Формы пренебрежения жизнью. Часть 1

«Излечение от твоих болезней таится в тебе.

Ты считаешь себя ничтожной частичкой, но на самом деле

в тебе сокрыта великая Вселенная»

Али ибн Абу Талиб

Мы можем знать о ценности времени, о важности близких людей, о ценности данных нам благ и о великих последствиях наших поступков. Но знать о высокой цене чего-либо и действительно ценить эту вещь – не одно и то же. Художник Пабло Пикассо сказал: «Некоторые художники изображают солнце жёлтым пятном, другие же превращают жёлтое пятно в солнце». То же самое делают люди со своей жизнью: превращают солнце в тусклое жёлтое пятно. Некоторые делают так всегда, некоторые изредка, а иные не делают такого никогда. Я думаю, что качество жизни каждого человека зависит от того, насколько он ценит её. И, как видно, людей, которые живут в соответствии с высокой ценностью своей жизни – не так много. В чём проявляется наше несправедливо- негативное отношение к жизни?

Отказ от самостоятельности

«Платон мне друг, но истина дороже»

Самостоятельность – это способность к контролю над своей жизнью, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения и быть готовым нести ответственность за них. Многие делят ответственность за свою жизнь с другими: родственники, близкие, общество, друзья, соседи. И прежде чем что-то сделать, у них автоматически возникает вопрос: «а что подумают, а что скажут другие (важные лица)».

А что на самом деле? Даже если человек позволяет другим людям влиять и контролировать на его решения и поступки, его ответственность за его дела ни на йоту не снижается. Всевышний говорит(смысл): «Скажи : "Неужели я стану признавать Господом кого-либо кроме Аллаха? Ведь Он — Господь всего сущего". И какое бы ни совершил человек, только он в ответе за . И никто не понесёт ноши другого. А затем к Господу своему вы будете возвращены, и Он разъяснит вам то, в чём вы не соглашались друг с другом»».

Стремясь к близости с окружающими, человек позволяет им управлять собой, управлять своими вкусами, предпочтениями, убеждениями. Но будет ли эта близость так важна в Судный день или когда человек окажется один в могиле? Что тогда действительно будет важно для человека? Конечно, близость – это важная часть жизни верующего, но – не ценой своего спасения и испорченных отношений с Аллахом.  Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на гнев людей, тот получит и довольство Аллаха, и довольство людей. А тот, кто стремится к довольству людей, гневя этим Аллаха, тот получит и гнев Аллаха, и гнев людей». Также в хадисе Кудси Всевышний говорит: «О сын Адама! Ты боишься и стесняешься людей, но не стесняешься Меня и Моих ангелов в ослушании Мне и в оставлении повиновения Мне».

Деля возможность контроля своей жизни с другими людьми, человек как бы отдает какую-то часть жизни на распоряжение им, хотя фактическим хозяином и ответственным за неё остаётся он сам.

Подражание и уподобление

Признаком того, что человек не ценит свою жизнь, является факт его подражания кому-либо другому. Подражание выражается не только тогда, когда человек перенимает чужие убеждения, ценности, нормы, но и тогда, когда он «перенимает» и строит свои отношения, подражая другим, а не в соответствии со своими желаниями и глубинными потребностями. Так происходит, когда один человек в ответ на несправедливость и критику другого начинает вести себя, уподобляясь ему. Или, когда в ответ на недоброе отношение другого он отвечает тем же неприятием и отдалением. Подобное «подражательское» поведение – это признак того, что верующий не ценит свою жизнь. Потому что очевидно, что он готов продать одну из лучших её частей (великодушие и широкая любовь к братьям по вере) в ответ на чью-то незрелость. Истинный верующий желает добра своему брату по вере даже в тех ситуациях, когда тот «не ведает, что творит» и ведет себя по-детски. В книге «Исследование сокровенных тайн сердца» имам аль-Газали приводит такой хадис: «Не будьте подражателями, которые говорят: «Если люди хорошо к нам относятся, то и мы будем также с ними обходиться, а если они будут обижать нас, то и мы будем обижать их. Но приучайте себя к тому, чтобы отвечать добром на добро людей и не обижать их  в ответ на плохое отношение к вам».

Интерес к чужой жизни

«Мусульманин не должен заниматься

тем, что его не касается»

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует

Ещё одна форма пренебрежения собственной жизнью  - это неуместный интерес и неравнодушие к чужой. Причём интерес, рвение и страсть к обстоятельствам судеб других идут об руку с бездеятельностью в области собственной жизни. Такие люди часто дают советы, о которых их не просили, учат жизни, критикуют, пытаются наставить на истинный путь. Потеряв ощущение влияния на свою жизнь, такие люди пытаются оказать его на других. Они подобны сидящему за столом человеку, который, не видя перед собой своей тарелки с едой, заглядывает в чужое блюдце. Неблагодарное и бессмысленное занятие. Такая модель поведения характерна для сплетников – потеряв интерес к своей жизни, они любопытствуют в отношении чужой и чужие проблемы волнуют их больше собственных.

Вообще, самое полезное, что каждый человек может сделать для других – это научиться заботиться в первую очередь  о самом себе, самостоятельно строить свою жизнь и достигать в ней благополучия.

Выбор окружения

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек следует вере своего друга, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он дружит». Выбор окружения и близких отражает не только наш вкус, но и отношение к жизни. Тот, кто ценит жизнь как дар, выбирает и соответствующих друзей. Абу Сулайман ад-Дарани говорил: «Води дружбу только с двумя: человеком, благодаря ко­торому ты можешь получить пользу в своих мирских делах, и человеком, благодаря которому ты получишь пользу в том, что относится к миру вечному. А иметь дело с другими есть ве­ликая глупость!»

Сближаться с людьми духовно незрелыми и не ищущими путей мудрости и веры или ставить таковых выше себя, подчиняясь их влиянию, прислушиваясь к их советам, перенимая их установки, позволяя им учить себя, направлять по жизни или в отдельных сферах деятельности – это путь в обратную сторону развития.  Потому что люди, которые не ценят своей жизни, вряд ли придадут ощущение ценности чьей-то другой.




Коран, сура «Аль-Анъам», аят 164.

Ат-Тирмизи, достоверный хадис

Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Навави