Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, дорогие братья и сестры!

Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Остановимся поподробнее на каждом из них.

Духовность – это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Духовно-нравственные ценности – это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов.

 Современная культура находится в состоянии поиска всеобщих ценностей, которые, с одной стороны, выражают единство интересов различных культур, с другой – отражают их уникальность и неповторимость. Все эти ценности изложены в Исламе.

В западной публицистике все чаще звучат голоса тех, кто считает, что базовые нравственные ценности ислама несовместимы с социально-политическими и экономическими устоями современного западного мира. При этом забывают, что вся современная цивилизация строится на базовых принципах единобожия, к которому принадлежит и ислам. Тем не менее, в Европе говорят уже о том, что мусульманские общины Запада способны нарушить социальный баланс в западных странах. Появился и специальный термин – «столкновение цивилизаций».

Однако современному мусульманину, мирно живущему в любой стране западного мира, трудно воспринять идею такого цивилизационного столкновения. Для мусульман России такая точка зрения вообще смехотворна, так как российские мусульмане – это неотъемлемая историческая составная российской государственности. Да и сама российская государственность на самых ранних этапах своего формирования создавалась при активном участии мусульманской созидательности, нравственности и общественных воззрений. Для любого мусульманина, очевидно, что западной цивилизации следует говорить не о цивилизационном столкновении с исламом, а воспринимать ислам как Божественное Благословение и фактическое спасение для западного мира.

Ислам — это естественная религия для всего человечества, которая существовала со времен возникновения этого мира и говорила в сердце каждого мужчины и женщины, где бы они ни жили. Моральные и нравственные ценности, присущие Исламу, способны принести мир и благополучие в любую страну, и поликультурное общество. Ислам, как религия мира, не может нести угрозу ни одной стране.

Ислам может предложить много позитивного современному западному миру. Вместо того чтобы рассматриваться как угроза, Ислам должен быть тем, что он есть на самом деле – тонкой, доброй, отзывчивой и притягательной религией, способной стать украшением любого общественного устройства. Добропорядочный мусульманин – это достойный гражданин, приносящий пользу обществу. Настанет, наконец, час, когда люди вместо того, чтобы внимать антиисламской пропаганде, смогут увидеть и услышать настоящего мусульманина – смиренного перед Всевышним Аллахом, добропорядочного семьянина и добросовестного труженика, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных религий и культур. И люди услышат мусульман, когда они увидят, какой весомый вклад мусульмане вносят в развитие общества.

Автор: Муфтий Республики Мордовия

Айзатуллин Зяки Абдулкаримович