Мухаммед Муратов: «Шариат настолько гибок и универсален, что охватывает специфику и особенности многих народов, вошедших в Ислам»

Вопросы исламского права (фикх) становятся более актуальными в современном мире, особенно в регионах проживания мусульман, где их численность составляет меньшинство, в тех странах, где официальное законодательство является не шариатским.

Об исламском праве, его тонкостях сегодня мы решили поговорить с Мухаммедом Муратовым, специалистом в области исламского права и законодательства.

С 2003 года Мухаммед Муратов преподает различные аспекты исламского права, такие, как классическое исламское право, основы исламского права и законодательства, современные вопросы исламского права, религиозно-правовые вопросы современного исламского права и др. в Российском исламском институте в Казани и в Уральском государственном горном университете.

 

– Мухаммед Рустямович, известно, что мусульманам в России приходится жить по законам светского государства. Симбиоз светского и шариатского законодательства в жизни верующего налицо. В каких случаях мусульманину приходится подстраиваться под государственное законодательство? Какие есть проблемы в этом вопросе?

– В общем, в РФ у мусульман нет никаких проблем при реализации своих религиозных принципов и ценностей и ведения образа жизни в соответствии с шариатом. За последние 15 лет мусульманская умма России сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Построены тысячи мечетей, создана многоступенчатая система исламского образования, которая постоянно совершенствуется, успешно развивается индустрия халяль, появились мусульманские СМИ. Но при этом необходимо помнить, что мусульмане России существуют в правовом поле законодательства РФ, которое в некоторых вопросах значительно отличается от норм исламского права. И возникает такая ситуация, когда необходимо следовать действующему законодательству за неимением другой альтернативы. Например, это касается вопросов обязательного автострахования, открытия счетов в традиционных банках мусульманам-предпринимателям и т.д. Но решение таких вопросов – это дело времени. Если появится в нашей стране исламская банковская система и другие институты исламской экономики, то подобные проблемы отпадут сами собой.

 

– Возможно ли мусульманину в немусульманской стране жить, соблюдая и то, и другое законодательство, при этом не нарушая оба?

– Несомненно, как уже было сказано выше, мусульмане могут успешно развиваться в тех немусульманских странах, которые можно классифицировать как дар-уль-ахд (дом договора). Что касается РФ, то действующее гражданское законодательство отличается широким спектром правовых положений, позволяющих реализовывать элементы исламского права, пусть даже без использования при этом мусульманской терминологии. Например, это касается такого понятия, как «вакф», которое можно реализовать в рамках действующего гражданского права России. Поэтому в настоящее время встает необходимость проведения колоссальной исследовательской работы по гармонизации российского гражданского права и исламского права (раздел муа'малят).

 

– Как вы считаете, исламское право меняется или, может, приспосабливается к современным условиям жизни? Насколько оно гибкое?

– Исламское право внесло значительный вклад в мировую систему права, особенно это касается гражданско-правовой сферы (теория договора, обязательств, форс-мажор, векселя и другие ценные бумаги и т.д.). И в историческом ракурсе оно было ведущей правовой системой в средние века, достигнув расцвета в 10 веке н.э. Это было время, когда исламская цивилизация шла в авангарде мировых цивилизаций и являлась ведущей. В дальнейшем по разным причинам произошло отставание в развитии, а исламское право пережило период застоя и упадка. Но в настоящее время отчетливо наблюдается тенденция возрождения исламского права в стремлении соответствовать духу времени и идти в ногу с его требованиями, отвечая на его вызовы. Речь идет о современном исламском праве, которое нацелено на поиск правовых решений современных проблем, которые не были известны в эпоху классического исламского права. Из свойств исламского права муа'малят известно, что оно сочетает в себе твердость и эластичность, что проявляется в том, что некоторые его базовые нормы незыблемы и неизменны во времени, другие же – подвержены изменениям в связи с изменением форм и обстоятельств жизни, обычаев и традиций в обществе. Например, нормы, связанные с обязательностью выполнения договоров, а также с запретом ростовщического процента, мошенничества и монополии, неизменны во времени, так как с их соблюдением реализуются стратегические цели шариата, направленные на осуществление экономической справедливости и сохранение имущественных ценностей в обществе. С другой стороны, деньги как средство оценки товара претерпели значительные изменения с древнейших времен до наших дней. Если деньги в эпоху классического исламского права изготавливались из золота и серебра, то в наше время они изготавливаются из недрагоценных металлов и бумаги, не говоря уже о том, что пришел век электронных денег. Однако суть денег при этом не изменилась, поэтому новые формы денег в шариате признаются.

 

– Какие вопросы (темы) исламского права наиболее актуальны сейчас, а какие утратили свою силу?

– Несомненно, сегодня для мусульман России актуальны те вопросы, которые касаются их повседневной жизни. И все они связаны с современными вопросами исламского права, это финансово-правовые отношения (потребительское кредитование, страхование, интеллектуальная собственность, банковские операции, ценные бумаги, бизнес и предпринимательская деятельность и т.д.), а также религиозно-правовые вопросы (современные вопросы ибадата, индустрия халяль, современные проблемы семейного права, вопросы спорта и досуга, современные вопросы медицины и т.д.). Такие вопросы классического исламского права, как правовые нормы рабов, сегодня не актуальны и представляют интерес лишь в историческом плане.

 

– Каким образом на развитие исламского права (фикха) влияют региональные особенности, и каким образом это отражается на повседневной жизни верующего человека?

– Ислам пришел не для того, чтобы уничтожить и свести на нет национальные культуры, обычаи и традиции, чтобы заменить их одним жестким, казарменным и примитивным законом, навязываемым всем мусульманским народам. Шариат по своей сути настолько гибок и универсален, что охватывает специфику и особенности многих народов, вошедших в Ислам. У всех мусульманских народов есть один неизменный Коран, Сунна и шариат с его вечными универсальными и комплексными нормами, положениями и принципами. Но это совершенно не означает, все эти фундаментальные основы должны непременно уничтожить национальные особенности разных народов, не учитывая их менталитет, обычаи и традиции. Более того, сам шариат на протяжении всей своей истории обогащался достижениями многих мусульманских народов, которые внесли свой бесценный вклад в его развитие.

Беседовала Муслимат Раджабова

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки