ЗАЧЕМ УВАЖАТЬ СТАРОСТЬ?

Представьте, что все вокруг младше вас. Все годятся вам в дети и во внуки. Никто из окружающих не представляет, что такое дисковый телефон, не понимает, как можно жить без пластиковых карт, а из Брежневых знает только Веру. В то же время и вы не всегда понимаете, о чём окружающие шутят, говорят и спорят. Получается - одиночество в толпе. Его невозможно понять теоретически, только - дожив до него...

Подобные мысли посетили меня как-то в метро. Напротив сидела старушка. Она была сильно в летах. И, будто споря с годами, сильно накрашена – тени, помада, румяна. Аляповатый макияж выдавал уже непослушную руку, которая его накладывала… Старушка смотрела задумчиво, куда-то вбок.

Сначала она привлекла внимание этой своей наивной «косметической» попыткой вернуть молодость. А потом мне вдруг подумалось, что, возможно, сейчас во всём поезде нет ни одного пассажира старше неё или хотя бы её ровесника. Все – моложе! Может, оттого и взгляд у неё был печальный?

 

Что старый, что малый.

Пожилых часто сравнивают с детьми, – дескать, и медлительны, и несообразительны, постоянно что-то теряют, едят неаккуратно, говорят невнятно. Только у ребёнка всему перечисленному предшествует «ещё», а у стариков – «уже»…

Они (старики) со временем начинают отставать от общего движения. Как автомобиль, замедляющий ход на ревущей магистрали. Ему сигналят, обзывают на все лады. Он начинает тесниться к обочине, понимая, что не должен быть помехой на дороге. Так, на этой «обочине» и останется, если не найдёт заботы и понимания.

 

«Старикам везде у нас почёт!»

Это – слова из советской песни. Интересно: в то время, если заходила речь о мусульманах, обычно отмечали, что «они любят гостей и уважают старших». Это были отличительные черты приверженцев Ислама.

Хочется верить, что и в наши дни два этих качества присущи мусульманам. Ибо мы помним: «Кто жесток к младшим и не уважает старших, тот не из нас!» (Тирмизи, Бирр, 15).

Уважение к пожилым – отдельная работа. Она не только в том, чтобы встать, когда старший заходит в комнату, или спросить совета перед важным шагом. Но и в том, чтобы терпеливо (в который раз) выслушать воспоминание о молодости; спокойно повторить ответ на один и тот же вопрос; извиниться в ответ на упрёк, даже если не виноват; позвонить без повода; выслушать жалобы на здоровье, соседей и современные нравы; свозить в поликлинику или ближайший сквер; просто подарить теплую улыбку…

«Внимательно относитесь к слабым и бедным, ибо благодаря их существованию Господь помогает вам и оказывает вам свою милость!» (Абу Дауд, Джихад, 69).

 

Корневая система.

Почему же наши старшие – Милость Аллаха? Может, потому что дети видят стариков и понимают, что в жизни есть дряхлость. Молодёжь общается с ними и понимает, что дряхлым может стать тело, но не всегда - душа. А зрелые люди приходят к мысли, что надо торопиться с добрыми делами, пока есть силы.

Аллах, по Своей Мудрости, установил, чтобы в старости человек постепенно отходил от активных дел. Чтобы, готовясь к окончательному уходу, начинал ощущать некоторую оторванность от дуньи.

Некоторую, но не полную. Ведь у людей, поживших на свете, куда больше и знаний об этом мире. Они готовы делиться нажитым опытом, более того, не могут не делиться. Возможно, в этом – их последняя жизненная задача, а также… милость Аллаха: для них и для нас.

«Старость опытом богата», - говорится в пословице. Так было у всех народов, во все времена. Именно старшие, уходя, передавали жизненно важные знания - те, которые помогали народам возрождаться после очередных катаклизмов. Ведь: «Если бы не было полусогнутых стариков, грудных младенцев и животных, пасущихся на лугах, на вас бы нескончаемым потоком изливались различные беды» (Хайсами,10/227).

Забота о наших стариках – это забота о корнях родов, народов, Уммы. А где корни крепки, там и зелень будет здоровой, иншаАллах.