех желающих у нас действуют воскресные занятия по изучению Корана и основ Ислама. Для детей дополнительно проводим праздничные уроки и викторины. Активные сёстры проводят лекции на темы нравственности, учат мусульманок правильно повязывать платок, женское головное покрывало, организовывают сбор еды и одежды нуждающимся семьям. В Коране сказано: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве» (сура «Трапеза» – «аль-Маида», аят 2).

Традиционно на Урале, в Поволжье и во многих других регионах России Ислам распространялся на татарском языке. Несмотря на то, что в Миассе выросло не одно поколение татар и башкир, сегодняшняя молодёжь часто не знает родного языка. Таджики, которых немало среди прихожан, также не понимают татарского, их родной таджикский – вариант фарси, персидского языка. Моя задача, как имама, – доступно и без искажений донести знания о религии Аллаха. Поэтому сегодня уроки по Исламу в нашем городе ведутся на русском, этот язык знают все те, кто вырос в бывшем Союзе.

 

– Последние годы светские СМИ часто негативно говорят об Исламе. Пытаются ли миасские алимы изменить представление о мусульманах в обществе? И вообще, нужно ли работать в этом направлении или сегодня у мусульман есть другие, более важные проблемы и задачи?

– Наша главная задача сегодня – объединить мусульман в религии и на пути совершения благих дел, найти точки взаимодействия с остальным населением города. С 2013 года миасские мусульмане участвуют в общественных городских мероприятиях: в Дне города, в национальном празднике Сабантуй, в конференциях по профилактике экстремизма. Подписано соглашение о социальном партнёрстве между администрацией города и Духовным управлением Челябинской области. Благодаря поддержке администрации города удалось отремонтировать проблемные участки дороги, ведущей к мусульманскому кладбищу.

Несомненно, мусульманам нужно заявлять о себе, защищать честь своей религии. В мае прошлого года в городе начал работать «Союз татарской и башкирской молодёжи г. Миасса», цели создания которого – изучение культуры и языка своего народа, возрождение и сохранение традиций. В этом году, если на то будет воля Всевышнего, недалеко от центра города будет выделен новый участок земли для строительства ещё одной мечети. Именно мечети являются мостами для диалога культур, здесь люди разных национальностей и религий учатся взаимному уважению и сотрудничеству. В суре «Преграды» Всевышний Аллах учит нас: «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (сура «Аль-Араф» – «Преграды», аят 56).

 

http://islam-miass.narod.ru/