Сберечь наследие предков

Центру исламской культуры «Иман» исполнилось 24 года. По словам нынешнего руководителя Центра «Иман», имама-хатыйба Апанаевской мечети Нияза хазрата Сабирова, издательство, созданное Валиуллой хазратом Якуповым, и сегодня продолжает свою работу. В ближайших планах – переиздание и публикации новых книг.

– Что такое Центр «Иман» через 24 года после своего создания? Чем отличаются задачи, актуальные тогда, когда полностью отсутствовала доступная для широких слоев населения мусульманская литература, от сегодняшних?

– Издательством «Иман», чья работа была организована усилиями Валиуллы хазрата Якупова, было издано более 1000 наименований книг на русском и татарском языках. Они заполнили вакуум мусульманской литературы, образовавшийся в постсоветские времена. Для многих людей, заново открывших для себя Ислам в начале 90-х годов, эти книги порой были единственным доступным источником знаний о нашей религии.

Слава Аллаху! Сегодня много издательств, выпускающих исламскую литературу. В Казани работает издательский дом «Хузур», весной этого года также открылось издательство «Зур Казан» при мечети «Ярдэм». Данные издательства не являются конкурентами между собой, у них разные задачи, все они нужны мусульманам Татарстана, России. Создано много Интернет-сайтов, где представлено большое количество информации об Исламе. К сожалению, там нередко содержатся искажённые представления о мусульманской религии. Поэтому становится важным предоставить читателям правильные знания, познакомить их с традиционными ценностями Ислама. Наша задача – помочь современным мусульманам Татарстана, России работать с существующими мощными потоками информации, правильно анализировать её, отделять правду от вымыслов, действительно жить по Корану и сунне, искренне любить Всевышнего Аллаха, как это делал Пророк (мир ему и благословение).

– Каким образом «Иман» знакомит татар с их историческими, культурными и духовными традициями?

– Является важным привлечение внимания мусульман-татар к родному языку, истории, традициям своего народа, трудам татарских богословов. Всевышний Аллах говорит: (смысл) «О люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом – самый благочестивый». (Коран, 49:13). Поощряемым делом является знание каждым человеком родного языка, родной культуры. Народ, забывший о своём прошлом, не имеет будущего. Знать язык матери – долг каждого. Иначе легко утратить свои корни, потеряв национальную самоидентичность, культуру, связь с предшествующими поколениями и стать податливым для разного рода псевдоисламских идей. Похвальны знания трудов аль-Куртуби, ат-Табари, аль-Бухари, Муслима, Ибн Хаджар аль-Аскалани. В то же время отечественные ученые-богословы, глубоко образованные и богобоязненные, исследовали именно те вопросы, которые были актуальными для нашей местности, для нашего народа в то время, не потеряли своей важности и сейчас. Не случайно 2015-й год объявлен Духовным управлением мусульман Татарстана Годом татарских богословов. Издательство «Иман» стараниями Валиуллы хазрата опубликовало немало работ татарских мусульманских богословов и историков: Габдурахима Утыз-Имяни, Таджетдина Ялчыгола, Сингатуллы Бикбулата, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина и др. Труды татарских исламских учёных известны на территории России и за её пределами. Работы Шихабутдина Марджани, написавшего более 30 книг по-арабски, применяются в качестве учебных пособий в мусульманских учебных заведениях Средней Азии и многих арабских стран.

– Ограничиваетесь ли вы публикацией книг исключительно богословских?

– Татарский народ также имеет богатое литературное и поэтическое наследие. Средневековые поэмы, хикметы, стихотворные сборники, – буквально пропитаны ароматом и мудростью Ислама. Выдающимися авторами периода Волжской Булгарии являются Кул Гали («Кысса-и Йосыф» – «Сказание о Йусуфе»), Золотой Орды – тюркские поэты и учёные: Насретдин Рабгузи («Кисас аль-Анбия» – «Рассказы о Пророках»), Махмуд Булгари («Нахдж аль-фарадис» – «Путь в райские сады»), Саиф Сараи («Гулистан бит-тюрки»), Казанского ханства: Кул Шариф, Мухаммадьяр (поэмы «Тухфаи мардан» – «Дар мужей» и «Нуры содур» – «Свет сердец») и др.

В произведениях тюрко-татарских писателей, поэтов эпохи Золотой орды и Казанского ханства присутствуют глубокие нравственные принципы, призывающие очищать сердце, обращать внимание на его состояния, облагораживать его. Непростая жизнь татарского народа в 17–18 веках делала важными такие понятия, как: терпение, упование на Всевышнего, надежда на милость Аллаха. Это доносилось через поэтов-суфиев, таких как Мавля Кулый (17 в.) «Хикметы» («Мудрые изречения»), эта книга была переиздана нами недавно, а также живший чуть позже – Суфи Аллахияр, написавший популярную среди татар книгу «Субат ал-‘аджизин» («Опора обречённых»). Знакомство с этими произведениями, составляющими культурное и духовное богатство народа, становится причиной сначала интереса, а затем любви к родному языку и богатой культуре современных молодых людей. Кроме того, в них содержатся и используются образы, психологические приёмы до сих пор остающиеся актуальными, имеющие огромное воспитательное значение, отвечающие на вопросы «Кто ты?», «Для чего ты живешь?», «Действительно ли ты становишься совершеннее?»

Кроме как издательской, мы занимаемся и практической воспитательной работой. В июне и августе 2014 года ЦИК «Иман» совместно с Апанаевской мечетью провёл летние лагеря для мальчиков и девочек школьного возраста. Кроме основ Ислама дети ознакомились с историей и культурой татарского народа, посетили музеи Каюма Насыри и Габдуллы Тукая. Для молодежи также организовывались встречи с известными представителями татарской культуры – Минголом Галеевым, Фоатом Галимуллиным. В середине января Центр «Иман» совместно с Апанаевской мечетью намерен провести Мавлид ан-Наби, где будут прочитаны касыды о Пророке (мир ему и благословение), салаваты и проповеди о нравственности Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

– Каковы ваши планы по книгоизданию, собираетесь ли использовать современные коммуникационные технологии?

– Недавно мы издали книгу о традициях проведения мавлида Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). За неполный год работы, благодаря милости Всевышнего Аллаха, нами было издано более 20 наименований книг, среди которых несколько новых: «Мохтасар Имля мөгаллиме» – учебник, обучающий чтению старо-татарского письма, основанного на арабской графике, «Хаҗиларга ярдәмлек» – путеводитель для паломников в стихах, «Методика изучения арабских стилей «насх» и «рукъя», мусульманский календарь на 2015 год. Сейчас мы готовим к изданию книгу об известном татарском религиозном деятеле, имаме мечети «Марджани» в советские годы Ахмадзаки хазрате Сафиуллине (1896–1995). Этот человек, будучи настоящим духовным учителем, внёс большой вклад в дело сохранения Ислама в атеистические годы. В дальнейшем мы планируем переиздание наиболее интересных и востребованных книг. Нам предстоит приложить много усилий, привлечь переводчиков, других специалистов, а также изыскать средства для издания новых. Мы учитываем интересы наших читателей с разным достатком: выпускаем, как это делал Валиулла хазрат, более дешёвые в мягкой обложке, книги подороже – в твёрдом переплете. В ближайшем будущем, если на то будет воля Аллаха, для того чтобы сделать книги более доступными, мы хотели бы запустить проект электронной библиотеки – Интернет-сайта, где были бы представлены on-line книги.

Хасан Хусаинов

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки