Религиозное просвещение как фактор развития гражданского общества

Несколько месяцев назад принимал участие на Всероссийской научной конференции «Ислам в XXI веке», состоявшейся в Дагестанском государственном университете и в рамках которой обсуждали состояние и тенденции развития исламского образования на Северном Кавказе. Основным докладчиком выступил известный исламовед, сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского Центра Карнеги А.В. Малашенко. Среди озвученных им, надо отметить, довольно странных предложений было и утверждение о том, что, якобы, исламское образование не способно решить проблем «религиозного» экстремизма и терроризма. Другими словами – нет особой необходимости в религиозном просвещении общества.

Настоящая статья посвящена проблеме религиозного просвещения в РФ. Прежде чем говорить о современной ситуации с религиозным просвещением, хочется сделать небольшой экскурс в историю Ислама, ибо в истории, как сказано Всевышним, «есть поучение и назидание для людей разумных».

Известный историк первых поколений мусульман Ибн Хишам в своём «Жизнеописании Пророка (мир ему и благословение)» упоминает, что ещё на заре распространения Ислама самые почитаемые люди из курайшитов, являвшиеся тогда язычниками, после нескольких неудачных попыток отговорить Пророка (мир ему и благословение) от посланнической миссии, собрались, чтобы поговорить с ним ещё раз, и они предложили ему следующее: «О Мухаммад! Если ты пришёл с этим делом, желая получить богатство, то мы соберём для тебя богатство, и ты станешь самым состоятельным среди нас. Если ты хочешь этим завоевать почёт среди нас, то мы сделаем тебя господином над нами. Если ты добиваешься этим власти, то мы сделаем тебя царём над нами…» и т. п.

Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отказался от богатства, предводительства и власти. Обратите внимание, дорогие братья и сёстры, Пророк (мир ему и благословение) не сказал: давайте-ка я сперва возьму всё то имущество и власть, которые они предлагают мне, стану богатым и почитаемым человеком, а затем с помощью своих богатств и власти стану распространять призыв к религии Аллаха и сформирую хорошее, гуманное общество. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выбрал для этого другой путь: путь призыва к знаниям и вере, путь просвещения и воспитания своего народа. И отвечая язычникам тогда, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если вы примете от меня то, что я принёс вам, то это ваше счастье в этом мире и в мире ином».

Первые слова, обращенные к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) при ниспослании Откровения, были: «Икра!», что означает: «Читай! Изучай! Исследуй!»

В одной из битв между мусульманами и язычниками в плену у мусульман оказалось определённое количество многобожников, среди которых были и люди, обученные грамоте. Пророк (мир ему и благословение) предложил им свободу взамен на то, что каждый из них обучит десять мусульман чтению и письму. Этот случай также указывает на большую важность, которую Пророк (мир ему и благословение) уделял просвещению народа.

Общеизвестны хадисы, призывающие к приобретению знаний: «Стремитесь к знаниям от колыбели до могилы!» «Приобретайте знания, даже (отправившись в далёкий) Китай!», – гласит другой хадис.

И таких имеется множество. Да и в священном Коране имеются многочисленные аяты о важности и необходимости приобретать знания. Всевышний просветил и воспитал Пророка (мир ему и благословение) посредством Корана, привил ему все те достойные качества, содержащиеся в священном Писании, а затем и упомянул об этом в Своей Книге:

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ (القلم، 4)

«О Пророк, поистине, ты обладаешь великим нравом и прекраснейшей культурой!» Та-кое толкование даёт этому аяту толмач Корана – Абдуллах ибн Аббас.

А впоследствии Посланник Аллаха (мир ему и благословение) на этих морально-этических качествах и знании воспитал мусульман и построил образцовое общество, в котором господствовали справедливость, равноправие, безопасность, просвещённость, принципы гражданственности, в истинном смысле этого слова. Ведь арабы до пришествия Пророка (мир ему и благословение) были людьми невежественными, грубыми, заблудшими. И Пророк (мир ему и благословение) посредством знаний вывел их из мрака невежества к свету. Он основал новое цивилизованное государство в Медине, опорой которого являлись уже те просвещённые и благовоспитанные мусульмане. Это исторический факт.

Однако спустя некоторое время после кончины Пророка (мир ему и благословение) в истории Ислама имели место такие же смуты, какие происходят и в настоящее время. Давайте вспомним несколько примеров и рассмотрим, что же послужило причиной этого.

Вспомним великую смуту, которая случилась (в 656 году) во времена правления Хали-фатом Усмана бин Аффана, названной историками первой смутой в истории Ислама. Вследствие этой смуты был убит и сам повелитель правоверных, и было положено начало расколу мусульманской общины на суннитов и шиитов.

Также вспомним смуту, имевшую место в эпоху четвёртого праведного халифа Али бин Абу Талиба и которую посеяли хариджиты (раскольники, сепаратисты). Причём эти люди в начале оказывали халифу Али всевозможную помощь и защиту, но вскоре они восстали против него и стали враждовать с ним. Что же послужило причиной этих смут?!

Несомненно, их зачинщики стали жертвами крайностей, радикализма. Ведь известно, что Ислам в своих вероубеждениях и правилах поведения основывается на умеренности. А понять пределы умеренности в нём возможно только посредством норм и мерил истинных знаний.

Среди этих мятежников не было ни сподвижников, ни их детей. Как пишут историки и богословы, в частности, шейх Рамадан аль-Бути, большая часть мятежников состояла из грубых, невоспитанных, непросвещённых молодых людей. Они не обладали теми мерилами религиозных знаний, посредством которых могли отличить истину ото лжи. Это привело их к обвинению халифа Али в неверии и его убийству.

И это всё несмотря на то, что сподвижники были такими людьми, которых восхвалил сам Пророк (мир ему и благословение), он предостерегал от плохого обхождения с ними, в особенности это касается праведных халифов.

Конечно, этими смутами из-за кулис управляли недруги мусульманского государства, как это происходит и в настоящее время, однако основной движущей силой, жертвами в них была непросвещённая в вопросах религии молодёжь.

Какое же назидание есть в этих историях для нас?!

В наше время история повторяется. Во-первых, те, которые по той или иной причине оказались в рядах радикалов и экстремистов, в основном это молодые люди, рождённые в 80-е годы. Если бы тогда, в 90-е годы, когда учёные-богословы подчёркивали необходимость уделить должное внимание религиозному просвещению народа, мы вняли бы их призыву, может быть, нам удалось бы избежать сегодня этой проблемы. Ведь этим молодым людям тогда было всего лишь по 10–15 лет. Но, как говорится: история не терпит сослагательного наклонения.

Во-вторых, в настоящее время есть множество государств, которые весьма состоятельны в материальном отношении. Однако, как мы рассмотрели выше, наличие лишь богатства без облагораживания нравов и просвещения народа не достаточно для того, чтобы представители этого общества жили в гармонии, мире и согласии. Жители многих указанных государств, несмотря на своё материальное состояние, достигли пика духовно-нравственной деградации, где, к примеру, понятия «мать» и «отец» заменили на «родитель 1» и «родитель 2». У подобных государств нет и не может быть будущего, и история является тому свидетелем.

Поэтому, считаем, что указанного рода утверждения исламоведов несут в себе нестабильность и опасность для российского общества.

Хвала Всевышнему, в последние годы наше государство, осознавая, что лучше и легче заняться религиозным просвещением народа, нежели бороться со всякого рода проявлениями невежества в вопросах религии, как радикализм, экстремизм, сепаратизм и т.п., также уделяет внимание вопросу религиозного образования. В октябре месяце текущего года о необходимости поддержки и развития традиционного Ислама в РФ говорил и директор ФСБ А.В. Бортников. Однако считаем, что прилагаемые на сегодняшний день усилия недостаточны, чтобы в итоге прийти к просвещённой, а значит и мирной России. Для этого необходимо обучать наших детей культуре и основам мусульманского вероучения, начиная со школьной скамьи. Хороший опыт в этой сфере есть у Республики Ингушетии. В таком случае мы добьёмся довольства Создателя и развития нашего государства.




Коран: сура «Юсуф», аят 111.

Ибн Хишам. «Сира ар-Расуль». Бейрут, 2000.

Коран: сура «аль-‘Аляк», аят 1.

Коран: сура «аль-Калам», аят 4.

М.П. Гаджиев. История Ислама. Ч. 1. Эпоха Пророка Мухаммада и его Праведных халифов. М., 2012. С. 263.

Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. «Фикхас-сира ан-набавийя». Каир, 1999.

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки