О важности возврата долга

Долг платежом красен

Можно ли по шариату давать в долг и каким образом?

Самый длинный аят самой длинной суры в Коране посвящен долгу – сура «Аль-Бакара» аят 282: «О вы, которые уверовали! Если берёте или даете на срок определённый, то письменно. И пусть писец записывает правильно. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах. Пусть пишет он то, что говорит взаймы берущий. Пусть убоится писец Бога, Господа своего, и не убавляет ничего . А если берущий в долг слаб умом, или немощен, или если не может он диктовать, то пусть диктует лицо его доверенное по справедливости. Призовите в качестве свидетелей двух известных вам мужчин. Если не найдется двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, угодных вам как свидетели, и когда одна из женщин забудет , другая напомнить ей. Свидетели же не должны отказываться, если приглашают их. И пусть не станет вам в тягость запись договора – большим он будет или малым – с указанием срока его. Порядок сей – самый справедливый пред Аллахом, самый верный по свидетельства и самый далекий от сомнения.

Не будет греха на вас, если не скрепляете вы письменно, когда совершаете куплю-продажу между собой за расчет наличный. Когда уславливаетесь вы между собой о чём-либо, призывайте свидетелей. Не следует чинить обиду писцу или свидетелю. Если же станете вы обижать их, то возьмёте грех . Страшитесь же Бога – учит Он вас , ведая обо всем сущем».

Итак, священное Писание сообщает нам о дозволенности дачи в долг и условиях оформления данной сделки.

Давать деньги или имущество в долг – сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Однако нужно знать, что в зависимости от ситуации это может быть не только сунной, но и ваджибом, макрухом, харамом. Займодателю необходимо выяснить, на какие именно цели человек просит в долг. Деньги давать в долг сунна (желательно), если человек реально нуждается в помощи; ваджиб (близкое к обязательному), если нужно спасти жизнь, например, на операцию; макрух (нежелательно), если потратить попусту, на забавы, на покупки ненужного; харам (запретно), если заемщик пойдет тратить в казино, пропьет или потратит на другой харам.

Вознаграждение же давшему в долг больше, чем давшему садака, поскольку давший в долг мотивирует должника зарабатывать деньги для возврата долга и тем самым расти, а давший милостыню стимулирует одариваемого (кроме действительно неспособных зарабатывать себе на жизнь) на лень и надежду на других, а не на себя и на собственный труд. В хадисах говорится: «Я увидел в ночь вознесения (исра и миърадж), как на вратах рая было написано «Садака поднимается на десять ступеней, а долг – на восемнадцать», то есть награда за садака приумножится в 10 раз, а награда за предоставление долга в 18 раз; «Одолжить мусульманину два раза равносильно отдать деньги один раз насовсем».

Несмотря на то, что мусульманин может брать в долг, он должен стараться обходится без долгов, довольствоваться тем, что у него есть, прибегая к займу в крайних случаях. Праведник Лукман аль-Хаким говорил: «Чем находиться под грузом долга, я лучше буду носить тяжелые камни». «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки). «Однажды сподвижники сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение), и он поднял голову в небо, затем приложил ладони ко лбу и сказал «Субханаллах, какая же тяжесть ниспослана», и сподвижники сказали: «Мы испугались, и на следующее утро спросили, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиюб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в рай, пока не уплатил свой долг» (хадис передали имамы Ахмад, ан-Насаи и Хаким).

Получая что-либо в долг, нужно сделать намерение вернуть этот долг в срок или даже раньше. Иметь намерение вернуть долг очень важно, поскольку сам Всевышний будет помогать таким людям. «Кто берет чужое с намерением вернуть это, тому Аллах поможет в этом. А кто берет с намерением потратить (как это делают некоторые), того Всевышний погубит», «К тому, кто заботится и беспокоится о долге и думает, как рассчитаться со своим кредитором, Аллах приставляет Свою охрану, которая хранит человека от бед и несчастных случаев, чтобы он рассчитался со своими долгами», «Кто бы ни занимал в долг, даже не думая его возвращать, встретит Всевышнего, будучи вором» (Ибн Маджа). «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) купил еды у одного иудея в долг, оставив при этом у него железную кольчугу в качестве залога» («Фатхуль-Бари», 5/53). Как видно из хадиса, сам Пророк (мир ему и благословение) брал в долг и при этом оставлял залог, и это наиболее мудрый вариант сделки: должнику не нужно скрываться от займодателя в случае невозможности выплаты долга, займодателю не нужно нести риск возможного убытка, заемщик и займодатель не таят обиды друг на друга и не ссорятся в итоге, непогашенные долги не становятся тяжким грузом для родственников в случае смерти заемщика.

Не брать залог и надеяться на наличие совести людей в наше время совсем не стоит, особенно когда речь идет о крупных суммах. Долги сегодня не возвращают даже близкие люди. Давая в долг без залога, стоит сразу подумать о том, что, возможно, долг вам не вернут, и сразу рассчитывать на возможный определенный убыток. С точки зрения психологии лучше всего давать такую сумму, которую не жалко будет потерять.

С долгами нужно стараться расплатиться как можно скорее. Должник не имеет права подавать милостыню, совершать хадж и прочие благие дела, так как сказано в хадисе: «Не будет принята милостыня того человека, члены семьи которого находятся в нужде, и у которого есть долги» (аль-Бухари). Имея долг, запретно тратить деньги на то, в чем нет крайней нужды. Первостепенной должна стать расплата с долгами. Как говорят саляфы, не рекомендовано есть два разных блюда тому, у кого есть долг. Некоторые праведники не ели фрукты, пока не возвращали долг.

Один из сподвижников, Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах), взял в долг некоторую сумму денег у одного иудея. У него не было ничего, кроме одежды, которую он носил. Иудей настойчиво требовал возвращения долга. Пророк (мир ему и благословение) в то время был занят подготовкой похода на Хайбар. Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) просил отсрочки у иудея, но тот отказал и привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) сказал, что не имеет ничего, кроме одежды, которая на нём, и надеется расплатиться, когда ему что-то достанется после похода. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что долг необходимо выплатить, и отговоркам не может быть места. Тогда Абу Хадрад (да будет доволен им Аллах) снял часть своей одежды, продал её и вернул долг. А сам завернулся в материю своей чалмы. Из этой истории видно, что, даже не имея ничего, люди отдавали последнее, чтобы расплатиться с долгами.

Как известно, мусульманам запрещено зарабатывать, давая деньги под проценты либо под какие-то подарки или нематериальные формы выгоды. Ростовщичество – тяжкий грех.

Бывают случаи, когда давший в долг пользуется этим фактом и выискивает прибыль с должника, полагая, что должник не имеет права ему отказать в его просьбе. Люди бизнеса, давая своим партнерам в долг, пусть даже без процентов, заранее рассчитывают на некую выгоду от должника в дальнейшем: заключение контрактов на эксклюзивных, особо выгодных условиях, «крышевание» в государственных органах и не только, лоббирование интересов в нужных ситуациях среди нужных людей. В хадисе сказано: «Всякая польза от отдачи в долг является запретной». Однако возвращающему долг (заемщику) дозволяется сделать на свое личное усмотрение какой-либо подарок давшему в долг (займодателю) в качестве благодарности за помощь в трудную минуту, но при этом этот подарок не должен оговариваться в момент заключения сделки (дачи денег в долг). Благодарить тех, кто вам оказал помощь в нужный момент – желательно (сунна). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Достойнейшие из людей те, кто возвращают долги наилучшим образом».

Пророк (мир ему и благословение) говорил, если кто-то вам вернет долг, делайте за него дуа, просите у Аллаха баракат (благословение) для этого человека, поскольку он вернул вам ваше имущество. Рассказывает Абдулла ибн Рабиа: «Пророк (мир ему и благословение) взял у меня в долг сорок тысяч, затем через некоторые время он сам пришел ко мне и вернул мне деньги, сказав: «Да ниспошлет Аллах баракат на тебя, на твое имущество и семейство».

Что будет, если не вернуть долг?

Сегодня люди больше озабочены тем, как взять в долг у друга или в банке, нежели о том, как потом вернуть эти деньги. Люди так уверены в том, что не потеряют завтра работу, не обанкротятся в бизнесе, не потеряют здоровье, поддержку других и будут жить вечно, не наступит кризис в стране и не начнется война. Берут громадные суммы с закрытыми глазами, находясь как в тумане, надеясь на «авось». В долг, в кредит часто берут без особой надобности, следуя рекламе, вбивающей в мозги населения важность получить все, что душе хочется именно сейчас, а не завтра или через год. «Нет денег – ничего страшного, не надо ждать и копить, нужно жить комфортно уже сегодня, ведь вы этого достойны» – общий смысл всей рекламы. Психологическая уловка.

Но, как известно, жизнь безоблачной не бывает. Сегодня у вас есть возможность выплачивать долги, а завтра – нет. Сегодня совесть была, а завтра – исчезла. Казахстан, к примеру, занял первое место в мире по объему невозвращенных кредитов (по итогам 2012 г.). Что уж говорить о займах небанковских, неофициальных, среди физических лиц, родственников и друзей.

Одно дело, когда у заемщика действительно нет возможности выплатить долг по веским причинам, и займодатель может и вовсе простить долги, исходя из своей щедрости и братской любви, да и третье лицо может выплатить долги заемщика. Другое дело, когда люди имеют возможность вернуть чужие деньги, но не возвращают, не считая это важным. Находят деньги на что угодно, но только не на долги. Начинают скрываться, выключать телефоны, игнорировать сообщения о просьбе вернуть долг и даже переводят вину на займодателя! Вместо благодарности за оказанное добро займодатель получает лишь одни переживания и проблемы. Совесть и порядочность видимо полностью отключились у должников. «Берешь чужие деньги, а отдаешь свои» – гласит известная пословица. Я бы даже так сказала: «Хочешь, чтобы кто-то исчез из твоей жизни? Дай ему денег в долг – он сам исчезнет, даже если это твой друг».

Тому, кто попал в затруднительную ситуацию и не в состоянии выплатить долг в срок, необходимо в тот же день обратиться к займодателю с просьбой дать отсрочку. Нужно продать то имущество, которое имеется у заемщика, и как можно быстрее расплатиться с долгом. Займодателю необходимо проявить сочувствие к заемщику и дать отсрочку или же вовсе простить долг в случае крайней бедности заемщика, ведь в хадисах сказано: «Тому, кто дает в долг, за каждый день дается благость милостыни. Тому, кто не спешит с получением долга от бедняка, за каждый день дается такая же благость, как если бы он все имущество отдал в качестве милостыни» (аль-Хаким); «Тот, кто желает, чтоб Всевышний спас его от ужасов Судного дня, пусть своему должнику сделает послабление, предоставив отсрочку или освободив его от долга».

Тому, кто имеет возможность выплатить долги, но не выплачивает по своей халатности, не находя в этом необходимости, стоит подумать о том, что это есть притеснение, а притеснитель проклят Всевышним. «Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани) – хадис.

Имущество такого нерадивого заемщика может быть арестовано в пользу займодателя. Заемщику следует помнить о том, что долги не прощаются даже шахиду, и в Судный день его ждет тяжелая расплата. Хадисы гласят: «Шахиду (павшему на поле битвы, священной войны) прощаются все грехи, за исключением долга» («Сахиху Муслим», № 3498); Однажды наш Пророк (мир ему и благословение) сидел возле того места, куда кладут покойников. Потом он поднял взор, опустил его и, положив руку на лоб, повторил три раза: «Субханаллах, Субханаллах, Субханал-лах». Сподвижники запомнили этот случай и позже спросили его: «За какой проступок будет такое страшное наказание, что ты так сильно опечалился?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «За долги»; «Должникам, не вернувшим свой долг, Всевышний Аллах скажет в Судный День: "Вы что же это думали, что Я оставлю чьи-то права за вами?" и с этими словами передаст все их благие поступки тем, кому они должны. Если же у должника не окажется в запасе благих поступков, то все грехи кредитора будут нагружены на должника» (ат-Табарани).

В заключение хочу пожелать всем братьям и сестрам стараться жить в довольствии тем, что у вас есть, и прибегать к займам в действительно крайних случаях.

Вероника Черноморская, Казахстан