Стрекоза или муравей?

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,
 Как зима катит в глаза.
   Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.

И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза, предавшись песням и танцам, беспечно провела своё лето. Музыка и пляска настолько вскружили голову несчастной стрекозе, что она и думать не желала о том, что придёт конец «красному» сезону. Но лето прошло, наступили холода, и тогда она жалкая, голодная и продрогшая ищет помощи у Муравья. Муравей же славится своим трудолюбием, и трудится он во благо себе и своему семейству, чтобы в тяжелый час не оказаться в затруднительном положении. Наверно, именно поэтому попрыгунья обращается к нему за помощью, заведомо зная, что у него-то припасы на зиму готовы.

Вот так же легкомысленно, как эта Стрекоза выглядим и мы, заранее не готовясь  к предстоящей зиме, то есть Судному дню.  Может голову вскружить нам здоровье, богатство, слава, успех, карьерный рост, и даже наши дети могут стать причиной искушения: «Знайте, что ваше имущество и ваши дети — испытание для вас и что у Аллаха уготовано великое вознаграждение» (сура Аль-Анфаль, аят 28). И в этаком головокружительном успехе кто-то может забыть о зиме, а кто-то думает, что до неё есть ещё уйма времени. Полагая, что конец земной жизни ещё долго не наступит, человек может позволить себе отложить первостепенное, самое главное, что может быть в его жизни – поклонение Всевышнему Аллаху.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает,

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Во время плясок и песнопений, скорее всего, Стрекозе было жалко Муравья- труженика. А может, в тот момент она презирала Муравья? Но лето прошло для обоих – и для Муравья, и для Попрыгуньи.  Эйфория псевдо-счастья певуньи обернулась голодом да холодом. Псевдо потому, что настоящее счастье не проходит с летом, наоборот, оно ещё ожидает труженика. А муравей оказался подготовленным к зиме, и в этом его спасение и счастье. Далее в басне Крылова:

Злой тоской удручена,

К Муравью ползёт она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» –

Чтобы не погибнуть, Стрекозе приходится обращаться за помощью к Муравью. И тут переломный момент: ещё летом она, может, жалела «бедняжку» или презирала его, а теперь униженно ползёт к нему за помощью. Что чувствует в этот момент она? Сожалеет ли о бездарно проведённом лете? Поглощает ли её зависть к благосостоянию Муравья? А ведь она могла бы также подготовиться к зиме, ей никто не препятствовал в этом. К материальным мучениям героини басни можно приплюсовать душевные терзания за то, что она могла, но не сделала. Так и люди, которые не покорились Господу миров, будут горько сожалеть о том, что за отпущенный им срок земной жизни они так и не успели подготовиться к встрече с Создателем. Чтобы не растратить драгоценное время попусту, как это сделала попрыгунья, надо последовать наказу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий (т.е. смерть)» (хадис приводит Ат-Тирмизи). Думая о смерти, нам с вами не захочется пускаться в бессмысленные пляски, а захочется раскаяться в грехах, взяться за своё поклонение, засучив рукава, чтобы хоть как- то уже начать подготавливать себя к Судному дню.

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» –

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

  Так, что голову вскружило».

Как искренне удивляется Муравей поведению стрекозы: «Как так возможно – провести целое лето в плясках и песнопениях?»  Вполне логичный вопрос, который касается и нас с вами. Как мы проводим нашу жизнь? Сравнение в том, что певунья забыла о зиме и не подготовилась к ней, то есть не позаботилась о том, что будет есть и где будет жить. А человек, занимая себя мирскими заботами, мечтая о мирском богатстве и нередко воплощая мечты в реальность, забывает о своем конце, о предстоящем отчёте в Судный день. В поисках пропитания иногда мы заходим слишком далеко, так далеко, что порою не находим времени для того, чтобы совершать обязательную пятикратную молитву. Обманываем мы себя тем, что заняты поиском пропитания, а поклонение можно отложить. Но в действительности это нужно совмещать, иначе мы станем глупыми Стрекозами. Совмещать для того, чтобы жить в достатке, не прося помощи у других, а может, и помогать окружающим, родным и т.д. Но ни в коем случае не уравнивать одно с другим: поклонение Всевышнему и послушание Ему это наша прямая обязанность и в этом наше счастье, а поиск пропитания это всего лишь необходимость, при правильном дозволенном способе такой поиск тоже становится поклонением.

«А, так ты…» – «Я без души

Лето целое все пела». –

 «Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!»

Певунья оправдывается перед Муравьём тем, что без души лето целое всё пела, но Муравей отказал ей в помощи. А какое оправдание найдём мы для себя в Судный день? Нам нельзя быть настолько самонадеянными, чтобы думать, что Всевышний нас потом простит, это так глупо. Каждый пожинает плоды того, что посадил. Милостивый и Милосердный Господь принимает наше искреннее покаяние, пока мы ещё дышим, и ангел смерти не явился нам. Действительно, это шанс для нас, за который мы должны ухватиться очень крепко и не отпускать никогда. Честно, не хотелось бы быть на месте Стрекозы, а вам? Но только от Аллаха помощь в религии и в других делах, поэтому мы будем просить у Всевышнего помощи и наставления на истинный путь.  Аминь. 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки