Почему неофитки другие

Мне пришло письмо одной неофитки мусульманки, которая восемь лет назад приняла ислам. Она попросила его опубликовать, потому что ей кажется, что ее откровения могут помочь этническим мусульманам понять новообращенных. А самим новообращенным облегчит первые годы жизни в новом статусе — статусе верующих мусульманок.

Я согласна с этой девушкой, поэтому беру на себя смелость ознакомить вас с этим довольно неоднозначным посланием. С согласия Ольги я отредактировала ее письмо и добавила туда еще некоторые моменты из моей устной беседы с другой моей подругой неофиткой.

«До сегодняшнего дня я ни разу не была даже близка к тому, чтобы пожалеть, что приняла ислам. Хочу начать свое письмо именно с этого, потому что дальше я опишу свою не очень легкую жизнь в исламе и не хочу, чтобы вы подумали, что я жалею о его принятии. Нет, он мое счастье, моя удача, мой счастливый билет. Однако, когда я его принимала, я совершенно не представляла, что будет настолько нелегко. С самим исламом, опять-таки, у меня нет никаких проблем, чего-то такого, что мне было трудно принять, тоже не было. Я легко и с радостью стала совершать намаз, довольно быстро полностью покрылась, пост в Рамадан и прочие обязанности не были для меня каким-то затруднением.

Трудным оказалось другое: я не обладала характером, воспитанием, нравственностью и менталитетом, свойственным мусульманам. У этнических мусульманок все это передается чуть ли не с молоком матери.Даже если семья не религиозная, все равно во всех этнически мусульманских регионах дети воспитываются в культуре, которая стоит на исламской платформе. Я же воспитана совершенно иначе. Я была современной девушкой, которая жила также как другие современные, городские девушки. То есть вообще по-другому.

С этническими мусульманками общение как-то сразу не сложилось, поначалу я даже не понимала почему. Поэтому я объединилась с русскими мусульманками и некоторое время мы дружили своим кружком.

Однако потом я вышла замуж и уехала на родину к супругу. Вот так легко я сказала «вышла замуж», а на самом деле выйти замуж мне оказалось очень непросто, поэтому, видимо, первая попытка в итоге оказалась неудачной.

Где я должна была искать себе мужа? Этнической мусульманке его ищут ее многочисленные родственники, у нее есть подруги у которых все братья мусульмане и тоже могут к ней посвататься, вокруг нее постоянно ходят потенциальные женихи, а у меня не было вообще ни одного знакомого мусульманина мужского пола и у моих русских мусульманок подружек тоже. Выходцев из мусульманских стран регионов и стран я видела только на рыке, ну и во дворе мечети, куда ходила на курсы чтения Корана.

Поэтому когда один араб увидел меня во дворе мечети и подошел посватался — я согласилась, мне казалось, что для определения его, как подходящей партии достаточно того, что по пятницам он ходит в мечеть. Он был из арабской страны, в которой я когда-то отдыхала в качестве туристки, и мне там очень понравилось. Когда он предложил ехать туда жить, я с радостью согласилась.

Я не знала, что между туристическими районами и настоящей арабской страной такая огромная разница. Нет, не в плане комфорта и уровня жизни. В плане образа жизни.

У меня там ничего не получилось. Потому что меня забыли предупредить, что я никогда и нигде не стану полностью своей. Потому что я другая и всегда буду другой до самой смерти.

Я русская мусульманка. Я учусь и меняюсь с самого первого дня, как только приняла ислам. Но то, что я годами воспитываю в себе, этнические мусульмане впитали с первых дней жизни.Это целый список, и я прошу вас его опубликовать, потому что я не сразу поняла, почему у меня не получается взаимодействовать с теми, кто вырос в исламской культуре.

Да, мне были рады, меня любили, меня хорошо принимали, высказывали радость от того, что «вот надо же, русская, а приняла нашу религию», но я много лет не могла понять, чтов том, что семья мужа меня в итоге отторгнула, виновата я — а не они.

Итак:

1. Мы другие, потому что обычно мы не умеем уважать старших. Да, нам с детства говорят, что старших надо уважать. Но те, кто нам это говорит, сами давно уже забыли, что значит — уважать старших. Ну, там бабушку через дорогу перевести, уступить место в метро, придержать тяжелую дверь подъезда... больше ничего об уважении я не знала. Прожив четверть века без навыков выказывания уважения, приобрести их за год-два почти невыполнимая задача. Я все время забывала, что не должна спорить со старшими, что если они не обратились к тебе, не надо самой вступать в разговор, тем более все это при посторонних. Я спорила со свекровью, со свекром, с золовками. Точнее, я не думала что я спорю, я просто высказывала свое мнение. Вот это важно! Меня так растили: если есть мнение — его можно высказать не только тем, кто с ним согласен. Нет, не только можно, нужно высказать. Все эти многочисленные правила уважения я заучивала лет пять. Во втором браке мне удалось это лучше.

2. Мы думаем, что исламская страна это такая страна, где все люди живут по шариату. И, увидев, что это не так, начинаем их учить, как надо жить. И уверены, что они должны с радостью принять наше наставление. Мне другие неофитки тоже потом рассказывали, что с энтузиазмом кидались делать дават и свекрови и свекру, и всем, кого в доме родственников мужа встречали. Мы думали так надо: увидел что-то неправильное — исправь, хадис такой есть. Такому хадису нас научили быстро, а вот воспитанности и скромности учиться пришлось самим и годами.

3. В большинстве мы, неэтнические мусульманоки, не скромные. Даже самые скромные из нас все равно эту скромность носят глубоко внутри. Мы привыкли считать, что скромными выглядят люди закомплексованные, но это не одно и то же, и в различных ситуациях это проявляется. Просто у нас нет практики проявления скромности в поведении, в том, как мы ходим, сидим, говорим, смотрим. Мы ведем себя так, как привыкли с детства, а нас растили раскрепощенными. Кто-то не смог раскрепоститься, но я еще в песочнице вполне удачно справилась с этой задачей. До сих пор стыдно вспоминать, какие ужасные ошибки я совершала просто из-за того, что не знала, как вести себя скромно. Я думала, я уже скромная, потому что покрытая и не гулящая.

4. Чаще всего отношения с мужчинами мы привыкли строить так же как с женщинами. Только с мужчинами мы привыкли еще и флиртовать, хоть немножечко, хоть капельку. Вынести мужчин за границы своего круга, всех кроме махрамов, мне лично было очень сложно. Я с песочницы дружила преимущественно с мальчишками и по жизни моими лучшими друзьями были представители сильного пола. Поэтому первое время я братьев мужа, его друзей, которые приходили в гости, воспринимала так же как привыкла в своей прошлой жизни. У меня не было с ними дистанции, которая считается приличной во всех мусульманских странах и регионах. Я же очень долго считала, что достаточно того, что я перестала флиртовать с посторонними мужчинами. Даже нет, не достаточно, я думала одно это уже достойно того, чтобы мне памятник воздвигли или хотя бы медальку дали. Разумеется, я дала повод сплетням о себе и ревности своего супруга, которая с моей точки зрения была оскорбительна и неуместна».

Это то, то я смогла взять для публикации из длинного письма и продолжительной беседы. От себя же хочу добавить к этому письму следующее: у большинства современных девушек, которые принимают ислам, действительно всего перечисленного нет. Я даже думаю, мы далеко не все пункты тут перечислили. Мы не виноваты в этом, ведь мы не родились в семье с исламской культурой. А этнические исламские группы тоже не виноваты, когда им трудно нас принять. Они привыкли оценивать людей по своей шкале, а мы привыкли, чтобы нас оценивали по той под которую с пленок растили нас.

Но мы в меньшинстве, и,помятуя о том, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», именно нам необходимо учиться вести себя правильно. Только трудность в том, что нам никто не рассказывает, что конкретно мы делаем не так.

Этнические мусульмане не могут представить себе, что нас растили иначе. Они это знают, но не понимают, как это в деталях. Так же как мы не можем сразу понять, что делаем что-то не так, так же и они не сразу понимают, что мы себя ведем неправильно, не потому что мы плохие, распущенные, невоспитанные, а потому что мы просто как новорождённые дети, которых надо всему учить, хотя внешне мы вполне себе взрослые девушки.

Вы наверное много раз видели популярный в кинематографе сюжет: в интеллигентную семью горожан приезжает сельская неотесанная родственница. Вспомнили? Когда мы вливаемся в исламское общество, мы выглядим так же, как эта незадачливая селянка, сколько бы не было у нас образований и даже научных степеней.

Как можно облегчить себе первые годы в исламе, если ты неофитка? Нужно искать советов у тех, кто их уже прошел. Нужно просить помощи у этнических мусульман.

И мне кажется, что, может, имеет смысл написать побольше статей на эту тему, которые детально расскажут, как проявляется скромность, воспитанность и прочие исламские добродетели. А пока вы не научились вести себя как все, в вашем новом сообществе, лучше побольше молчать, и побольше наблюдать за другими.

Musulmanka.ru