Добро должно быть в хиджабе

Столичный дизайнер исламской одежды Зухра Абушева раскрывает тайны мусульманского костюма

Навороченный телефон в ухоженных пальчиках, обычное для города чёрное полупальто, непринуждённо подвёрнутые манжеты джинсовой рубашки – сидящая передо мной молодая женщина мало чем отличается от любой другой жительницы мегаполиса. За одним исключением: модная рубашка выглядывает из-под тёмной одежды, сшитой в полном соответствии со строгим исламским каноном. И, конечно, платок на голове. Однако весь ансамбль почему-то вызывает ассоциации не с Багдадом, а с… Парижем. И неудивительно. Зухра Абушаева – столичный дизайнер, основательница одноимённой марки модной мусульманской одежды. Кутюрье в хиджабе – настоящий разрыв шаблона! Мы поговорили с ней о том, что и как носят современные мусульманки, почему русский сарафан с кокошником подходит для последовательницы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и зачем, собственно, нужна исламская мода.

Белое не носить, обтягивающее не надевать...

– Первое, о чём думаешь, видя дизайнера в хиджабе: наверное, как замуж вышла, так и начала модели разрабатывать...

– А вот и не угадали: замуж я выходила уже одетая и упакованная по полной программе. Я по образованию дизайнер, училась на художника-модельера, мастера по меху. А одежду, соответствующую исламскому канону, стала разрабатывать, когда сама пришла к религии. Тогда, 8 лет назад, в Москве всё это было в новинку – хотелось одеться по правилам, но с изюминкой.

– Зато уж теперь-то, наверное, можно просто купить всё за границей...

– Нашим девушкам это всё не подходит! Например, к нам привозят много одежды из Малайзии и Индонезии. Но там женщины маленького роста.. Как это носить даже при среднем росте? А ведь у нас ещё и другой климат, другие бытовые привычки.

– В чём состоит канон?

– Не должно быть видно ничего, кроме овала лица и кистей рук. Шея, уши, мочки ушей с серёжками, которые некоторые девочки любят "выпускать" из-под платка – всё должно быть закрыто. Одежда не должна быть просвечивающей, прозрачной, облегающей, не должны быть видны очертания фигуры. И ещё одно условие: она не должна быть похожа на мужскую и не источать аромата духов.

– То есть в гардеробе мусульманки не может быть джинсов?

– Почему? Может быть всё что угодно – для дома, для ужинов с мужем.

– А на обувь есть ограничения?

– Нельзя носить высокий каблук – он изменяет походку, делает её более соблазнительной.

– Как решается вопрос с купальником? На пляжах в Турции можно увидеть женщин, которые и купаются в полном «обмундировании»...

– Да, для такого купальника даже название есть – «буркини», они выглядят как водолазный костюм. База – лосины и туника. Современные технологии позволяют шить их из ткани, пропускающий ультрафиолетовое излучение, чтобы загорать! Но, конечно, профессионально плавать в этом неудобно. Лично я – за раздельные пляжи.

– Ещё проблема, наверное, – спортивный костюм...

– Вот тут как раз никаких проблем: спортивные брючки, удлинённая туника, хиджаб. Хожу так в обычный фитнесс-клуб в Москве – удивляется только тот, кто первый раз видит.

– Как придумываете свои модели?

– Есть два метода: или сначала закупаешь ткани, а потом думаешь, что бы из них сделать, или же сначала придумываешь модель, а потом прикидываешь, из какой ткани это можно сшить. Много идей «подглядываю» в путешествиях. В Саудии бывают очень красивые платья: ходишь, записываешь, и потом это выливается если не в коллекцию, то в какие-то отдельные модели.

– Расскажите такой случай! Идёте по улице, увидели «красоту», поймали девушку и зарисовали...

– Обычно бывает по-другому: они сами меня ловят за руку и спрашивают, где вы это купили? Но вот один случай помню, в Дубае. В аэропорту увидела девушку в шикарной абайе: очень широкая, а на плечах – эполеты с цепочками в стиле Майкла Джексона. Я не могла дождаться – как только приехала домой, сразу сделала такую же абайю, причём не чёрную, а зелёную – с отсылкой к военному мундиру. И этот эполет придавал ей такой шарм! Вообще же традиции одеваться разные в разных странах. Например, в Саудии наряды очень скромные внешне, а в Турции, наоборот, очень яркие – не в моём стиле.

– Яркое в Исламе тоже под запретом?

– Нельзя носить всё, что привлекает излишнее внимание. И знаете, с точки зрения хорошего стиля это правильное ограничение.

– Готовясь к интервью, нашла в Сети фотографию начала века – женщины-татарки, явно очень обеспеченные: головы прикрыты, но маленькими шапочками, так что вся причёска видна. Почему так одевались?

– Костюм могли носить не так, как положено. Например, надо понимать, что в те времена статусная женщина не могла себе позволить выйти на люди без головного убора. Откуда и выражение «опростоволоситься», то есть опозориться. Татарский национальный костюм я изучала, он соответствует канону, так как влияние Ислама на этот регион было очень сильным и долгим. А вот если в каком-то регионе национальный костюм сложился до принятия Ислама, то, конечно, в нём могут быть неканонические элементы: традиция выпускать косы из-под платка, облегающий покрой «в талию».

Кокошник: одобрено для мусульманок

– Как Вам кажется, а сейчас есть запрос на формирование какого-то общероссийского исламского костюма?

– Мне кажется, униформа не нужна. Национальные традиции даже сейчас продолжают сильно влиять на одежду. У нас есть дизайнеры – мусульмане по вероисповеданию, но русские по национальности. И представьте себе, это сразу видно по их работам!

– Как?!

– Многообразие цветов, буфы на рукавах, намёк на кокошники в головных уборах… Причём, что самое интересное, это всё не специально – изнутри идёт.

– Но канону соответствует?

– Да! Самое интересное, что русский национальный костюм вообще отвечает исламскому канону. Свободный сарафан в пол, скуфья, кокошник, сверху платок – всё закрыто. И волосы на людях замужние женщины на Руси тоже обязательно прятали. И ещё интересную деталь мы заметили: если в магазин приходит новообращённая мусульманка, русская девушка, то почти со 100 % вероятностью она выберет абайю – платье.

– Интересно, почему?

– Сложно сказать. Сам термин «абайя» мы позаимствовали у арабов, это просто платье, причём в Саудовской Аравии это всегда верхняя одежда – то есть под ней что-то надето. Молодёжь в основном носит джинсы, модные вещички, замужние женщины могут на домашнюю одежду накинуть абайю и выйти на улицу – кстати, очень удобно, если надо быстро выскочить. Но сами абайи почти все одинаковые, такие невнятные балахоны. А у нас это нарядные платья.

– В своих работах национальную тематику используете?

– Да, иногда хочется какой-то изюминки. Например, у нас была летом коллекция с узором на основе татарского орнамента. Орнамент этот образуется с помощью специальной техники «кожаной мозаики», вот её мы и взяли за основу. Никакой этники в костюме нет, он современный, зато изюминка! А ещё сейчас в моде кавказская тематика – имитация газырей на лацканах рубашек очень популярна в мужской одежде.

Микки Маус не под запретом

– Канон получается довольно жёстким: открыты только лицо и руки. С чем тут может «поиграть» дизайнер?

– Играть можно практически со всем. Рукава можно делать любой длины, плюс к ним узкие нарукавники. Сочетать ткани разной фактуры, украшения. И, конечно, особое значение приобретает крой. Ведь не всегда красивая одежда – это облегающая по талии. Конечно, если взять красивую ткань и обтянуть красивую фигуру – будет красота. Но есть же и более интересные, оригинальные решения. Например, одна из наших любимых моделей – платье-абайя с завышенной талией, скроенное по косой. Из-под мышек начинается клёш, и ткань при ходьбе очень красиво струится. С точки зрения канона придраться не к чему, но смотрится очень женственно. Очень часто применяем фасон «летучая мышь» – это широкие, свободные вещи, такой крой сейчас в моде во всём мире.

– Мировые модные тенденции как-то преломляются в исламском костюме?

– Мы не можем напрямую заимствовать с подиумов. Допустим, в этом сезоне в моде шортики – но их ведь не перекроить под наши правила! А дома при муже, наоборот, ходи в любых шортиках, исламский дизайн для этого не нужен. Однако мы следим за мировыми тенденциями и стараемся копировать творческие, перерабатывать какие-то детали. Я очень много времени трачу на просмотр показов коллекций мировых модельеров.

– Какие модные акценты Вы делаете в своих коллекциях?

–Летом были в тренде цветочные принты – мы их использовали, до этого леопардовые расцветки – тоже применяли. Сейчас мы уже знаем, что будет в моде зимой 2014–2015 годов: например, карманы, отороченные мехом. И у нас они тоже обязательно будут!

– Оказывается, нелёгкое это дело – одеваться по исламскому канону.

– Совсем наоборот! Одеться по правилам можно абсолютно в любом магазине готовой одежды. Блузки, рубашки, юбки, платки – это есть везде, нужно только иметь вкус и умение сочетать расцветки, фасоны. Такое умение есть далеко не у всех, это касается и женщин, далёких от любой религии. Поэтому в своих коллекциях мы предлагаем уже готовые решения, сочетания. Однако я за то, чтобы девушка могла зайти в любой магазин и одеться с ног до головы по канону. Ведь исламская одежда – это не выбор единственного новогоднего костюма, а образ жизни. Поэтому всё должно быть максимально просто и удобно.

– То есть если студентка надела к длинной юбке толстовку с Микки Маусом, это нормально?– Конечно! Пусть себе ходит! Правда, в Исламе изображения животных и людей не приветствуются.

Стразы: снимите это немедленно!

– Допустим, молодая девушка пришла к тому, чтобы следовать исламскому канону. Что Вы ей посоветуете в первую очередь?

– Первое – освоить искусство завязывать платок. Татарские женщины очень любят имитацию чалмы, кавказские платки в основном гладкие. У некоторых это культ – по пятнадцать минут завязывать платок, закалывать его иголками, булавками… Но ведь это неудобно! Как они всё это туда-сюда откалывают и закручивают обратно по несколько раз на дню? Сядьте один раз перед зеркалом, подберите манеру завязывания платка по типу лица, научитесь это делать быстро – и наслаждайтесь удобством: надо быстро выскочить в магазин – никакой возни с причёской, платок накинула и пошла.

– У вас дочки. Расскажите, в каком возрасте девушку начинают одевать согласно канону?

– Соблюдающие канон семьи стараются начинать одевать девочку согласно канону пораньше, до наступления половой зрелости, чтобы она привыкла. Наши дети лет с шести ходят в школу в хиджабе.

– А как же школьная форма? Помните, её введение в России как началось со скандала с хиджабами в Ставрополе...

– Это всё пиар. Нет безвыходных ситуаций. Если ты не скандалишь, а просто приходишь к директору и просишь: пожалуйста, девочке нужно носить платочек… У меня на родине есть по соседству село – самая большая деревня, Елюзянь. Так там даже в советское время носили в школу хиджабы, и ничего.

– А как учителя реагируют?

– Вы можете не поверить, но учителя говорят: как хорошо, что есть такие девочки, так что дети со школьной скамьи привыкают, что все люди разные, что у нас в стране есть мусульмане. Как иначе воспитывать толерантность? И неправильно сравнивать эту ситуацию с конфликтами вокруг хиджабов в европейских странах. Ведь мы-то тут не приезжие, мы у себя дома!

– Есть какие-то базовые «модные ошибки», которые совершают девушки, пытающиеся одеваться в соответствии с исламской традицией?

Во-первых, я бы настойчиво рекомендовала девочкам не надевать на себя много страз. Это моветон! Если уж стразы, то их не должно быть много и они должны быть качественными – например, Сваровски. А корейские стекляшки очень дёшево смотрятся. Во-вторых, высокие шпильки и змеино-леопардовый принт на сумках, платьях и шарфиках одновременно. В качестве детали, аксессуара такой рисунок допустим, но от него не должно рябить в глазах. А уж шпильки! Иная девушка в магазин за хлебом в тапочках не выскочит – вдруг её там Джамбулат увидит?! Но всё-таки лучше одеваться всегда сообразно времени и месту – это первое правило хорошего тона, не важно, соблюдаешь ты канон или нет. А перегруженность ансамбля аксессуарами, драгоценностями, бижутерией всегда выглядит безвкусно.

– Любопытно, что светские дизайнеры всех мастей именно эти два момента критикуют, говоря о манере россиянок одеваться: неуместную любовь к стразам и ультравысоким каблукам. Если у нас даже ошибки в стиле общие, то есть ли вообще исламская мода или нет?

– Отдельной исламской моды, как мне кажется, не существует. Есть просто мировые модные тенденции – и их преломление в мусульманских странах. По канону можно одеться и без дизайнера. Но смысл понятия «мода» не исчерпывается понятием «красиво». Модная одежда имеет определённую социальную функцию. По-моему, это очень здорово. Из этого складывается позитивный образ Ислама для окружающих людей. Весёлая девчонка в толстовке с Микки-Маусом или в изящной абайе одним своим появлением лучше, чем любой аналитик, скажет: Ислам – это добро. Просто в хиджабе.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки