В какую школу записать ребёнка?

Пошаговая инструкция на основе личного опыта

Для многих родителей будущих первоклассников наступает волнительная пора: в какую школу записать ребёнка?

Нашу семью этот вопрос также коснулся, т.к. в сентябре 2014 года сыну предстоит пойти в первый класс, иншааллах.

И сегодня мне бы хотелось поделиться со своими читателями опытом нашей семьи по выбору школы, поделиться советами, которые, возможно, помогут и вам.

Итак,

1. Весной, за год до поступления в школу, запишитесь на подготовительные курсы во все приоритетные школы

Обычно эта запись начинается в марте-апреле, а в мае уже проходят родительские  собрания.

Это не значит, что вам стоит или предстоит ходить на курсы по подготовке к школе и что вы обязательно будете на них ходить.

Записываться на курсы по подготовке можно, не выходя из дома, только по телефону. Но не упускайте возможности побывать в стенах школы. Это лишь дополнительная возможность увидеть изнутри те школы, которые вошли в ваш приоритетный список. Присмотритесь к организации записи в школу, к руководству, секретарю, потенциальным учителям. Прочувствуйте их и оцените для самих себя: ваше или не ваше.

Из личного опыта: мы решили записаться на курсы по подготовке в школу в конце мая прошлого года (2013). Стали подходить к одной школе, во дворе которой полным ходом шла подготовка к последнему звонку. Выпускники, учителя были заинтересованы процессом, «жизнь кипела».  Нас записали на курсы, сказав, что все классы уже сформированы, мы пока попадаем в дополнительный список. Нам всё очень вежливо и понятно объяснили. Вопросов не осталось.

Через 15 минут мы были во дворе второй школы. Было ощущение, что все вымерли: коридоры пусты, начальства нет на месте, про курсы никто ничего сказать не мог. И что поразило меня: на трёх окнах подсобных помещений красовались новогодние картинки. Я, проработав более года в государственном учебном заведении, не могла понять, как же проверочные комиссии могли допустить такое? 

В третьей школе нам сообщили, что приходить вовсе не обязательно, т.к. всё равно запись будет проходить через сайт школы. Эта школа славится своей «продвинутостью» в плане технической оснащенности и богатства. Но такое техничное отношение наблюдается и к ученикам школы…

2. Видеоознакомление

Летом отдыхайте, расслабляйтесь и ни о чём не думайте.

А вот в конце августа, вернувшись с отдыха, поищите в Интернете видеозаписи торжественных мероприятий Дня Знаний тех школ, которые вас заинтересовали.

Наверняка всё лето ребенок слышал от родственников слова о том, что «вот и тебе скоро в школу…», поэтому ему будет интересно узнать, что же это такое. Пусть ваше первое знакомство будет через видеоролики о 1 сентября в  понравившихся  вам школах.

3. 1 сентября вместе с ребёнком сходите на праздничную линейку

Узнайте, во сколько будут проходить торжественные линейки будущих первоклассников. Сходите на линейки, присмотритесь к организации, «близости» речи руководства и учителей к детям. Наблюдайте за учителями 3-4 классов, потенциальными учителям вашего ребенка.

Из личного опыта: мы с сыном 1 сентября 2013 г. попали на несколько праздничных линеек. Ему всё было очень интересно, сын был вдохновлён и увлечён. В следующем году ему будет не так тревожно идти на праздничное мероприятие.

4. В сентябре предшкольного года проходят собрания по подготовительным курсам

Вот, наконец, и собрания по подготовительным курсам. Вам должны позвонить и пригласить на собрание. Если звонков нет, позвоните сами.

Если вы не успели записаться весной, то не поздно записаться и сейчас.

Сходите на все собрания выбранных вами школ. Вновь присмотритесь к организации собраний, к атмосфере.

На собрании должны присутствовать все учителя, которые в сентябре будущего года будут набирать себе первоклассников. То есть это те, кому вы должны будете доверить своего ребенка в ближайшие 3-4 года. Это очень ответственный момент!

Как правило, на собрания ходят родители одни, без детей. Мы намеренно ходили с сыном, а если была возможность, то и с супругом.

Вы можете увидеть реакцию ребенка на учителя, спросить его мнение. Это очень важный опыт! Но не давите на ребенка, не навязывайте мнение, не перекладывайте на него выбор учителя, он ещё слишком мал для такого ответственного выбора! Интересуйтесь его мнением мягко, аккуратно, смотря на его реакцию. Избегайте утверждений: «Это твой будущий учитель». А вдруг это будет не так?

 Из личного опыта: мы с сыном ходили на собрания в три школы. В одну по прописке, в две – приоритетные.

Школа по прописке нам не подходила, но гарантии, что мы попадём в выбранную нами школу, не было. Поэтому и эту школу надо изучать со всех сторон.

Одна из самых приоритетных и расхваленных школ в моем списке первенств отпала сразу. Она «проиграла» всем выбранным школам по организации собрания, по манере общения завуча с родителями. Нам не дали возможность выбрать учителя. Всё было организовано с позиции: у нас школа ломится от желающих, мы в вас так сильно не нуждаемся, так что не мы навстречу вам, а вы соглашайтесь на наши условия.

На собрания по подготовке к школе мы ходили исключительно для того, чтобы разведать школу. А не с целью ходить на сами курсы.

5. Отзывы в Интернете

В Интернете сейчас можно найти всё, что угодно, в том числе отзывы о школах и учителях.

Советую ознакомиться с отзывами, но не брать их близко к сердцу. Очень часто отзывы пишут обиженные, не всегда адекватные родители или бывшие учащиеся школы. Один человек может писать отзывы под разными именами на разных сайтах. Положительные отзывы могут писать сами работники школы.

Это не значит, что всё, что пишется – неправда, но не стоит доверять этой информации на 100% и собирать весь негатив на просторах Интернета. Обычно родители, которым всё нравится, не сидят на просторах Инета, им попросту некогда этим заниматься.

6. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите

В настоящее время в Москве все дошкольные и школьные учреждения обязаны иметь свой информационный сайт.  Изучите его со всех сторон. Он также имеет свой климат. Бывает, сайт излишне официален, помпезен. Ощущение, что сайт не для родителя и ученика, а для официальных органов и для отчётности. Часто это подтверждается и в жизни.

А бывает, зайдешь на сайт, и тебе хочется оказаться внутри всей системы школы: жизнь кипит, живые отчёты, отражение множества мероприятий.

И хотя бывает так, что школа замечательная, но «руки до сайта не доходят», знайте, что это прошлый век. В настоящее время всё чаще и всё настоятельнее требуется информационное оснащение сайта учреждения, показывающее его прозрачность.

7. С 15 декабря начинается запись в школы

Запишитесь во все школы, которые вам интересны. Законы меняются, условия записи в школы тоже.

В этом году условия таковы: вы имеете право записать ребенка в любую школу, в которую желаете. Но приоритет будет отдаваться тем детям, которые относятся к школе по прописке. Если в школе останутся места, то далее руководство начинает работать с так называемыми дополнительными списками. Обычно это происходит в феврале-марте (но, повторюсь, законы меняются).

Из личного опыта: в Москве, где мы живём, введена электронная запись в школы. Мы записались в три школы: одну по прописке и две приоритетные. Не записаться в школу по прописке не имеете право. Из этой школы нам позвонили практически сразу и предложили принести документы. Они в своей базе данных видят, что помимо их школы, мы выбрали ещё и другие. Поэтому они понимают, что я не стремлюсь в их школу. А отказать мне надо вежливо. Ведь никто не дает гарантии, что в приоритетной школе останется для нас место и что именно в школе по прописке, которая нас не совсем устраивает, нам не придётся учиться.

Скажите, что пока не определились точно, что ждёте Дня открытых дверей, чтобы определиться окончательно со своим выбором.

8. Сходите на День открытых дверей

Каждая школа обязана провести День открытых дверей для будущих первоклассников.

Иногда он бывает два раза в году. В этом году Дни открытых дверей официально запланированы на март месяц. Некоторые школы с разрешения Департамента образования проводят Дни открытых дверей чаще, чем один раз.

Обязательно сходите на День открытых дверей всей семьей.

9. Пообщайтесь с выпускниками, с родителями

Беседа с родителями, поджидающими детей около школы, будет нелишней. Спросите, что они думают об учебном заведении. Можно расспросить и самих учеников.

10. Обратите внимание на программу обучения

Пожалуй, это самый сложный вопрос…

Чёткости и ясности по нему нет во всей стране. Если раньше все мы учились по стандартной программе и по одинаковым учебникам, то сейчас великое множество выбора.

На собраниях руководство или говорит вскользь о программе обучения или называет программу, не раскрывая её сути и отличительной особенности. В этот момент я обычно смотрю на лица родителей. Затем, общаясь лично на детской площадке, задаю вопрос, а знают ли, что за программа, которую нам называли на собрании. 99% родителей не понимают, о чём идёт речь или, если слышали о том, что «там учат по Петерсону, его хвалят», не знают, в чем же специфика этого «петерсона».

В данной статье я не ставлю цель раскрыть суть и особенности каждой школьной программы. Лишь хочу назвать основные из тех, по которым наверняка занимается школа вашего района:

Школа России

Школа 2100

Школа 2000…

Перспектива

Начальная школа XXI век

Гармония

Развивающая программа Л. Занкова

Развивающая программа Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова

Каждая школа сама определяет, по какой программе будут учиться дети. Часто в одной параллели два разных класса учатся по двум разным программам. Узнайте, какая программа выбрана вашей школой и в чём её особенность, подойдёт ли вашему ребёнку тот или иной подход к обучению.

11. «Я шла к определённому учителю»

Однако традиционно можно услышать следующее: «Я иду не к программе, я иду к определённому учителю». И это верно!

Но! Я бы не сбрасывала со счетов выбор образовательной программы. Бывает, что учитель замечательный, но ребёнку не подходит никак развивающая программа Л.Занкова. И ему было бы проще, легче, интереснее и безопаснее учиться по программе Школа России.

Очень часто можно слышать, что родители могут выбрать учителя и к нему можно записаться. Но не всегда это бывает так… Иногда руководство школы записывает вас принудительно к учителю, не давая вам право выбора и руководствуясь какими-то странными приоритетами, например, количество мальчиков и девочек в одном классе. Бывает, что наоборот, вас спрашивают и с вами советуются. Это не может не подкупить.

Из личного опыта: в одной школе на курсах по подготовке нам не дали никак выбрать учителя, которого мы хотели и не позволили перевестись из одной группы в другую.  Если такое отношение было на платных курсах, на которые я не обязана ходить и ко мне должны относиться, как к покупателю («клиент всегда прав»), то, что же будет, когда ребёнка впишут в эту школу?

В другой школе я видела, как 80% родителей стремительно побежали записываться к разрекламированному учителю, что ей даже приходилось отказывать некоторым мамам-папам. Но мое родительское нутро чувствовало: это не наш учитель! Позже я удостоверилась в данном факте. Учитель строгий, принципиальный, то, что сейчас ищут для своих детей многие родители, говоря, что с детьми иначе нельзя, им нужна дисциплина… Второй, менее популярный учитель, был мягким, добрым. И этот тот учитель, который подошёл бы нашему исполнительному сыну, которому не нужен требовательный учитель. Эти же размышления и подтвердила завуч школы. Отрадно было, что она интересовалась мнением родителей и давала возможность выбора,  приглашала нас на ознакомительные занятия учителя, давая возможность присутствовать на занятиях по подготовке к школе и увидеть учителя в действии, чтобы понять, подходит он ребёнку или нет.

Если вам не предлагают такой выбор, предложите его сами руководству школы. Как говорится: ваше дело спросить…

Вы сделали всё, что могли. Положитесь на Всевышнего Аллаха.

Конечно, вы как верующий человек полагаетесь на Аллаха, читаете намаз истихару, дуа о выборе лучшей школы и лучшей учительницы, и лучшего класса для вашего ребёнка. Но не забывайте, что под лежачий камень вода  не течёт. Вы проделали за эти полтора года огромную работу по выбору школы. И дай Аллах, чтобы вы не ошиблись, так же, как и наша семья.

Ведь наша задача - привязать верблюда и сказать: «Иншааллах».

Юлия Замалетдинова, канд.психол.наук,

Гл. редактор детского журнала «Светлячок и его друзья»