Исламофобия – признак отсталости развитых стран

Исламофобия – одно из ярких проявлений невежества в нашем современном мире. Это разновидность ксенофобии, собирательное определение для различных форм негативной реакции на Ислам, а также связанные с ним общественные явления. Ещё в 1997 году Британский исследовательский центр Runnymede Trust опубликовал доклад «Исламофобия – вызов для всех». Профессор Гордон Коннуэй, возглавивший проект, определил исламофобию как «боязнь и ненависть к исламу и мусульманам, присущие СМИ всех уровней и распространённые во всех слоях общества». 

После терактов, произошедших в Париже 13 ноября, полиция провела во Франции и Бельгии 170 рейдов, в результате которых более 20 человек были задержаны и ещё около 100 помещены под домашний арест. В Брюсселе прошли ночные рейды, целью которых был поиск основных подозреваемых в терактах. Во время операции, проходившей преимущественно в мусульманском районе, были слышны громкие звуки, похожие на выстрелы. Такие же рейды были проведены в Страсбурге. Как стало известно позднее, власти города среагировали на ложную тревогу.

Сообщается, что в некоторых местах скопления мусульман во Франции и за её пределами стали появляться грубые исламофобские граффити. Возникают опасения, что недавние теракты могут привести к росту преследований мусульман по всему миру.

Франции уже довелось испытать всплеск исламофобии после январской атаки на офис сатирического журнала Charlie Hebdo. Всего за первую половину 2015 года количество нападений на мусульман выросло более чем на 20%. В последних исследованиях говорится об атаках на мечети, угрозах убийством женщинам в хиджабах, унижениях, которым подвергаются школьники со стороны учителей, а также об увеличении количества исламофобских высказываний.

Живущие во Франции мусульмане признаются, что боятся за безопасность женщин, носящих хиджабы.

«Некоторые только и ждут такого момента, как сейчас, чтобы проявить свои расистские настроения», – рассказал один из них.

«Все обеспокоены прошедшими терактами. Исламофобия появилась не сама по себе – она была создана. СМИ и политики должны тщательнее подбирать слова», – говорит другой мусульманин.

«Нет никакого «Исламского государства», это варварское государство. Мы – не они», – добавляет он.

Некоторые аналитики считают необходимым обращать внимание на историческую память и стереотипы, влияющие на общественное сознание, в качестве главной причины укоренения темпов роста исламофобии. Когда в западном мире начиная с эпохи Возрождения стало формироваться чувство приоритета индивидуальной, собственной культуры, по отношению к другим культурам началась демонстрация равнодушного отношения. По мнению многих аналитиков, именно это исторически сформировавшееся общественное сознание лежит в корне негативного отношения европейцев к исламу. Связывание сегодня в выдаваемой предвзятой информации и комментариях в западных СМИ каждого совершённого террористического акта и убийства, осуществлённого с призывом «Аллаhу Акбар!», с религией является составной частью конкретной политики. И, к сожалению, такого рода действия зачастую достигают цели, поставленной их авторами: формирование негативного отношения к исламу и к мусульманам. 

Такие телеканалы, как BBC или CNN, которые не заинтересованы в частом упоминании сюжетов об убийстве в США и в европейских странах молодых мусульман, убийствах в Сирии, Ираке и Афганистане, способствуют созданию условий для искажения религии, распространения исламофобии. Если смерть западных граждан в указанных медиа-органах представляется как наиважнейшее событие в мире, то информация о смерти десятков тысяч африканцев в Африке или мусульман во всём мире не только не публикуется, но и скрывается.

Мусульманские государства пытаются сегодня добиться того, чтобы исламофобия была признана преступлением, но Запад не предпринял даже элементарных мер для предотвращения этого позорного явления. Сколько бы ни преподносилась исламофобия в качестве «свободы мысли», она несомненно является главным фактором роста радикализма.

В последнее время СМИ Великобритании регулярно сообщают о преступлениях на почве религиозной ненависти, жертвами которых становятся мусульмане. Случаются и крайне жестокие нападения.

Согласно данным за прошлый 2014 год, физическому насилию подвергся каждый пятый британский мусульманин, оскорблениям – две трети мусульман. По результатам опроса более 90% мусульманского населения Великобритании сталкивались с негативными стереотипами в отношении их религии. После известных терактов 2015 года статистики из Великобритании пока нет, но очевидно, что исламофобия значительно выросла и в этой стране.

К сожалению, каждый раз, когда происходит трагедия, подобная той, что мы видели в Париже, наблюдается рост числа уличных нападений на мусульман. Сейчас уровень антимусульманских настроений стал значительно выше. Люди всё чаще считают себя вправе нападать на мусульман и подвергать их дискриминации. О мусульманах стали говорить в гораздо более оскорбительной форме. Их практически постоянно называют врагами. Произошёл огромный сдвиг в негативную сторону. 

Напряжённым всегда было отношение к мусульманам в Швеции – там случались и поджоги мечетей. А житель американского штата Нью-Йорк пытался собрать радиационное устройство, с помощью которого собирался облучать мусульман.

Степень жесткости нападений в разных странах различается, но причина ненависти везде одна. В Германии, например, многие местные жители не считают турок, арабов или мусульман любой национальности единой целой частью своей страны.

Резюмируя сказанное, можно сказать, что в развитой Европе для исламофобии, в основе которой лежит намеренное невежество, созданы идеальные условия, и политики знают об этом. Вопросы возникают вот следующие. Как власти собираются бороться с этими негативными явлениями? И если вообще собираются бороться, то почему не делают этого?

Исламофобия является одной из острых и постыдных проблем современности, подтверждение чему мы видим каждый день. Задача каждого мусульманина заключается в знании своей религии, умении отличать истинную идеологию от ложной, не соответствующей высоким идеалам и требованиям ислама. Всплеск исламофобии в странах Европы лишний раз доказывает, что невежество в вопросах религии несёт страшные последствия. Поэтому нужно стараться личным примером показывать миру всю красоту ислама, чтобы люди других конфессий, видя нас, мусульман, не только не чувствовали опасения и неприязни, но и сами хотели бы стать последователями этой религии.

Не так давно наш портал islam.ru писал о виртуальном флешмобе #NotInMyName  («Не от моего имени»), который из виртуальной акции превратился в реальную: мусульмане вышли с лозунгами #NotInMyName, чтобы заявить всем о своём осуждающем отношении к радикализму.

Проживающая во Франции блогер (http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=133.3tutuskaniaпишет в своём блоге: «Францию захлестнула волна народной исламофобии: на улицах, в магазинах и транспорте наезжают на людей в мусульманских одеждах, на мечетях рисуют кровавые кресты, на стенах пишут антиисламские лозунги… Сейчас, я уверена, надо как-то сбалансировать этот поток и вспомнить, что мусульмане – такие же люди, как и мы. А в массе если и отличаются от европейцев, то, наверное, в лучшую сторону.

Потому что среди простых верующих процент мелких правонарушений намного меньше, чем у нас, благодаря их традиционному воспитанию... но это уже другая тема.
И среди традиционных мусульманских ценностей любовь к ближнему – одна из главных. И неважно, какого вероисповедания этот ближний; важно, что он – человек». Дальше проживающая во Франции девушка рассказывает о своём опыте общения с французскими мусульманами, который был крайне позитивным. В завершение она пишет: «У меня много читателей из мусульманской среды, необязательно верующих, и я думаю, они подтвердят мои наблюдения. Все свои четверть века в Париже я прожила в дорогих кварталах (не потому что я богатая, а «просто повезло (с)»), и с мусульманами я сталкивалась очень редко.

Тем значимее мне кажется тот факт, что даже при ограниченных контактах с французской мусульманской средой я могу на раз вспомнить уже несколько хороших историй про случайные контакты с мусульманами».

Статья подготовлена при помощи студентов первого курса отделения журналистики ДГИ Саида Алиева и Самии Омаровой