Весна в мире наступила с рождением Посланника Аллаха!

Мир ему и благословение!

Мы вместе со всем исламским миром радуемся месяцу рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) - самого лучшего творения Аллаха, являющегося весною для этого мира, не покинет он его до Судного дня.

Весна бывает двух видов: весна - это время года, идущее после зимы, вслед за которым наступает лето; и весна, наступившая для этого мира вместе с рождением Посланника Аллаха - Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), данного нам как вечная милость для миров. Да воздаст Аллах Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) самое лучшее!

В этом месяце мы много говорим о любви к Пророку, поскольку в хадисе сказано: "Не будет вера ни одного из вас полноценной до тех пор, пока он не полюбит меня больше, чем свое имущество, своих детей и всех людей".

В книгах по исламской юриспруденции говорится: "Первое, что обязательно для родителей по отношению к своим детям, - обучить своих детей истории Пророка до того, как научить их совершению молитв".

В Коране Всевышний говорит (смысл):

"Скажи верующим (о, пророк!): если вы любите ваших отцов, сыновей, братьев, супруг, родственников и имущество, которое вы приобрели, и торговлю, застоя в которой вы боитесь, и жилища, в которых вам хорошо жить, сильнее, чем любите Аллаха, Его посланника и священную борьбу за веру Аллаха, - любите настолько больше, что отвлеклись от поддержки Посланника, тогда ждите, пока не исполнится воля Аллаха и Его наказание для вас. Аллах не наставляет на прямой путь грешников, которые нарушают законы Его религии" (сура "Ат-Тауба", аят 24).

В хадисе сказано: "В Раю вы будете рядом с теми, кого любите".

Любовь друг к другу у людей зарождается по трем причинам:

1. красота, которая притягивает;

2. хорошие качества, нравственные достоинства, даже если внешне человек не очень красив;

3. человек, совершивший для тебя добро, даже если он не совсем благонравен. То есть, это ихсан (искренность), появляющийся в сердце человека по отношению к своему брату.

Если одного из этих качеств достаточно для того, чтобы человек полюбил другого, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обладал всеми ими в совершенстве.

Внешний вид его был самым прекрасным, а о характере Пророка сам Всевышний сказал (смысл): "Поистине, ты описан самыми лучшими качествами".

А что касается искренности в любви, то Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спас людей и джиннов, уверовавших в Аллаха и в Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), от вечного несчастья и осчастливил в этом мире.

Если из-за любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний даровал нам такой ихсан, то кто еще способен сделать для нас большее? Также последнему Пророку пришлось испытать множество трудностей, чтобы мы, мусульмане, были счастливы в Исламе. И человек, знающий это и обладающий разумом, не сможет не любить Пророка. Каждый истинно верующий любит Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Если у нас эта любовь небольшая, это только от недостатка знаний о нем. Осознав это, человек должен изучать внешнее описание Посланника, его нравственные качества, его историю. Несомненно одно - все больше узнавая о Пророке, мы с каждым разом сильнее будем любить его.

На примере пня, который стонал, когда Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) оставил его, понятно, что даже этот неодушевленный предмет проникся любовью к Печати Пророка, узнав о его посланнической миссии. Сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), их последователи, а также любимцы Аллаха, познавшие Всевышнего, прониклись к Посланнику истинной любовью благодаря знаниям о нем.

Хасан аль-Басри рассказывал об истории, упомянутой в книгах, "Тоска пня". Пророк во время пятничной хутбы (проповеди) вставал на пень. Но с увеличением числа мусульман совершающих хутбу, появилась нужда построить минбар, чтобы Пророка могли видеть и находящиеся в конце мечети. Тогда все присутствующие услышали стон пня, он был так силен, что стены мечети потрескались. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) успокоил его своим прикосновением.

Сподвижники слышали разговор Пророка с этим пнем. Он сказал: " Если хочешь, я верну тебя обратно в сад, у тебя будут листья, цветы, плоды. А если хочешь, я посажу тебя в Раю, чтобы твои плоды ели любимцы Аллаха ". Пень ответил: " Лучше посади меня в Раю, чтобы мои плоды ели любимцы Аллаха и чтобы я был в вечном мире ". Это слышали сподвижники Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), которые находились вблизи от них. Пророк сказал: "Так и сделаю". Потом поведал остальным сподвижникам: " Он выбрал вечный дар взамен бренному ".

Хасан аль-Басри, когда рассказывал эту историю, плакал, говоря: "О, рабы Аллаха, даже этот пень тоскует по Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) из-за того, что знает его значение и достоинство. Вы ведь больше заслуживаете любви к нему. Из-за людей Пророк испытывал трудности, поэтому мы должны любить его".

Даже дерево из-за любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) оказалось в Раю. А если человек искренне полюбит Посланника Всевышнего, какое вознаграждение его ожидает, знает только Аллах.

Есть и такой пример. Дядя нашего Пророка Абулахаб не любил своего племянника, не уверовал в него, причинял ему и его сподвижникам много вреда. Когда он умер, его увидел во сне другой дядя Пророка, Аббас, который уверовал в Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Абулахаб сказал Аббасу во сне, что за его неверие и нанесение вреда Пророку и его сподвижникам, он сейчас терпит адские муки. Но в понедельник ему бывает легче и дается для питья вода только потому, что в тот день, когда родился племянник (Пророк Мухаммад ), он был этому искренне рад.

Алимы говорят: "Если Абулахаб, вредивший нашему Пророку, не признавая его, получает облегчение в каждый понедельник, то каково же будет вознаграждение тому, кто всю свою жизнь радовался рождению Пророка и возвеличивал месяц его рождения, кто умер, веруя в Аллаха и в Его Посланника? Иншааллах, он будет в Раю".

Любовь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), к его потомкам и наследникам является нашим обязательством, которое приведет нас к милости Всевышнего. А порицание пророков и их наследников - алимов, шейхов и т. д. - равносильно порицанию Аллаха . Почему? Потому что пророков нам послал Всевышний Аллах.

Есть два значения слова "любовь":

1. это болезнь, если она направлена на все мирское, служащее преградой на пути к Аллаху;

2. это лекарство, когда любовь направлена ко Всевышнему, нашему Создателю, Пророку и к тем, кого любит Аллах.

Любовь к Аллаху и Его Посланнику должна быть в сердце, а место для мирской любви - в кармане. Когда происходит наоборот, то на нас наваливаются всяческие беды.

Поэтому в этот благословенный месяц мы не должны ограничиваться чтением мавлидов, молитв, посещением мечети, а потом, выйдя за ее пределы, продолжать грешить. Воздаяние от Аллаха дается нам не за слова, а за искреннюю любовь. Искренность нашей любви к Пророку проверяется тогда, когда мы выходим из стен мечети. Нет сомнения, что у каждого му'мина есть любовь к Аллаху и Пророку, но важно то, чтобы эта любовь преобладала над любовью к мирскому.

В Шариате есть такое правило: деяние расценивается по его завершению и зависит от преследуемой цели. Если цель хорошая, полезная, то это допустимо, а если что-либо совершается во вред, то это запрещено или нежелательно. Например, человек при правильном применении ножа может получить вознаграждение, в противном случае можно впасть в грех.

Человеку нужно понять из хадисов Пророка одну истину, что мирское - это средство, а не цель. В одном из них говорится: " Мирское проклято, и все, что в нем, тоже проклято, кроме того, что относится к поминанию Аллаха , алимов и мутаалимов (обучающихся Исламу) ". То есть, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проклинает и критикует мирское.

В другом изречении Пророка говорится: " Как же хорош мир, являющийся для верующего транспортом. Этим мирским верующий доходит и до своей цели (Рая) и спасается от трудностей этого мира ". Как говорят алимы, если мирское помогает любить Аллаха , исполнять обязанности по Исламу, то оно хорошее, дозволенное, а если мирское отвлекает от поминания Всевышнего и выполнения Его повелений, то, естественно, порицаемо.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: " Любовь к мирскому - глава всех грехов ", то есть от любви к нему рождаются такие грехи, как гордость, скупость и др.

В книгах тасаввуфа говорится, что любить Пророка, алимов, которые являются наследниками Посланника Аллаха, - это одни из самых широких ворот, приводящих к познанию Всевышнего через совершение следующего ду‘а: " О, Аллах, мы просим о любви к Тебе и любви к тем, кто любит Тебя, и любви к каждому деянию, которое приближает нас к любви к Тебе ".

Рассказывается, что Билал-асхаб после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) переселился в Сирию. Однажды во сне он увидел Посланника Аллаха, который спросил его: "Почему ты меня покинул?" Пробудившись, Билал решил вернуться в Медину, где, провозгласив азан, произвел такое впечатление, что все окружающие заплакали так, как плакали только в день смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этот самый момент все словно вернулись ко временам жизни Посланника Аллаха, и из-за любви к нему у них на глазах появились слезы.

Некоторые скажут: "Мы знаем, что нужно любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что нам за это будут блага, хотим любить Пророка, но не знаем как его любить".

Говорят, что человек может полюбить другого, если тот сделает ему что-то хорошее. Из этого следует вывод. Откуда нам все блага, которые мы имеем? От Аллаха, не так ли? Сам Пророк - тоже благо от Аллаха . Поэтому Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе говорит: "Вы любите Аллаха за то, что Он дает вам блага. Вы любите меня за то, что Аллах любит меня".

Это один из путей. Если ты полюбишь Всевышнего, то через Его блага, если у тебя есть разум, ты полюбишь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А когда ты полюбишь Посланника Аллаха, то ты будешь любить все, что связано с ним, и всех, кого он любит.

Есть и такой путь познания Пророка: узнать о его достоинствах, качествах и нравах. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): " Поистине, ты (пророк) описан самыми благочестивыми нравами ". То есть, второй нашей обязанностью является познание Пророка, раз мы из его уммы (общины). Познав его, мы обязательно полюбим его за добрые качества и нрав. Другие пророки желали быть хотя бы рядовыми мусульманами из уммы нашего Пророка. Когда мы удостоились такого почета, разве мы не должны познать Пророка?!

Пророк скучал и тосковал по нам еще до того, как мы появились. Имам Малик передает хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): " Однажды Пророк вышел на кладбище Бакия (которое находится возле мечети Пророка) навестить своих асхабов. У кладбища Пророк сказал: "Как бы я хотел увидеть своих братьев". Тогда асхабы, находившиеся рядом, спросили его: "Разве мы не твои братья?" "Нет, - последовал ответ. - Вы - мои сподвижники, а братья мои те, которые не увидят меня". Вот как Пророк желал нас увидеть. Он сказал: "Я моих братьев опережу в своем хавзе (водоеме) в Судный день. И там их буду ждать ".

Теперь, обратите внимание на этот хадис, в котором говорится: " Но некоторые люди будут отталкиваться от моего хавза, хотя я их там буду ждать, я буду говорить подходите, а они станут отдаляться. Мне скажут: "Ты не знаешь, сколько же они после тебя натворили, сколько изменили?" Тогда Пророк скажет: "Будьте вы отдалены, будьте вы отдалены, будьте вы отдалены! "

Да сделает нас Аллах из числа тех мусульман, которых ждет Пророк у своего хавза. Амин!

Мухаммад Ханафи Гамзатов,
завкафедрой исламской юриспруденции СКИУ