НЕ СЛЫШУ, НЕ ВИЖУ, А ТОЛЬКО ГОВОРЮ

«Как много людей критикуют что-либо услышанное, в то время как проблема их заключается в неправильном понимании!» – на такой пост наткнулась я на днях и задумалась. Не только услышанное, но и увиденное люди истолковывают ошибочно по причине отсутствия или нехватки у них знания об истинном положении вещей. У нас достаточно хорошо развито критическое мышление, однако есть огромный, размером с пропасть, пробел в области чувств, в умении слышать сердцем и просто в желании понять друг друга.

 

А ещё проблема в спешке. Мы всегда спешим проявить себя, свои знания, и неважно, где и как. Но что есть наши знания и Знания вообще? То, что знаем мы, – это лишь опыт нашей маленькой, сравнимой с песчинкой среди других, жизни. А этого недостаточно, чтобы иметь полноценно здоровый, правильный взгляд на многие вещи. Знания же вообще – это, наверное, нечто большее, что-то вроде комплекса опыта всех людей. Я уже не говорю об абсолютном знании, которое принадлежит лишь Одному Всевышнему Аллаху! Его Мудрость неиссякаема, поэтому необходимо вначале обратиться за ней к Нему. Аллах в Своей религии даровал людям достаточный уровень знания для применения в этой жизни. Пусть же Ислам и будет нашим источником, к которому мы обратимся.

 

Для начала верующий должен усвоить из Ислама мораль, нравственность, этику поведения. Это станет началом становления его мудрости. Ислам учит нас быть степенными, неторопливыми, учит не вмешиваться ни во что из того, что нас не касается. Это одно крыло мудрости, второе же – всегда находиться в дружеских отношениях со своим разумом. Иначе говоря, надо научиться размышлять. Размышление не означает то, что человек подтверждает для себя своё мнение, мысленно ходя вокруг него. Размышление заключается в сравнивании, анализе ситуации, слова, действия и, возможно, в самокритике.

 

Однако тот пробел, огромная пропасть, о которой я упомянула выше, действительно существует. Люди отдалились друг от друга, стали высокомерными, эгоистичными, толстокожими. Нет духовного контакта не только с чужими нам людьми, но даже в семье – между родными, самыми близкими трудно найти общий язык.

 

Мы не слушаем сердцами. Всё из-за спешки, из-за занятости своими делами, из-за вымышленного отсутствия времени.

 

Началом темы была критика. Но, я думаю, суть совсем не в критике. Суть в её причинах. А причины кроются как раз в нашем нежелании понять друг друга. Ислам призывает любить друг друга, а любить – значит и слушать, и уделять внимание, и стараться оправдать. Если человек не любит, не уважает другого, то он заранее настроен на отчуждение. Он уже не преследует цель – понять. Он только отторгает. Например, критикой.

 

Жизненный пример: был некий человек, лидер, которого часть людей не принимала. Как-то раз случилось так, что на одном из заседаний его противники общались с ним, желая обсудить кое-какие дела. Позже в соцсетях они выставили видеозапись с того заседания как намёк, что тот человек не достоин лидерства, и жёстко раскритиковывали его, на первый взгляд, очень неприличное поведение: мол, тот всё заседание ковырялся в носу, тем самым открыто проявляя неуважение к своему окружению, как бы показывая равнодушие к их мнению. Что только не написали в комментариях к тому видео его противники, какой только грязью его не облили! Если бы только они попытались оправдать его… На самом деле он чувствовал себя очень неловко на том заседании, переживая, что у него из носа потечёт кровь, так как он страдал таким недугом, при котором при стрессах или волнении открывается носовое кровотечение, и из-за этого он судорожно возился со своим носом, боясь неуместного обстоятельства.

 

Ошибочное понимание, как видим, происходит не только из-за ошибки, но и из-за внутреннего настроя друг к другу. Это весьма актуальная проблема на сегодняшний день. Умение слышать не только ушами, но и разумом, стараться понять и принять если не человека, то хотя бы истину, о которой он говорит, – признак того, что мы умеем размышлять, признак того, что мы весьма почтительно настроены на то, чтобы учиться жить правильно, а не закрыто от всего того, что идёт вразрез с нашим сугубо узким видением мира, отторгая при этом и суть, и людей.